Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИДЕИ СТАБИЛЬНОСТИ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Абдуллаева Р.А. 1
1 Камышинский технологический институт филиал ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
Данная статья посвящена анализу идеи стабильности в работах таких ученых, мыслителей Нового времени как Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ш. Монтескье, П.Гольбах, И.Кант и Г.В.Ф.Гегель. В статье отмечается, что именно в этот период появляется понятие «стабильность», которое используется в основном при характеристике государства, государственного устройства. Подчеркивается, что главной целью любого государства мыслителями Нового времени провозглашалось достижение определенного баланса интересов, поддержание общего блага, при обеспечении безопасности личности и совершенствовании законодательства.
государство
закон
стабильность
форма правления
общественный договор
баланс интересов
1. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; Пер. с нем. – М., 1990. – 524 с.
2. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избранные произведения. В 2-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1964. – 748 с.
3. Гольбах П.А. Избранные произведения. – М., 1964. Т.1. – 715 с.
4. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955. – 513 с.
5. Кант И. Основы метафизики нравственности. Сочинение в 6 т. – М.: Мысль, 1966. Т.4. – 731 с.
6. Макиавелли Н. Избранное. – М.: Реполклассик, 1999.– 795 с.

Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. На протяжении многих веков философы, социологи, политологи пытались и пытаются разработать модель стабильно развивающегося общества. Каждая новая парадигма в общественных науках создавала свое понимание стабильности и период Нового времени не является исключением.

Цель работы – осмысление и анализ сущности и содержания такого явления как стабильность в трудах мыслителей Нового времени, а также ее значения для эффективного развития и функционировании общества и государства.

Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что люди всегда нуждались в сохранении сформировавшегося общества, в создании условий для спокойного социально-экономического и духовного развития без катаклизмов и потрясений, без ущемления чьих-либо интересов и обращение к работам мыслителей Нового времени позволяют создать наиболее полное представление о том, как это сделать.

Проблемы государственного устройства, совершенствования общества занимают одно из центральных мест в деятельности политиков, трудах философов, экономистов, историков и в Новое время. Это было обусловлено такими процессами, как возникновение капиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, дальнейшее упрочение буржуазных порядков, критический пересмотр религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону «обмирщения общественного» сознания, а также буржуазные революции в Нидерландах, Англии, Франции. Характерными чертами этого периода выступают стремление математизировать социальное знание, в результате чего сложилось представление о том, что законом мирового механизма является стремление к порядку, обусловленное склонностью человека, общества, природы к сохранению. Именно это начало способствует перерастанию неустойчивых отношений между людьми в состояние стабильности. В этот период складывается представление об обществе как об идеально сконструированной модели подобной некому механизму или человеческому организму, появляется понятие «стабильность».

Одним из первых теоретиков новой эпохи, творчество, которого до сих пор вызывает множество споров, стал итальянский государственный деятель Николо Макиавелли, впервые употребивший термин «стабильность» применительно к государству. Такие сочинения Макиавелли как «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» положили начало политической идеологии Нового времени. Учение Макиавелли свободно от теологии и основано на изучении деятельности современных ему правителей, опыта государств Античного мира, философских и политических учений.

Важнейшую часть политической теории Макиавелли составляет поиск

наиболее эффективных средств, для достижения стабильности в государстве. Он определял единство и стабильность как два главных значения для любого правителя.

Макиавелли отмечал, что для достижения, стабильности государства правительство, во-первых, не должно давать повода к заговорам и возмущениям. Страх подданных не должен переходит в ненависть, а любовь в презрение.

Во-вторых, основой прочности государства является безопасность личности и незыблемость собственности. Посягать на имущество подданных, считал Макиавелли – это самое опасное для правителя, так как неизбежно порождает ненависть [6, с. 377].

В-третьих, стабильное развитие государства, по его мнению, напрямую зависит от формы правления, «и наилучшим образом блага свободы обеспечены в республике» [6, с.379], так как именно при такой форме правления все граждане заботятся как о частных, так и об общественных интересах, что способствует общему благосостоянию, то есть ведет к социальной стабильности.

В-четвертых, важным фактором, который имеет огромное значение для поддержания единства и стабильности, с точки зрения Макиавелли, является законодательство. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а значит и спокойствия народа. «Когда народ увидит, что никто, ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью довольной и спокойной» [6, с.382].

Через сто лет, идеи Макиавелли воспринял и развил Т. Гоббс, который, анализируя общество, рассматривал два процесса: отталкивание и притяжение. Отталкивание приводит к «войне всех против всех» и возникает в результате страха людей перед смертью и стремления к самосохранению. В последующем эти же тенденции способствуют движению к порядку, объединению, созданию общества и формированию государства. Самосохранение выступает одним из источников стабильности [2, с. 153] .

Особенно четко идеи сохранения и порядка прослеживаются у Т. Гоббса при описании государства. По его мнению, одним из важнейших условий мира и спокойствия в отношениях между людьми является установление основанных на договорных началах отношений между властью и гражданами. Он отмечал, что дело власти приказывать, а граждан подчиняться. В самих приказаниях – законах, выражен не произвол, а разумная необходимость, поэтому без них не возможен порядок в обществе. «Вне государства – господство страстей, война, страх, бедность, варварство, дикость; в государстве – господство разума, мир, безопасность, богатство, взаимопомощь, доброжелательство» [2, с. 374]. Для стабильности требуется единая воля всех людей, а это может осуществиться, «если каждый подчинит свою волю другой единой воле …»[2, с. 330-331]. Наиболее актуальным представляется то, что благо народа ученый провозгласил высшим законом государства, придавая большое значение высокому уровню социально-политической защищенности граждан, что в наибольшей степени может быть реализовано в стабильно развивающейся социальной системе.

Стремление к порядку, сохранению, безопасности, справедливости актуализируется в трудах таких просветителей XVIII в., как Ш. Монтескье, и П.А. Гольбах. Они отмечали, что естественное состояние человечества имеет тенденцию к нестабильности, поэтому, для того, чтобы сохранить мир, покой, возможность самосовершенствоваться люди заключают общественный договор, так как только он позволит сохранить устойчивое состояние, только эта тенденция является единственно правильной, и предписанной Разумом [3, с.308-311, 4, с. 163-165].

Весьма актуальными в свете рассматриваемой проблемы являются мысли о государственном устройстве, сложившиеся в немецкой философии, в конце XVIII – начале XIX вв. яркими представителями, которой являются И. Кант и Г.В.Ф. Гегель.

И. Кант, так же как и греческие философы, пытался создать модель совершенного государства главную роль, в котором должно играть законодательство. Он считал, что необходимо возвысить право над государством, а государство должно быть органом защиты прав личности. При этом личность может потребовать от государства того же, что и государство от личности [5, c. 37]. Властные органы государства не должны заставлять человека быть ведомым, поступать так, как хочет эта организация исполнения принуждения. Государство не должно опекать граждан, так как все люди обладают автономной волей, не должно способствовать развитию у граждан иждивенческих настроений. Стабильное развивающееся государство должно строиться на основе взаимной ответственности личности и государства, потому что они равные субъекты права.

Г.В.Ф. Гегель исследовал диалектику стабильности. Основным состоянием государства он признавал некое равновесие между противоположными сторонами и «прочность пребывания» [1, c. 308]. Речь шла не просто о равновесии в отношениях между государственными институтами как элементами системы. Огромное значение придавалось балансу между внутренними и внешними аспектами «прочного пребывания». «Внутреннее государство, – писал Г.В.Ф. Гегель, – как таковое есть гражданская власть, направленность вовне – военная власть, которая, однако, в государстве есть определенная сторона в нем самом. Равновесие между обеими сторонами – обществом и властью – главное в состоянии государства» [1, c.308].

Важным в данном положении является констатация внутреннего и внешнего аспектов «равновесия», а также их тесной взаимозависимости. Несмотря на то, что в настоящий момент неоднозначно оценивается и сама равновесность социальной системы, необходимо иметь в виду, что нам важен сам принцип оценки общества и его моделирования.

Таким образом, в философском знании Нового времени разрабатывалась концепция стабильного (идеального) во всех отношениях государства в основе, которого лежало жизнеспособное общество, обладающее определенным потенциалом развития и совершенным законодательством. Социальная структура подобного общества предполагала наличие среднего класса, как главного условия обеспечения стабильности и незыблемость собственности. Кроме того, важной составляющей провозглашалось равноправие, при полном соблюдении прав граждан, разделение властей и установление республиканской формы правления.


Библиографическая ссылка

Абдуллаева Р.А. ИДЕИ СТАБИЛЬНОСТИ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ НОВОГО ВРЕМЕНИ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 11-1. – С. 122-124;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34330 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674