Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

О МОДЕЛИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

Прокофьева М.А. 1 Молбасынова Ж.М. 2
1 АО «Казахская академия спорта и туризма»
2 Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова
Проведена экспериментальная работа, позволившая авторам разработать модель военно-патриотического воспитания молодежи, определить содержание, критерии и уровни исследуемого качества, сделать выводы и сформулировать педагогические условия военно-патриотического воспитания молодежи допризывного возраста.
модель военно-патриотического воспитания
патриотизм
военно-патриотическое воспитание
критерии
показатели и уровни военно-патриотического воспитания
1. Белоусов Н.А Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к службе в Советской Армии: Автореферат дисс. … док.пед.наук. Минск, 1990.
2. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. – Алма-Ата: Мектеп, 1984. – 134 с.
3. Мальтекбасов М.Ж., Прокофьева М.А., Утегенов Е.К., Куракбаева А.Ж. Критерии сформированности патриотизма у будущих защитников Отечества// Проблемы и перспективы развития образования (II) Материалы Международной заочной научной конференции Пермь, 2012. Россия с.28-31.
4. Прокофьева М.А., Куракбаева А.Ж., Утегенов Е.К. Мониторинг психологической готовности допризывников к защите Отечества. //Журнал «Молодой ученый» (№ 6(41)), Россия, 2012. с.420-426
5. Мальтекбасов М.Ж., Прокофьева М.А., Утегенов Е.К., Куракбаева А.Ж. Мониторинг сформированности личности будущего защитника отечества. // Журнал «Молодой ученый» (№8 (43)), Россия, 2012. с.349-353.
6. Сочин С.А., Прокофьева М.А., Куракбаева А.Ж. Боевые традиции казахского народа – основа военно-патриотического воспитания будущего учителя. // Журнал «Молодой ученый» (№9 (44)), Россия, 2012.
7. Мальтекбасов М.Ж., Прокофьева М.А., Утегенов Е.К., Куракбаева А.Ж. Formation of readiness of preinduction age pupils to defense of fatherland in the course of military patriotic education// European Science and Technology [Text] : materials of the II international research and practice conference, Vol. III, Wiesbaden, May 9th–10th, 2012 / publishing office «Bildungszentrum Rodnik e. V.». – с. Wiesbaden, Germany, 2012. С.396-401
8. Сочин С.А., Прокофьева М.А., Куракбаева А.Ж. Проблема военно-патриотического воспитания. // Материали за VIII международна научна практична конференция, «Динамиката на съвременната наука», июль 2012. Том 6. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. С.48-52.

Произошедшие на рубеже веков в Казахстане радикальные социально-экономические и политические преобразования требуют нового осмысления проблем военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Каждая страна, любой народ стремится осуществить три главные жизненные цели: безопасность, процветание и развитие.

К сожалению, объективная реальность свидетельствует о нарастании негативных тенденций в молодежной среде, проявляющихся в бездуховности, социальной апатии, наркомании, росте преступности. Кроме того, установлено, что значительная часть молодежи допризывного и призывного возраста не соответствуют требованиям психической, физической и функциональной подготовленности к службе в рядах Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Исторический опыт убедительно свидетельствует, что без поддержания боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности, формирования чувства верности и преданности своему Отечеству не может быть полноценного государства, способного достойно обеспечить, укрепление мира, международной и региональной безопасности, защиты независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.

Важнейшим условием существования любого государства является крепкое, стабильное гражданское общество, способное обеспечить национальную безопасность. Поэтому военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, как одна из важнейших и приоритетных целей государственной политики в любой области ее реализации, представляется на сегодняшний день объективной необходимостью и необходимым условием развития современного общества.

Проблема патриотического воспитания учащейся молодежи занимает одно из важных мест в общей проблематике педагогических исследований, что подтверждается многочисленными теоретическими и практическими разработками многих ученых.

Военно-патриотическое воспитание включает в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, военных традиций и обычаев. Оно является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности, оно характеризует её гражданскую зрелость и проявляется в её активной деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им. Он выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности. Как правило, патриотизм служит сплочению различных социальных, национальных, религиозных и др. групп соотечественников, что особенно отчётливо проявляется при возникновении внешних вызовов или угроз.

Истинная ценность патриотизма особенно полно проявляется в наиболее сложные и трудные периоды жизни общества, когда имеют место реальные угрозы его существованию. В политической практике многих видных государственных деятелей всех времён и народов имеется немало характерных примеров обращения к Отечеству для достижения наиболее сложных целей, задач, решение которых предполагало в качестве важнейшего условия сплочение и объединение нации.

В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение и ориентиры, интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие слои общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения обществу и государству.

В то же время, следует признать, что объективная реальность свидетельствует об ослаблении военно-патриотического воспитания молодежи. Говоря о будущем поколении, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев выразил тревогу в связи с недостаточностью, нечеткостью в проведении воспитательной работы среди молодежи в духе патриотизма, любви к Родине, к народу, к земле.

В настоящее время в педагогической науке остро стоит вопрос о соотношении воспитания, образования и развития. Нередко ставится под сомнение такой ранее фундаментальный принцип образования как его патриотическая направленность. Наш подход к данной проблеме состоит в том, содержание образования должно быть направлено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов Казахстана.

Военно-патриотическое воспитание как самостоятельное направление воспитания можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова оно мыслится как составная часть воспитания, как совокупность педагогических воздействий, осуществляемых не только в процессе специально организованной воспитательной работы и начального военного обучения, но и всем укладом общественной жизни.

В узком смысле слова военно-патриотическое воспитание необходимо понимать, как специально организуемое педагогическое воздействие, призванное обеспечить всестороннюю подготовку молодежи к выполнению священного долга по защите Отечества.

Под военно-патриотическим воспитанием понимается «специально организуемый, комплексный, педагогически управляемый учебно-воспитательный процесс, главная цель которого состоит в формировании у допризывной и призывной молодежи потребности, всесторонней готовности и умения до конца выполнить свой священный долг по защите Родины»[1, с. 94-95].

На наш взгляд, связующим звеном в процессе военно-патриотического воспитания личности является совокупность трех компонентов деятельности: мотивационно-личностного, содержательного и процессуального [2], которые легли в основу модели военно-патриотического воспитания молодежи.

Предложенная нами модель является попыткой систематизации военно-патриотического воспитания допризывной молодежи. Мы полагаем, что сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к военно-патриотическому воспитанию, получению знаний и умений в данной области. В связи с этим, одной из первоначальных задач деятельности всех структур общеобразовательной школы, является создание у допризывной молодежи положительной мотивации ко всем мероприятиям военно-патриотического характера; получение ими определенных знаний и умений в области военно-патриотического воспитания и службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, что не противоречит разработанной нами модели военно-патриотического воспитания допризывной молодежи (рис. 1).

В соответствии с моделью военно-патриотического воспитания нами была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровней военно-патриотического воспитания у допризывной молодежи. Информация о результатах работы отражена в гистограмме (рис. 2).

pr1.tiff

Рис. 1

pr2.tiff

Рис. 2. Уровни военно-патриотического воспитания у допризывной молодежи

Анализ данных проведенного эксперимента позволил сделать нам следующие выводы:

– уровни военно-патриотического воспитания у допризывной молодежи в целом представлены низким и средним уровнем, высокий уровень исследуемого качества отсутствует;

– разница в показателях контрольных и экспериментальных групп незначительна;

– военно-патриотическое воспитание не может быть эффективным, если не предполагает целенаправленного формирования у учащихся необходимых патриотических чувств и качеств.

Школа обладает большими потенциальными возможностями в области военно-патриотического воспитания. Исходя из теоретических положений, мы считаем, что эффективность военно-патриотического воспитания может зависеть от следующих педагогических условий:

– осознание значимости учащимися военно-патриотического воспитания на современном этапе развития общества;

– осмысление особенностей современного развития общества, выработка умения правильно оценивать исторические события и делать соответствующие выводы;

– потребность в защите Отечества и службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан;

– ценностное отношение к военной истории, военно-патриотической деятельности по интересам (клубы военных историков, знатоков современного армейского вооружения, стрелковый кружок и т.п.).

Апробация изложенных в статье положений проводилась на научно-практических и научно-методических республиканских и международных конференциях. Статья является логическим продолжением опубликованных статей в международных научных журналах [4;5;6] и сборниках международных научных конференций [3;7;8].


Библиографическая ссылка

Прокофьева М.А., Молбасынова Ж.М. О МОДЕЛИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-6. – С. 1030-1033;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35000 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674