Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ОТВЕТСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Абдулаева П.З. 1 Магомедова М.А. 1 Ибрагимова Э.С. 1
1 ГОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская академия»
Статья посвящена актуализации идей социокультурного подхода, которое позволяет решать вопросы приобщения к культурным ценностям в определенном профессиональном пространстве, а также способствует становлению личности будущего специалиста как гражданина, как конкурентоспособного специалиста.
профессиональный рост
социокультурный подход
интерпретация
конкурентоспособный специалист
высшие ценности
1. Иванова Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе. – Волгоград, 2007.
2. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки // Истоковедение. – Т.1,2. – 2007.
3. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. – 2009. – № 9.
4. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на/Д., 2006.
5. Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М., 2003.

В современном мире вместе с ростом человеческого капитала увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества. Развитие профессионального образования рассматривается сегодня в контексте процессов, происходящих в экономике и на рынке труда. Необходимость осмысления этих процессов предъявляет особые требования к подготовке специалистов. Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В связи с этим выпускник профессионального образовательного учреждения должен отличаться умениями самоопределения в пространстве рынка труда через выражение собственной позиции, самодеятельного разрешения профессиональных задач, критичностью мышления.

Конкурентоспособный специалист должен не только стремиться к самореализации в личностном и профессиональных аспектах, но и решать профессиональные задачи с позиции созидания культуры, согласно личностного типа мышления.

Проблема становления современного специалиста связана не только с овладением им профессиональными знаниями и умениями, но и с развитием профессиональной позиции – принципиальным отношением к выбранному делу, которое определяет характер профессиональных действий, профессионального поведения. Профессиональная позиция специалиста требует опору на ценности. Ценности представляют собой стержень личности специалиста и определяют ее позицию.

На сегодняшний день проблема ценностей привлекает все большее внимание, поскольку от того, какие позиции будут определять «дух специалиста», зависит самосохранение россиян как политической общности в физическом и в культурном плане. В работах А. Кирьяковой, А. Асмолова и др. сущностным атрибутом будущего специалиста считается не столько его профессиональное, сколько нравственно-ценностное начало, проявляющееся в ориентации на высшие ценности, определяющие его общегуманистическую направленность как личности и субъекта деятельности.

В социальной и научной литературе термин «ценность» используется для «указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности».

Мы определяем ценность как многоаспектное явление, определяемое социальными обстоятельствами, которые имеют четко заданный культурный смысл, заключающий позитивную и негативную оценку мира в широком значении. Ценность является не чем иным, как психолого-педагогическим образованием, в котором в сжатом виде присутствует непосредственное или опосредованное отношение человека к среде и к самому себе.

Ядром содержания образования в профессиональной подготовке специалиста выступают с позиций социокультурного подхода ценности культуры. На наш взгляд, при обозначении профессиональной позиции наиболее значимы такие ценности как гуманизм, свобода, саморазвитие, творчество.

«Стержнем стержня» позиции современного специалиста, в конечном счете, оказывается то, что И. Кант называл «нравственным законом во мне» и непосредственно связывал с осознанием своего существования.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что необходим пересмотр целей, задач, содержания и методов работы профессионального образования.

Социокультурный под ход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Данный подход базируется на представлении о том, что существует некое культурное пространство, связывающее в единое целое человека и общество. Культурное пространство является фактором организации общественной жизни, обеспечивающим жизнедеятельность человека (А.П. Садохин и др.). Как показывает опыт, сложившийся в ряде школ России, такое ценностное пространство может быть организовано в профессиональном образовании.

Реализация подхода в профессиональном образовании позволяет рассматривать подготовку специалиста с позиции ценностей российской культуры, помогает выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение предметного содержания, развитие коммуникативных, управленческих компетенций, но и развитие ценностно-нравственной сферы будущего специалиста.

При подготовке будущего специалиста в рамках профессионального образования важно создать условия для формирования ценностного ядра профессиональной позиции личности. При этом образование может выступить как один из ведущих факторов формирования нравственных установок, наличие которых помогло бы обучающемуся гармонично войти в контекст культуры.

Введение новых акцентов в подготовку студентов требует уточнения аспектов, базирующихся на идеях социокультурного подхода.

С позиций социокультурного подхода миссией профессионального образования выступает конструирование идентичности личности будущего специалиста как гражданина своей страны. Тогда процесс профессиональной подготовки будущего специалиста необходимо обогатить организационно-методическими средствами и программами, основанными на традициях и обозначенных выше ценностях культуры.

Актуализировать ценности культуры возможно, на наш взгляд, через интерпретацию изучаемого гуманитарного содержания.

Необходимость обращения к интерпретации гуманитарного содержания обосновывается, прежде всего, повышением роли в современном обществе личностного знания, поскольку оно позволяет человеку актуализировать собственные смыслы. В профессиональном образовании важно интерпретировать знания о человеке и его жизни, актуальных для него экологических, экономических, социальных проблемах, но возможные варианты разрешения этих проблем необходимо обозначать в контексте ценностей культуры, в контексте ценностей гуманизма, саморазвития, творчества и свободы. Именно тогда знание даст будущему специалисту возможность сориентироваться не только в разнообразии мира, но и найти социальные и культурные ориентиры, определив свое место в нем.

Предлагая обучающемуся определиться во множественности смыслов явления, объекта, деятельности, образование содействует становлению профессиональной индивидуальности будущего специалиста.

Интерпретация предлагаемого гуманитарного знания может быть направлена на раскрытие социальной сущности определенного явления, рассмотрения условий, при которых оно могло возникнуть, причин, обусловивших возникновение и существование явления. Рассматривая знание в данном контексте, обучающийся овладевает приемами эмоционального раскрытия вопросов предметного содержания, актуализируя жизненно-практические связи.

Опираясь на исследования Ю.А. Ивановой заметим, что знание должно отвечать определенным условиям: обеспечение с помощью предлагаемого содержания тренинга профессиональных действий будущего специалиста, связанного с выявлением ценностных аспектов материала; социальной значимости затронутых в системе задач вопросов.

Очевидно, что гуманитарное знание обладает определенным активизирующим потенциалом, позволяющим представлять варианты его интерпретации в контексте ценностей культуры. Чтобы использовать этот потенциал, следует придерживаться при работе с задачей некоторых шагов:

• обращаться к источникам, содержащим разнообразную социокультурную информацию;

• высказывать мысли, оценки о смысле и социально-культурной значимости различных идей, проблем изучаемого;

• обозначать новое видение предметной области, приобщать обучающихся к сфере культуры.

Таким образом, актуализация идей социокультурного подхода позволяет решать вопросы приобщения к культурным ценностям в определенном профессиональном пространстве, а также способствует становлению личности будущего специалиста как гражданина, человека культуры и субъекта культурных видов профессиональной деятельности. Однако следует отметить, что внедрение идей социокультурного подхода в практику профессионального образования, требует более глубокого анализа и тщательной проработки.


Библиографическая ссылка

Абдулаева П.З., Магомедова М.А., Ибрагимова Э.С. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ОТВЕТСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-3. – С. 503-505;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34926 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674