Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПРЕДПОСЫЛКИ, МЕТОДИКА, АНАЛИЗ

Алтунин А.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова»
Разработаны алгоритм, методика исследования и проведён анализ динамики развития информационно-коммуникационных компетенций в рамках наукометрии. Экспериментальной площадкой стали проводимые в рамках Первого МГМУ им. И.М. Сеченова трёхдневные школы-семинары по наукометрии, в работе которых в качестве слушателей и респондентов приняли участие 24 человека. В основе анализа лежали представления респондентов об уровне развития у себя этого блока компетенций. В качестве результата был отмечен значительный прирост продуктивности по исследуемым параметрам, свидетельствовавший, в частности, о субъективной удовлетворённости результатами и адресностью обучения. Указывается на необходимость сопоставления полученных данных с лонгитюдным анализом изменения библиометрических показателей испытуемых для формирования комплексной многоуровневой системы мониторинга результативности мероприятий по развитию информационно-коммуникационных компетенций.
наукометрия
информационно-коммуникационные компетенции
профессиональная результативность
публикационная активность
1. Алтунин А.В. Подходы к изучению компетенций в деятельности работников научно-медицинской организации: краткий обзор литературы // Социальные аспекты здоровья населения. – 2014. – Т. 39, № 5. – С. 18.
2. Алтунин А.В. Психологические особенности молодых людей, имеющих установку на повышенный уровень самореализации, в условиях интенсивной личностно значимой деятельности. Автореф.... дис. канд. психол. наук. – Москва, 2012. – 21 с.
3. Алтунин А.В., Жиляев А.Г. Психологические особенности молодых людей, имеющих установку на повышенный уровень самореализации // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2011. – № 21. – С. 42–46.
4. Вялков А.И., Николенко В.Н., Мартынчик С.А., Глухова Е.А. Подходы к оценке эффективности и способы стимулирования публикационной активности в крупном медицинском ВУЗе // Высшее образование в России. – 2014. – № . 10. – С. 18–25.
5. Вялков А.И., Мартынчик С.А., Глухова Е.А., Полесский В.А., Бастрон А.С., Запорожченко В.Г., Потемкин Е.Л., Марочкина Е.Б., Марочкин Г.П. Роль и значение школы-семинара в подготовке специалистов по работе с электронными информационными ресурсами для анализа и оценки научной деятельности // Социальные аспекты здоровья населения. – 2013. – Т. 34, № 6. – С. 11.
6. Мартынчик С.А., Соколова О.А., Филатенкова С.В. Принципы и условия перехода учреждений здравоохранения на программно-целевое бюджетирование // Социальные аспекты здоровья населения. – 2014. – Т. 36, № 2. – С. 10.
7. Мартынчик С.А., Глухова Е.А., Галустова Л.Р. Требования к построению системы для оценки результативности и потенциала научной деятельности на уровне организации // Социальные аспекты здоровья населения. – 2013. – Т. 32, № 4. – С. 10.
8. Мартынчик С.А., Вялков А.И., Бастрон А.С., Полесский В.А., Марочкина Е.Б. Школа мастерства как инструмент продвижения электронных ресурсов и повышения эффективности в науке и образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 3–2. – С. 38–40.

Концепция развития науки в Российской Федерации предусматривает серьёзные структурные изменения, связанные с оптимизацией механизмов управления и схем финансирования этой сферы [6]. В частности, предусматривается активное вовлечение бюджетных учреждений в систему финансовых отношений. Объективной предпосылкой этого, в частности, является повышающаяся необходимость в их ресурсообеспеченности в условиях расширения спектра исследований и снижения объёма их финансирования из средств федерального бюджета. Таким образом, новая концепция предполагает изменение подходов к формированию и использованию имеющихся ресурсов, предполагая переориентацию научной деятельности на конкретный результат. Последнее отражается в стремлении к переходу научных организаций на программно-целевое бюджетирование, которое предъявляет особые требования к результативности деятельности учреждений и делает актуальной разработку методов по модернизации управления финансами [7]. Основным ресурсом любой научной организации являются её сотрудники. Именно от их профессиональной результативности зависят общие целевые показатели организации. В настоящее время такие ядерные компетенции [1], как знание иностранного языка, общая компьютерная грамотность, являются минимально необходимыми условиями для результативной работы на любом уровне.

Для научных организаций основой анализа и оценки их деятельности являются показатели, связанные с инновационными информационно-коммуникационными технологиями, отражающими факторы публикационной активности их сотрудников. Необходимость решения проблем подготовки сотрудников к работе с этими технологиями обусловлена формированием новых требований к компетенциям специалистов в рамках практической работы с интернациональными (SCOPUS) и национальными (РИНЦ) электронными научными базами. В настоящее время эти сервисы получили широкое распространение в качестве инструментов информационного обеспечения науки, выявления перспективности научных исследований и прогнозирования востребованности их результатов [4, 5, 8]. Использование таких электронных сервисов имеет целью повышение публикационной активности и цитируемости сотрудников бюджетных организаций, что влечёт за собой повышение рейтинга самой организации и, как следствие, увеличение её финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.

С целью формирования информационно-коммуникационных компетенций специалистов в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова проводится специализированная обучающая школа-семинар. Работа в рамках этой программы направлена на расширение представлений слушателей о роли электронных ресурсов в науке и образовании; повышение профессиональной компетентности в области информационно-коммуникационных технологий; исправление ошибок ввода данных и использование средств коррекции в ситуации коллегиальной поддержки [8]. В работе школы находят своё отражение проблемные вопросы, связанные с вариантами оценки результативности научной деятельности с помощью использования библиометрических подходов анализа публикационной активности и цитируемости как авторов научных публикаций, так и научно-образовательных организаций [4]. Структура работы в рамках школы-семинара обусловлена требованиями к результатам её работы, а именно формированию и развитию знаний, умений и навыков работы обучающихся с инновационными информационно-коммуникационными технологиями, аналитическими сервисами оценки результативности научной деятельности.

При столь актуальных задачах становится вопрос о необходимости контроля эффективности их решения. Методика оценки результативности обучения такому междисциплинарному и многофакторному направлению, как информационно-коммуникационные технологии, предполагает комплексный подход, тесно связанный с многоуровневой системой анализа, включающей в себя внешние и внутренние факторы, как объективные, так и субъективные характеристики. При этом также следует учитывать, что общая результативность обучения определяется скорее не набором исследуемых факторов, а их взаимосвязанным комплексом, когда динамика одного фактора имеет влияние на другие [2, 3]. Для проведения такого рода анализа необходимо охватить весь спектр изменяющихся в процессе обучения характеристик, в том числе и касающихся субъективного представления обучающихся о динамике развития их информационно-коммуникационных компетенций.

Цель исследования: выявление результативности школы-семинара по наукометрии для развития информационно-коммуникационных компетенций

Материалы и методы исследования

Объект исследования: представление обучающихся о сформированности собственных информационно-коммуникационных компетенций

Предмет исследования: динамика представлений обучающихся о сформированности собственных информационно-коммуникационных компетенций

Алгоритм и методика исследования. С целью решения этих задач была разработана методика исследования, позволяющая оценить внутренние субъективные факторы компетенций, изменяющиеся в процессе обучения. Для этого при помощи экспертной группы была разработана анкета, состоящая из 24 вопросов, касающихся уровня сформированности специфических информационно-коммуникационных компетенций. Респондентам предлагалось оценить этот уровень по пятибалльной шкале. Исследование проводилось в два этапа. В рамках первого анкета заполнялась до начала работы школы, в рамках второго – сразу после её окончания. Работа в рамках каждой школы занимала 3 дня (44 академических часа). Затем показатели обоих этапов сравнивались с целью выявления динамики представлений о сформированности информационно-коммуникационных компетенций. Таким образом, методом исследования стал формирующий эксперимент.

Вопросы анкеты были нацелены на несколько уровней компетенций и соответственно этому разделены на несколько блоков. Первый блок касался степени сформированности общих навыков работы с информацией и удовлетворённости своей профессиональной подготовкой в сфере работы с информацией. Его включение в анкету были необходимо для того, чтобы выявить, насколько динамика конкретных прикладных компетенций отразится на общем уровне работы с информацией. Второй блок включал два раздела. Первый раздел отражал знания, умения и навыки, составляющие информационно-коммуникационую компетентность и компьютерную грамотность в рамках наукометрии. Второй раздел этого блока содержал вопросы, измеряющие знания, умения и навыки, необходимые для работы с конкретными электронными аналитическими ресурсами. В рамках этого блока измерялись, в частности, знания терминов, понятий и алгоритмов наукометрии; знание специфики работы с системами Web of Science, Scopus, РИНЦ; навыки и умения оценки, ранжирования и кластеризации журналов по импакт-фактору; навыки и умения работы с электронными аналитическими ресурсами в различных форматах и на различных уровнях. Таким образом, этот блок стал основным в анкете, поскольку входящие в него вопросы отражали компетенции, которые были объектом прицельного и адресного развития в рамках школы-семинара.

Характеристики выборки. В исследовании приняли участие 24 человека, обоих полов, возрастом от 33 до 55 лет. Профессиональная деятельность всех респондентов была связана с научной сферой.

Результаты исследования и их обсуждение

Поскольку исследование носило характер пилотажного и выборка респондентов была минимальной, мы сознательно не стали проводить комплексный математический анализ результатов с использованием критериев достоверности. Поэтому полученные результаты отражают не закономерности динамики представлений о сформированности информационно-коммуникационных компетенций, а тенденции этой динамики. Так, в частности, 70,83 % респондентов отмечали повышение удовлетворённости своей профессиональной подготовкой в работе с электронными базами научного цитирования. В среднем это изменение составило 33,2 %. 37,5 % респондентов отмечали улучшение навыков поиска и использования продуктивных источников информации, это улучшение составило 11,54 %. В отношении умений определения типа и формы необходимой информации не было выявлено достаточных различий.

Для 75 % респондентов работа в рамках школы оказала значительное влияние на развитие их умений выстраивать последовательность решений задач, связанных с повышением публикационной активности на 46,16 %. В 62,5 % случаев респондентами отмечалось увеличение объёма инструментов повышения публикационной активности в среднем на 29,42 %. Характеристики аналитических инструментов стали более понятны 75 % респондентов на 66,67 % в то время, как на 32 % увеличилось владение терминами и понятиями наукометрии в 62,5 % случаев. Для 45,83 % испытуемых работа в рамках школы дала возможность осуществлять информационно-коммуникационную деятельность на более высоком организационном уровне. 87,5 % респондентов отмечали значительное развитие навыков сравнения показателей подразделелений внутри организации. Это развитие, по их мнению, составило 37,04 %. 54,13 % отмечали освоение новых способов формирования списков публикаций и цитирований в рамках организации.

Для 68,75 % оказалась характерной оптимизация работы в РИНЦ на 29,63 %. В частности, 95,83 % респондентов отмечали совершенствование навыков размещения непериодических изданий в РИНЦ, 87,5 % навыков уточнения публикаций, 83,3 % навыков добавления публикаций в альтернативных форматах. Рост на 56,25 % способности обеспечивать контроль и формирование наукометрических показателей отмечался в 58,33 % случаев. По мнению 92,66 % респондентов, они освоили больший спектр факторов, влияющих на качество наукометрического анализа. 79,16 % испытуемых отмечали увеличение освоенного спектра методик получения аналитических показателей и статистических отчётов на 62,5 %. В частности, 58,33 % респондентов отмечали улучшение своих навыков оценки уровня журнала на основе цитирования опубликованных в нём статей, 95,83 % освоили систему ранжирования журналов по различным показателям, 87,5 % освоили методы кластеризации журналов по предметным рубрикам и использования Международного тезауруса (MeSH) с учётом тематического направления, оценки уровня пятилетнего импакт-фактора, самоцитируемости и авторитетности источников цитирования. Также за время проведения школы-семинара для 54,16 % респондентов связь умений работать с электронными базами данных и профессиональная успешность стала более очевидной. Таким образом, среднее изменение исследуемых параметров, по мнению испытуемых, составило порядка 44,93 %.

Заключение

Вышеприведённые данные позволяют сделать вывод о повышении субъективной оценки участниками школы тех знаний, умений, навыков в пространстве информационно-коммуникационного поля, которые являлись предметом развития. Фактор субъективных оценок и субъективной удовлетворённости результатами мероприятий, направленных на повышение владения библиометрическими инструментами, является неотъемлемой частью общей системы определения действенности таких программ. Дальнейшее его развитие возможно, во-первых, с привлечением значительно большего количества респондентов, что предполагает регулярное проведение наукометрических школ-семинаров, для возможности использования доказательных математических инструментов в обработке получаемых результатов. Во-вторых, с целью построения многоуровневой системы оценки и мониторинга результативности развивающих мероприятий необходимо сопряжение получаемых данным способом субъективных параметров с объективными, которые выявляются путём посттренировочного тестирования и отслеживания изменения библиометрических показателей прошедших обучение специалистов в режиме лонгитюда.


Библиографическая ссылка

Алтунин А.В. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПРЕДПОСЫЛКИ, МЕТОДИКА, АНАЛИЗ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 2. – С. 154-157;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34720 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674