Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ППС КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА

Алибаева Р.Н. 1 Жаканова Т.А. 1 Кожамжарова К.О. 2
1 КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова
2 КазГосЖенПУ
В статье раскрывается актуальность выбранной авторами темы, которая обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к профессии преподавателя, обладающей огромной социальной важностью. Способность к эмпатии признана одной из важных качеств преподавателя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Обращается внимание на то, что преподавателя не готовят к эмоциональной перегрузке, целенаправленно не формируют у него соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
синдром эмоционального выгорания
социально-психологические факторы
профессиональный стресс
профессорско-преподавательский состав
психоэмоциональное состояние
1. Herbert J. Freudenberger Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues. – 1974. – Т. 30, № 1. – С. 159–165.
2. Maslach C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W. Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
3. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11. – С. 2–16.
4. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 34–56.

Современное состояние казахстанской образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях активной модернизации педагогической деятельности все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам преподавателя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психоэмоциональной устойчивости.

Профессия преподавателя, безусловно, обладает огромной социальной значимостью, так как педагог в вузе не просто передает профессиональный опыт, а формирует будущего специалиста как личность и профессионала. Поэтому психоэмоциональное состояние педагога, его самочувствие является очень важным аспектом профессиональной деятельности, от этого зависит его работоспособность, качество преподавания, качество взаимоотношений со всеми субъектами педагогической деятельности. Способность к сопереживанию (эмпатия), эмоциональная включенность в педагогический процесс признается одним из самых важных свойств преподавателя, однако, этому аспекту подготовки не всегда уделяется должное внимание. Это приводит к тому, что многие преподаватели психологически не готовы к тем эмоциональным перегрузкам, которая предъявляет профессия.

Еще 70-е годы двадцатого века исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров) [1]. Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе стал переводиться как «выгорание» или «сгорание» [2].

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным исследованиям, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [3].

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация – это тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редукция персональных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, в недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, в негативном самовосприятии в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Педагогическая деятельность – одна из наиболее деформирующих личность человека видов деятельности, а педагоги – наиболее подвержены эмоциональному выгоранию [4]. Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерного роста. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа у современного преподавателя требуются дополнительные ресурсы.

Факторы, вызывающие выгорание, мы сгруппировали в два больших блока, выделив организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов. В современных условиях деятельность преподавателя медицинского высшего учебного заведения буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание. Следует еще раз подчеркнуть, что постоянная включенность педагогического состава КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова в инновационные процессы является отличительной чертой современной профессиональной жизни, что особенно выражено в условиях перехода к новым формам социальной и экономической активности на данном этапе развития казахстанского общества. Эти кардинальные организационные изменения во многих случаях приводят к появлению рассогласования между характеристиками новой трудовой ситуации и привычной деятельностью педагога, что в свою очередь детерминирует возникновение выраженных стрессовых состояний. Новая трудовая ситуация, складывающаяся в КазНМУ как организации образования, требует от персонала дополнительных усилий по адаптации к измененной организационной среде, что может закончиться как повышением профессионализма и успешности труда, так и дезорганизацией деятельности и ухудшением здоровья работающих. В том случае, если негативные проявления профессионального стресса у педагогов становятся слишком выраженным, то эффективность организационных изменений в целом может существенно понижаться. Среди множества факторов, вызывающих выгорание, можно отметить большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка профессионального вклада и значимости у руководства и коллег, необходимость быть все время в «форме».

В связи с этим представляется особенно важным на примере конкретных исследований выявить, какие факторы трудовой ситуации играют решающую роль в возникновении профессионального выгорания на разных этапах организационных изменений, чем определяется их динамика, а также как это отражается на функциональном состоянии лиц, работающих в организации.

Нами было проведено исследование по определению наиболее значимых организационных, личностных факторов, вызывающих эмоциональное выгорание у преподавателей. Первый этап исследования был посвящен выявлению наиболее значимых организационных факторов, вызывающих профессиональное выгорание у ППС. Исследование проходило на базе Казахского национального медицинского университета, в исследовании принимали участие преподаватели 36 (42 %) кафедр и сотрудники 3-х отделов, в общем количестве охвачено 435 человек, испорчено 89 бланков. Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, также с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы. Поэтому в анкетах обращалось внимание на удовлетворенность условиями работы. Получены следующие результаты:

● режимом работы удовлетворены –18 %;

● рабочим местом – 18 %;

● обеспечением необходимыми для работы материалами –15 %;

● системой обучения – 16 %;

● системой вознаграждения – 16 %;

● системой управления – 17 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 92 % опрошенных респондентов несут повышенные нагрузки, делают сверхурочную работу, т.е. продолжительность рабочего дня удлиняется. В нашем исследовании системой вознаграждения недовольны 84 %, системой управления 83 % опрошенных, это напрямую приводит к синдрому эмоционального выгорания, так как решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания играет социальная поддержка со стороны коллег, администрации вуза. Для ППС при стимулировании важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.

Также мы выявили мотивирующие работу факторы преподавателей КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, они расположились следующим образом:

● коллектив, дружеские отношения с коллегами – 23,8 %;

● уверенность в завтрашнем дне –23,5;

● самореализация – 19,4 %;

● материальные стимулы: высокая зарплата, социальный пакет – 12,5 %;

● хорошие условие труда–10,3 %;

● карьерные перспективы – 6,3 %;

● профессиональное развитие –1,9 %;

● интерес к работе –1,3 %;

● азарт, соревновательность –1,0 %.

Изучение мотивации деятельности преподавателей позволило нам выявить три основных фактора, которые влияют на его эмоциональную сферу: коллектив, дружеские отношения с коллегами; уверенность в завтрашнем дне; самореализация. И это еще раз доказывает, что преподавательская деятельность в большей степени подвержена влиянию эмоционального выгорания.


al1_1.tif

 


Библиографическая ссылка

Алибаева Р.Н., Жаканова Т.А., Кожамжарова К.О. РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ППС КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-4. – С. 705-707;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34885 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674