Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ АКАДЕМИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ

Кубаев К.Е. 1, 2
1 Международная академия информатизации и Академия Высшей школы Казахстана
2 Научный центр инновационных технологий Алматинской академии экономики и статистики
В статье ставится вопрос создания Академии научных школ в связи с переходом на новую систему образования и науки в Казахстане – кредитную систему и для обсуждения разрабатываются ее основные положения. Целью настоящей статьи является привлечь внимание влияния науки на образование, усиления их интеграции. Автором подробно рассматриваются cтруктура управления академии научных школ, требования к ее членам и другие вопросы.
научные школы Казахстана
влияние науки на образование
механизм взаимодействия научных школ
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Научная_школа.
2. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Петров А.Г., Казанкин Р.В., Дмитриева М.Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности / Препринт #WP/2011/288– М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – 73 с.
3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждено Указом Президента РК от 07.12.2010 г. № 1118.

По свободной энциклопедии научная школа это оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. У научной школы, как правило, есть основоположник и его последователи [1]. Они могут возникать неформально или в рамках институциональных единиц — академических кафедр учебных заведений, отделов научно-исследовательских организаций, профессиональных объединений ученых. В Казахстане они бурно росли в советское время чего, к сожалению, трудно сказать сегодня.

Существующая кредитная система образования не вполне соответствует системе организации науки. Необходимо и в подготовке послевузовского образования усилить научную составляющую. В данной статье делается попытка в этом направлении.

В работе не ставилась цель исследования научных школ вообще, об этом много написано. Этому даже посещено специальное исследование ЦЭМИ РАН, 2011 года [2]. В данной работе проведено исследование феномена научной школы как особой формы генерации научного знания. Предлагается классификация научных школ, выделяются основные характеристики каждого типа. Анализируются педагогические, производственные и культурологические особенности функционирования научных школ.

Целью настоящей статьи является привлечь внимание влияния науки на образование и описать примерный механизм его работы, усиления интеграции образования, науки и производства. И на примере научно-образовательной системы Казахстана, показать пути повышения качества и усиления мотивации привлечения молодежи к науке.

«…Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники являются одним из приоритетных направлений развития экономики…» – говорится в Государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 года [3]. Взаимосвязь образования, науки и производства может резко повысить качество образования и отдачу от науки.

Усиление связей между уровнями образования: «школа – студент колледжа – студент вуза – магистрант – докторант PhD – преподаватель» будет осуществляться, если АНШ будет эффективно работать. Чтобы осуществить это на практике, чтобы Академия научных школ работала необходимо организовать независимую корпорацию.

Корпорация

«Академия научных школ»

Цель корпорации – обеспечить качество существующего образования.

Принципы работы корпорации:

1. Независимость «корпорации»должна обеспечить государство, закрепив это законодательно или на уровне Правительства.

2. Независимая оценка самостояткльных работ обучающихся;

3. Две закрытые рецензии на каждую самостоятельную работу обучающегося:

одна – казахстанского, другая – зарубежного эксперта;

4. Обеспечение горизонтальной и вертикальной связей ученых и обучающихся;

5. Под самостоятельными работами корпорация понимает: курсовую работу, дипломную работу (проект), диссертацию, начные статьи, монографии.

Новая структура охватывает путь «от школьника до академика». Основой Академии являются «научные школы». В ней функционально (не директивно) объединяются все уровни образования и науки по профессиональному признаку: например, математики, биологи, экономисты и др. Все связи добровольные, заявочные. Это показано далее.

Академия научных школ

(от школьника до академика)

Действительные члены – академики – доктора наук, профессора, имеющие свои научные школы;

Члены-корреспонденты – доктора наук, входящие в определенную научную школу, создающий свою школу, как составная часть этой школы.

Основа Академии – научные школы.

Научная школа:

Руководитель – академик АНШ;

Члены: школьники, учащиеся колледжей, студенты, магистранты и докторанты PhD вузов, кандидаты и доктора наук, занимающиеся в этом направлении.

kub1.tif

Рис. 1. Управление Академией научных школ (АНШ)

Требования к членам Академии научных школ (АНШ)

Крайне важно выработать требования к членам Академии, к чему должны стремится молодежь, которая хочет себя посвятить науке.

Требования к академику:

1) доктор наук не менее 10 лет, профессор не менее 5 лет;

2) выпуск не менее 2-х докторов наук;

3) выпуск не менее 15 кандидатов наук;

4) выпуск не менее 3-х докторов философии (PhD);

5) выпуск не менее 10 магистрантов.

Требования к члену-корреспонденту:

1) доктор наук не менее 3 лет;

2) выпуск докторов философии (PhD) не менее 1-х чел.;

3) выпуск магистрантов не менее 5 чел.

Структура управления академии научных школ (АНШ)

Высшим органом управления АНШ является Ученый совет, который состоит из академиков, членов-корреспондентов, представителей от секций студентов, магистрантов и докторантов (PhD). Председатель и ученый секретарь назначается путем избрания членами совета. Исполнителем органом является Правление, которые избираются здесь же (см. рис. 1).

Как следует из рис. 1, исполнительным органом АНШ является «Правление» во главе с Президентом и ученым секретарем. Оно регистрируется у государства, имеет сой счет, сайт, электронный адрес. Указываются телефоны. Основными функциями этого органа являются: организация встреч ученых по вопросам АНШ, организация и проведение семинаров, конференций и симпозиумов; подбор научных команд и участие в конкурсах на получение грантов в стране и за рубежом, выполнение заказных работ, организация и проведение занятий и консультаций, сбор взносов др. доходов.

Важно взаимодействие научных школ (рис. 2). Руководителем научной школы является академик АНШ, имеющий «свою» научную школу по определенной ветви наук (например, математической). В эту школу могут войти исследователи, занимающейся математическими проблемами от школьника до академика. Академики, члены-корреспонденты, доктора наук, профессора являются 1 уровнем АНШ.

Секция соискателей это 11 уровень АНШ, куда могут входить докторанты PhD и магистранты. В 111 уровень – секция студентов, куда могут войти студенты вузов и колледжей. И, наконец, 1V уровень – секция школьников. Его иногда называют «Малой академией». Все эти уровни соединены соответствующей отраслью науки, во главе которой стоит академик АНШ.

Функции различных подразделений

Академии

*Прием в действительные члены (академики) и члены-корреспонденты;

*Проведение научных советов;

*Прием информации о работе научных школ;

*Организация конференций;

*Представление для Академии научных школ, вузам и колледжам списка рекомендуемых в соответствующие уровни;

*Участие в отечественных и зарубежных конкурсах для получения гранта на научные исследования.

Научных школ

*Организация деятельности на коммерческой основе;

*Согласование учебных планов и тем научных работ по вузам, колледжам и школам;

*Подведение итогов обучения каждого;

*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых на соответствующие уровни;

Секций соискателей

*Система управления секцией;

*Представление научным школам списка обучающихся и проекта учебного плана и научных тем ;

*Обсуждение итогов обучения;

*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых на соответствующие уровни;

Секций студентов

*Система управления секцией;

*Представление научным школам списка обучающихся и проекта учебного плана и научных тем;

*Обсуждение итогов обучения;

*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых в соответствующие вузы;

Секций школьников

*Система управления секцией;

*Представление научным школам списка обучающихся и проекта учебного плана и тем научных работ ;

*Обсуждение итогов обучения;

*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых в колледжи и вузы;

kub2.tif

Рис. 2. Механизм взаимодействия научных школ Академии

Источники финансирования Академии научных школ (АНШ)

АНШ является общественной организацией и источником ее деятельности являются традиционно вступительные и членские взносы участников. Кроме того, в качестве источником финансирования могут быть спонсоры.

Заключение

Итак, деятельность такой Академии жизнеспособна, так как будет «наложена» на работающую систему кредитного образования Республики Казахстан. Во-вторых, АНШ будет способствовать развитию профориентации среди школьников и колледжей. В третьих, повысит мотивацию к науке среди молодежи. И, главное, повысит качество образовательных услуг и, следовательно, повысит рейтинг учебного заведения.


Библиографическая ссылка

Кубаев К.Е., Кубаев К.Е. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ АКАДЕМИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 11-2. – С. 92-95;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34405 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674