Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПОДГОТОВКА ПРИКЛАДНЫХ БАКАЛАВРОВ В ЮТИ ТПУ

Ильященко Д.П. 1
1 Юргинский технологический институт филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Масштабная модернизация отечественной экономики, которая требует непрерывного воспроизводства высококвалифицированных специалистов, что в полной мере относится и к подготовке инженерных кадров для высокотехнологичных производств, где «выполняются работы с применением сварочных технологий при строительстве, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств опасных производственных объектов». Поэтому, то насколько будет согласована меняющаяся потребность отраслей экономики в специалистах данной категории, созданы условия обеспечения качества их подготовки, зависит не только их востребованность на современном рынке труда, но и результат инновационного развития отечественного промышленного потенциала и всего общества. В статье рассмотрены различные аспекты подготовки практико-ориентированных специалистов как в России, так и за рубежом. Предложен вариант развития интегрированной системы подготовки специалистов в рамках программ прикладного бакалавриата.
интегрированная система
производственная практика
профессиональные компетенции
прикладной бакалавриат
трудоустройство
работодатель
высшее образование
практико-ориентированное обучение
1. Алексеенков А.С., Ермаков С.А., Карев В.И. Проблемные аспекты инновационной профильной подготовки студентов машиностроительных вузов / Siberian pedagogical journal. – 2014. – № 4. – С. 197–202.
2. Бабаев Б.Д., Луценко С.В. Взаимодействие высшей школы и бизнеса в организации подготовки кадров для экономики страны// Экономика образования. – 2009.– № 4 (2). – С. 41–46.
3. Ефременков А.Б.. Пахомова Е.А., Бибик В.Л., Калинюк Ю.В. Формирование производственных компетенций в процессе практико-ориентированного обучения. Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – С. 127–132.
4. Ильященко Д.П. Бибик В.Л. Особенности подготовки специалистов-бакалавров в условиях модернизации образования, реализуемые в ЮТИ ТПУ // Дискуссия. – Екатеринбург, Изд-во «Издательский дом «Ажур», 2013. – № 7. – С. 121–126.
5. Чугунов Д.Ю., Васильев К.Б., Фрумин И.Д. Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как? // Вопросы образования. – М., 2010. – № 4. – С. 247–267.
6. Gray K., Herr E. Workforce education: Thebasics. – Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1998. – 326 p.
7. http://uti.tpu.ru.
8. http://teami.spbstu.ru/o-vuze/obshchaya-informatsiya.
9. http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html.
10. http://tpu.ru.

На сегодняшний момент на многих промышленных предприятиях различной отраслевой направленности России имеет место нехватка квалифицированных практико-ориентированных кадров, способных успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы. Выпускники высших учебных заведений не в полной мере могут восполнить кадровые потребности предприятий, так как срок адаптации молодого специалиста на производстве становится слишком большим, а работодатель тратит большие средства на послевузовское обучение молодого специалиста. Эта ситуация является причиной нарастающего противоречия между системой высшего профессионального образования и современным бизнесом и производством. В сложившейся ситуации в высшей школе надо менять классическую технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.

Новую технологию необходимо разрабатывать на основе практико-ориентированного обучения, за основу можно принять систему интегрированной подготовки специалистов, реализуемую успешно в ЮТИ ТПУ, Институт машиностроения «ЛМЗ-ВТУЗ» [3] и других, что должно способствовать повышению мотивированности студента на приобретение профессиональной компетентности и сокращению адаптации выпускников на производстве.

Можно выделить четыре подхода к практико-ориентированному образованию:

1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.

2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.

3. Создание в университете инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.

4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в университете.

«…Следует перенастроить всю систему профессионального образования. Очень многое можно заимствовать из собственного опыта, естественно, на новом уровне. Имею в виду что? Это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений – втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип – обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки». Из послания Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года [4].

На протяжении долгого времени основным базовым предприятием и стратегическим партнером ЮТИ ТПУ было предприятие ООО «Юргинский машиностроительный завод». Однако изменения, проходящие в стране, переориентированность на нефтегазовую отрасль заставили пересмотреть и расширить перечень предприятий (различной отраслевой направленности) для прохождения практики и последующего трудоустройства. Для соответствия возрастающим требованиям к выпускникам кафедры сварочного производства со стороны предприятий различной отраслевой направленности, было принято решение о модернизации подготовки студентов направления 150202 «Оборудование и технология сварочного производства». Одной из животрепещущих тем модернизации высшей школы является повышение эффективности производственной практики [5].

В течение последних 5 лет на кафедре СП ЮТИ ТПУ проводится модернизация подготовки специалистов, ориентированных на одну промышленную отрасль, машиностроение к подготовке универсальных специалистов, способных работать в любой отрасли, поэтому проблема поиска и расширения мест прохождения производственной практики студентами ВУЗа, решается по следующими способами:

1. Систематическое экскурсионное посещение студентами международных выставок передовых достижений в области сварки и предприятий;

2. Прохождение практики на предприятиях различной отраслевой направленности соседних и удаленных регионов страны;

3. Смещение приоритета практики в сторону малых и средних частных предприятий в домашнем регионе и крупных компаний в удаленных регионах.

Выбранный курс модернизации подготовки доказал право на жизнь у студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» и успешно применяется для подготовки бакалавров по направлению 150700 «Машиностроение» рис. 1, 2.

ilias1.tif

Рис. 1. Количество студентов кафедры сварочного производства, прошедших практику (стажировку) на предприятиях, работающих в соседних и удаленных регионах страны

ilias2.tif

Рис. 2. География прохождения практики и трудоустройства выпускников кафедры СП ЮТИ ТПУ (составлено автором)

С 1.09.2013 года ЮТИ ТПУ перешел на реализацию программы прикладного бакалавриата, что дает возможность студентам быстро получить высокую квалификацию и приобрести навыки, востребованные на рынке труда.

Прикладной бакалавриат – это конечная квалификация, которая позволяет осуществить прямой выход на рынок труда и редко подразумевает дальнейшее обучение, хотя и не исключает его. Прикладной бакалавриат уже доказал право на жизнь и успешно реализуется в зарубежных странах: Финляндии, Нидерландах, Франции, Австралии [6]. Формирование профессионального инженера – долгий путь. В зарубежных странах получить звание «профессиональный инженер» можно через 4–7 лет после окончания вуза [7].

Наиболее близкой моделью к интегрированной системе обучения по мнению авторов [7] является дуальная система профессионального обучения, традиционная для ФРГ, немецкоязычной Швейцарии, Австрии и частично внедренная в Дании [8], что и легло в основу разработанной программы обучения студентов для реализации прикладного бакалавриата направления 150700 «Машиностроение», профиль «Оборудование и технология сварочного производства», представлена на рис. 3, использует наработанный опыт практической подготовки студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» [9].

ilias3.tif

Рис. 3. Интегрированная система подготовки (прикладной бакалавриат) [9]

В связи с выбранной спецификой подготовки ознакомительные учебные практики студенты 1 и 2 курсов проходят на предприятиях разной отраслевой направленности, с которыми заключены соответствующие договоры. Студенты 1 курса проходят практику на машиностроительных заводах, студенты 2 курса – в компаниях, работающих в нефтегазовой отрасли, студенты 4 курса проходят производственную практику, уже выбрав для себя приоритетное направление: нефтегазовое, машиностроение, энергетика; химической и т.д.

Прохождение производственных практик позволяет студентам не только приобрести необходимые данные для успешного выполнения ВКР (тематику которой студенты получают на 2 курсе и могут скорректировать в процессе обучения), но и на практике закрепить полученные теоретические знания в области сварочного производства.

Знакомство выпускников ТПУ с потенциальными работодателями осуществляется через [10]:

  • прохождение практик на предприятиях различной отраслевой направленности;
  • участие в ярмарках вакансий;
  • посещение презентаций работодателей;
  • просмотр вакансий работодателей на сайте института.

Результат эффективности работы, проводимой кафедрой сварочного производства, показан на рис. 4.

ilias4.tif

Рис. 4. Соотношение выпускников по годам и потребности в выпускниках кафедры СП предприятий

Представленная система подготовки квалифицированных специалистов не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы, она может быть основанием для дальнейшей разработки эффективных подходов к формированию интегрированного обучения «вуз – производство».


Библиографическая ссылка

Ильященко Д.П. ПОДГОТОВКА ПРИКЛАДНЫХ БАКАЛАВРОВ В ЮТИ ТПУ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 2. – С. 174-177;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34724 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674