Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дегтерев В.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
В данной статье автор рассматривает историю возникновения понятия «непрерывное образование», сравнивает толкование этого понятия в отечественной и западной науке, говорит о системе непрерывного профессионального образования в России в целом. Проанализировав Концепцию обучения в течение всей жизни, принятую Европейским союзом, выступление В.В. Путина на заседании Совета по реализации приоритетных проектов и демографической политике 13 сентября 2009 г. в Белгороде, Федеральный закон РФ «Об образовании», автор приходит к выводу о том, что в нынешнее время быстрых смен форм и методов исследования, резких сокращений сроков внедрения в производство новых научных открытий и технических изобретений – очень остро стоит проблема «морального старения знаний», а это, в свою очередь, актуализирует вопросы непрерывного профессионального обучения на протяжении всей жизни.
образование
непрерывное образование
система непрерывного образования.
1. Алехина Г.П. Национальные модели занятости и рынок рабочих мест. – Томск, 2003. – 174 с.
2. Баева О.Н. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: дис. … канд. экон. наук: 08.00.07. – М.: РГБ, 2003.
3. Балдина М.Ю. Творческое саморазвитие личности студента вуза // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 18-21.
4. Волков Ю.Г. Дополнительное профессиональное образование – новый социальный институт в России // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 3. – С. 197-207.
5. Даринский А.В. Непрерывное образование // Советская педагогика. – 1975. – № 1. – С. 16-25.
6. Дегтерев В.А. Непрерывная практическая подготовка специалистов социальной сферы: интегративно-дифференцированный подход // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 7. – С. 80-85.
7. Ларионова И.А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: дис. … док. пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 424 с.
8. Производительные силы человека / А. Добрынин, С. Дятлов, В. Конков, С. Курганский. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. – 163 с.
9. Чурекова Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / под ред. Н.Э. Касаткиной. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 262 с.
10. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – С. 36-49.

Образование в XXI в. – один из краеугольных камней развития человека, государства и общества. Оно прямо влияет на все сферы жизнедеятельности человека. В свою очередь, характер и качество системы образования определяются социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

Под образованием в Законе Российской Федерации «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения человека в интересах его самого, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.

Непрерывность образования как стратегическая идея сегодня стала насущной необходимостью. Институт образования в любом обществе конкретизирует себя в формах: очная (дневная и вечерняя), заочная, а также семейное образование, самообразование, экстернат. Существует три вида образовательной деятельности:

- формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;

- неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа;

- информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность.

Для каждой исторической эпохи и для каждого типа общества существовали свои формы образования – придворное для дворян, университетское для буржуа, цеховые школы для ремесленников, церковно-приходские и монастырские школы для духовенства.

Нельзя сказать, что на более ранних этапах исторического развития необходимость обучения на протяжении всей жизни не была актуальной. Ещё Ян Амос Коменский в начале 17 века писал: “Вся жизнь является школой для каждого человека. Человеку в любом возрасте суждено учиться”. Иными словами, идеи всеобщего образования и постоянного учения не сегодня осенили человечество. Их современный смысл был сформулирован ещё в начале 70-х годов прошлого столетия, хотя сам термин – “образование на протяжении всей жизни” появился в 60-е годы в ходе дискуссий и прений, проходивших в ЮНЕСКО по поводу будущего развития образования взрослых.

Сегодня мало кто думает, что необходимость образования отпадает с получением диплома. Если вы экономист или бухгалтер, то вам необходимо следить за новыми видами и формами отчётности, юристу нужно быть в курсе новых законов и подзаконных актов, учителю – следует обучаться новым методикам и т.д. Словом, какую сферу ни возьми – невозможно быть высококлассным специалистом, если не продолжать учиться. Причём, неважно – на курсах повышения квалификации или самостоятельно – при помощи специальной литературы или используя дистанционные технологии, главное – результат.

Непрерывное образование, или образование на протяжении всей жизни, обеспечивает каждому человеку долгосрочные компетенции, позволяющие ему оставаться на протяжении активной жизни востребованным работодателями или обществом. Сегодня “непрерывное образование” рассматривается как единство и совокупность всего образовательного процесса на протяжении всей человеческой жизни.

В условиях бурного развития производительных сил, сопровождаемого массовым применением принципиально новых технологий, изменилось само понятие квалификации работников как их способности выполнять ту или иную работу. Если раньше общественное признание имела квалификация, полученная в процессе специального профессионального обучения, а затем обогащенная опытом рутинной работы, то в настоящее время требования к квалификации работников кардинально изменились.

В настоящее время квалификация рассматривается не только как способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но также обязательно как способность работника быстро перепрофилироваться, время от времени переходить к исполнению видоизмененных и более сложных обязанностей. Самостоятельно выработать в себе такие качества работники в массе своей не способны. В этих целях в стране должна функционировать национальная, в масштабах всего государства, система непрерывного, фактически в течение всей их трудовой жизни, профессионального развития трудящихся.

В своем выступлении на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 г. в Белгороде В.В. Путин (в то время находившийся на президентском посту) обратил внимание на общегосударственное значение системы непрерывного профессионального развития трудящихся, подчеркнув, что соревнование национальных систем профессионального развития трудящихся стало ключевым элементом глобальной конкуренции. И сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, в котором постоянно обновляются технологии, где идет ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные рынки трудовых ресурсов.

По оценке экспертов, в начале XX в. обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня знания обновляются на 15% ежегодно, т.е. каждые шесть лет.

Существующие в большинстве стран традиционные структуры базового образования в силу своей инерционности не успевают за происходящими в мире изменениями. В процессе профессиональной деятельности специалист непрерывно пополняет собственный запас знаний и навыков, повышая тем самым свою квалификацию. Зачастую базовое профессиональное образование, приобретенное в начале трудовой биографии, остается единственной методической базой для дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Такое положение ограничивает возможности профессионального развития и, безусловно, сказывается на общем уровне состояния отрасли. В основу профессиональной подготовки и совершенствования должен быть положен принцип непрерывности, подразумевающий обязательный для специалиста переход от одной образовательной ступени к другой при условии подтверждения им соответствующего уровня квалификации. Сложившаяся к настоящему времени в стране система профессионального образования включают следующие ступени:

– начальное профессиональное образование – подготовка квалифицированных рабочих в колледжах (ранее назывались ПТУ);

– среднее профессиональное образование – подготовка в колледжах (ранее техникумы) младшего звена инженерно-технических работников;

– высшее профессиональное образование – подготовка бакалавров, специалистов и магистров в институтах, академиях и университетах;

– послевузовское образование – аспирантура и докторантура для подготовки специалистов высшей квалификации;

– повышение квалификации специалистов и руководителей в различных образовательных учреждениях и организациях.

Базовые ступени образования – начальное, среднее и высшее – достаточно строго регламентированы законодательством. Повышение квалификации в рамках непрерывного профессионального образования может иметь разные формы: самостоятельную работу с литературой или с использованием интерактивных средств, участие в семинарах, конференциях и других формах обмена информации, а также целевое обучение. Обязательным условием непрерывного профессионального образования должно быть его методически продуманное построение, что повысит его эффективность и облегчит задачу специалиста. С этой точки зрения предпочтительным представляется именно обучение по специальным программам, а в промежутке между образовательными циклами – самостоятельная работа. Другое обязательное условие реализации непрерывного профессионального образования – периодическая аттестация специалистов – должна вестись на законодательной основе.

Концепция развития непрерывного образования разрабатывалась еще в СССР в 1988 г. государственным Комитетом Образования Российской Федерации. Концепция ставила задачу переосмысления целевых функций системы образования и ее секторов, традиционных представлений о социальной сущности образования и его отношений с другими формами общественной практики, а также места и роли образования как социального института в жизни человека и общества. Данная концепция, реализация которой так и не состоялась, по заявленным ценностям и широте содержания соответствовала разрабатываемой с 1976 г. и принятой в настоящее время к реализации международным сообществом, в частности, Европейским Союзом, концепции обучения в течение всей жизни.

Обучение в течение всей жизни включает в себя формальное, неформальное и спонтанное обучение и предполагает повышение ответственности граждан за собственное обучение.

Важнейшей составной частью обучения в течение всей жизни является непрерывное профессиональное образование и обучение (НПОО). Формирование системы непрерывного профессионального образования вызвано необходимостью расширения возможностей профессионального обучения, что требует отказа от традиционного подхода, основанного на наличии различных, часто изолированных, уровней профессионального образования и создания широкого спектра возможностей обучения и переобучения на различных этапах трудовой деятельности граждан.

Непрерывное профессиональное образование и обучение в странах ЕС охватывает повышение квалификации специалистов, которое осуществляется преимущественно на предприятиях; систему «ученичество»; профессиональное обучение безработных граждан; обучение взрослого населения; переподготовку и переобучение специалистов. Таким образом, приоритетные функции непрерывного образования неразрывно связаны с рынком труда.

Формы получения непрерывного профессионального образования отличаются разнообразием и включают в себя открытые университеты и различные формы дистанционного обучения.

Эффективное развитие НПОО предполагает:

  • обеспечение доступа к профессиональному образованию и обучению всем категориям граждан с особым вниманием к социально незащищенным группам и лицам с ограничениями здоровья;
  • децентрализацию управления и повышение самостоятельности учебных заведений;
  • разработку и реализацию системы стимулирования граждан, предпринимателей и образовательных учреждений к увеличению инвестиций в непрерывное образование;
  • повышение качества среднего образования, являющегося в новых условиях необходимым стартовым уровнем для профессионального совершенствования и роста в рамках непрерывного профессионального образования и обучения;
  • повышение гибкости системы образования для повышения внутрисистемной мобильности, а также мобильности в системе «образование – обучение – трудоустройство;
  • формирование системы сертификации и аккредитации ранее полученного и неформального обучения.

Как явствует из вышесказанного, непрерывное профессиональное образование и обучение (НПОО) решает две основные задачи, а именно, обеспечивает потребности экономики в кадрах рабочих и специалистов и содействует социальной гармонизации общества. В качестве фактора решения первой задачи непрерывное профессиональное обучение является одним из наиболее важных инструментов для достижения высокого уровня соответствия между фактическими требованиями рабочего места и профессиональными квалификациями и быстрой адаптации к новым квалификациям, востребованным на рынке труда.

При формировании человеческого капитала главенствующая роль отводится институту образования. Однако следует учитывать то обстоятельство, что человеческий капитал подвержен моральному износу. Быстрая смена форм и методов исследования, резкое сокращение сроков внедрения в производство новых научных открытий и технических изобретений очень остро ставят проблему морального старения знаний, полученных выпускниками всех ступеней профессионального образования, а, следовательно, и человеческого капитала.

Ускорение морального износа человеческого капитала, возникновение потребности в массе специалистов совершенно иного профиля требует оперативно реагировать на изменение в перечне профессий и специальностей, и возможности быстрее удовлетворять спрос на новых специалистов. В США, например, существует термин «период полураспада компетентности» – это время с момента окончания вуза до срока, когда наполовину снижается компетентность. Установлено, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем 20% знаний. Периоды устаревания знаний различают по отраслям науки: в металлургии этот период составляет 3,9 года, в машиностроении – 5,2 года, химической промышленности – 4,8 года и т.д. [2, с. 50].

В современном мире объем знаний постоянно удваивается за 10–15 лет, в перспективе темпы обновления достигнут такого уровня, что они станут устаревать через 20 месяцев [2, с. 50]. В этой связи система образования должна быть максимально мобильной. Мобильность системы образования предполагает управление процессом переподготовки специалистов в соответствии с постоянно расширяющейся сферой научных знаний. Она требует активного воздействия на процессы перелива человеческого капитала из традиционных отраслей в более новые.

Таким образом, экономический подход к проблеме заключается в том, что усложнение техники, вызванное научно-техническим прогрессом, усложняет труд и порождает потребность в постоянном повышении квалификации. Этим и обусловлена необходимость непрерывного образования. Здесь уместно привести слова известного экономиста Т. Шульца: «В связи с появлением у экономистов интереса к образованию как к процессу инвестирования в трудовые ресурсы важно напомнить, что формальное обучение не является более единственным и достаточным методом подготовки рабочей силы. Получение диплома и начало трудовой деятельности не есть завершение процесса обучения, а означает, как правило, окончание его общей, предварительной стадии и начало более специализированного и длительного процесса приобретения профессиональной квалификации» [5, с. 98].

Разнообразие терминов, относящихся к непрерывному образованию, отражают различные его аспекты. Однако учеными, занимающимися проблемами «непрерывного образования», неоднократно отмечается, что этот термин не содержит общепринятого определения и наблюдается отсутствие четкости в терминологии.

Согласно исследованиям Г.Д. Сорокоумовой, наиболее часто в мировой практике употребляются такие понятия: продолжающееся образование (continuingeducation), пожизненное образование (lifelongeducation), перманентное образование (permanenteducation), возобновляющееся образование (recurrenteducation), образование взрослых (adulteducation), дальнейшее образование (furthereducation), последипломное обучение (post-graduateeducation), компенсаторное обучение (remedialeducation) и др. По данным ЮНЕСКО, в общей сложности их насчитывалось около двадцати.

В разных странах предпочитают пользоваться различными терминами: в США употребляют в основном термин «пожизненное образование», в Англии – «продолжающееся образование», в Швеции – «возобновляющееся образование». Последний термин также предпочитают использовать в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), считая, что «индивид получает образование по частям в течение всей жизни» [6, с. 32]. В Международном толковом словаре по образованию представлено около десяти определений непрерывного образования [6, с. 32]. В глобальном масштабе осознано то, что на современном этапе развития общества непрерывное образование прежде всего определяется потребностями личности.

Осознание проблемы непрерывного образования в России берет свое начало в середине 1960-х гг., когда социально-экономические условия в стране изменились. В этот период происходит наращивание темпов научно-технического прогресса, сопровождающегося непрерывными и значительными изменениями в технике, технологии и экономике производства, требующими постоянного повышения квалификации рабочих и специалистов.

В середине и второй половине 1970-х гг. в советской педагогической литературе появляются первые работы по проблемам непрерывного образования.

Впервые понятие «непрерывное образование» введено в советскую педагогику профессором А.В. Даринским [4]. Он рассматривает непрерывное образование как систему образования, единую и согласованную в организационном отношении и по содержанию позволяющую каждому человеку развивать, совершенствовать себя в течение всей жизни в соответствии со своими стремлениями, возможностями и способностями.

В.Г. Онушкин, анализируя сущность концепции непрерывного образования, отмечает, что в ее основе лежит идея соединения в той или иной форме профессионального образования или повышения квалификации с общим образованием на различных уровнях. В трудах В.Г. Онушкина и исследованиях Е.И. Огарева отмечается, что непрерывность образовательного процесса не следует понимать буквально.

Если иметь в виду специально организованное, заранее спланированное обучение и воспитание, то этот процесс всегда был и останется дискретным. «Непрерывность как научное понятие подразумевает целостность системы, состоящей из отдельных дискретных элементов» [6, с. 36].

Начиная с 1980-х гг. активно обсуждались вопросы «практического применения» идеи непрерывного образования. До этого они имели только теоретический подход. В основном рассматривались вопросы непрерывного образования, связанные с функционированием его отдельных компонентов: общеобразовательные школы, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, деятельность внешкольных университетов.

Отечественные исследователи А.П. Владиславлев, В.А. Горохов, А.Л. Загорский, Л.А. Кохонова, Е.И. Огарева, В.Г. Онушкин видят цель концепции непрерывного образования в создании прогностической модели образовательного процесса, обеспечивающего целостный и поступательный характер развития всех сторон личности.

Также следует отметить, что в отечественной педагогике четко определяется роль и место самообразования в системе непрерывного образования советского периода. Практически во всех работах концепция непрерывного образования рассматривается через призму гуманистического учения о пожизненном совершенствовании человека, где преобладает не экономический, а педагогический подход.

В отличие от отечественной западная наука рассматривает непрерывное образование применительно к конкретному рабочему месту или к отдельной фирме и представляет собой процесс, начинающийся после получения основного образования (выступающего в роли базового) с целью дальнейшего развития профессиональных навыков, знаний и умений.

Для традиционной системы образования было характерно, что индивид получал образование на всю жизнь. В настоящее время образование с позиции личности рассматривается как пожизненное образование – образование «через всю жизнь». Так, в Европе в ходе Европейского саммита, который проходил в марте 2000 г., был принят меморандум «учение длиною в жизнь» (lifelonglearning – LLL) [7, с. 36]. Лозунг «образование через всю жизнь» также был выдвинут ООН [3, с. 199]. Идея непрерывного образования заложена и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3]. Под непрерывным образованием понимается целенаправленный и систематический процесс роста образовательного потенциала людей в течение жизни, полученного как в общих и профессиональных учебных заведениях, так и самообразованием.

В России практически сложилась система непрерывного образования – от начального до послевузовского. Существующая система непрерывного образования может быть представлена в виде сети учреждений общего, профессионального, среднего специального и высшего образования, обеспечивающих основную (базовую) подготовку, и структур, действующих параллельно, дополняющих основную форму подготовки (повышение квалификации, переподготовка, общеразвивающие виды обучения).

Профессиональное образование является типовым элементом непрерывного образования, представляющим собой сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.


Библиографическая ссылка

Дегтерев В.А. К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9-2. – С. 175-180;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34381 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674