Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гуремина Н.В. 1 Кузнецов А.В. 1
1 Дальневосточный федеральный университет
1. Гуремина Н.В. Анализ создания научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 №217-ФЗ// В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3.1. С. 604-609.
2. Каранатова Л.Г. Государственный заказ как инструмент инновационной политики в Российской Федерации: функции, особенности, механизм // Власть. – 2011. № 6. – С. 55–57. (0,30 п. л.).

Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. При этом инновационная активность в технологически передовых отраслях до сих пор остается на низком уровне. Основными причинами этого являются отрыв науки от хозяйственной практики, отсутствие механизмов оценки эффективности государственных научно-технических программ, слабое финансирование приоритетных направлений научной деятельности.

Таким образом, развитие инноваций в современных российских условиях является достаточно медленным и малоэффективным процессом. Одна из основных причин отставания от развитых стран заключаются в том, что частные инвесторы не считают инвестиции в инновации самоокупаемыми, а государственные бюджетные средства вкладываются в инновации, через государственные корпорации, деятельность которых не вполне эффективна на данный момент.

Государственные закупки представляют собой комплексную процедуру, в рамках которой необходимо учитывать множество особенностей, связанных с законодательными изменениями, касающимися государственных закупок. В соответствии с российским законодательством (ФЗ-94) государственный заказ может быть размещен следующими способами: конкурс, аукцион, в том числе в электронной форме, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Государственный заказ размещается преимущественно среди частных организаций.

Фундаментальные исследования, как стоящие в самом начале инновационного процесса, практически повсюду в мире они финансируются в основном за счет государственных средств. Однако финансирование прикладных НИР и ОКР осуществляется и за счет крупных корпораций. В России финансирование инновационных разработок со стороны коммерческих предприятий в 2–2,5 раза меньше, чем в развитых странах [1].

Государственный заказ – это не только инструмент удовлетворения государственных нужд, но и механизм воздействия на процесс воспроизводства экономики, формирование ресурсов для полноценного протекания его стадий. Следовательно, государственный заказ способен подготавливать качественно новые факторы и условия для последующего воспроизводственного процесса экономики, позволяющие достигать более высокой комплексной эффективности. По принципу обратной связи воспроизводство после качественных и количественных изменений начинает по-новому влиять на государственный заказ, и тем самым побуждать к ускорению перехода на инновационный тип развития.

Государственный заказ развивается как подсистема системы государственного регулирования экономики, поэтому нарушение принципа системности в организации и управлении данным процессом ведет к снижению его результативности.

Таким образом, государственный заказ, являясь важнейшим механизмом государственного воздействия на траекторию развития экономики, создает экономические предпосылки для перехода к инновационной экономике. Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно создаются инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличатся бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта.

Заказчиками по государственным контрактам на выполнение НИР, НИОКР и НТР могут быть государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, другие получатели бюджетных средств субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. По результатам исследования роли государственного заказа в реализации инновационной политики можно выделить следующие основные аспекты этой проблемы [2]:

– переход к рыночным отношениям подорвал финансовое обеспечение деятельности учреждений научного и проектного профиля, в которых зарождаются инновации. Государственным финансированием обеспечена незначительная часть научно-исследовательских организаций;

– основными задачами инновационной политики являются: развитие отдельных направлений фундаментальной науки, проведение НИР и ОКР по созданию новой техники для государственных нужд, а также осуществление государственного заказа на инновационную продукцию и поддержка малого и среднего бизнеса;

– госзаказы на инновационные разработки, выполняемые именно малыми и средними компаниями, окажут значительное влияние на развитие инновационной сферы в стране, так как в развитых странах именно эти компании занимаются продвижением инноваций.

Государственный заказ на прикладные научные исследования и разработки формируется и реализуется не только на федеральном уровне, но и региональном.

Государственный заказ должен являться мощным стимулом для диверсификации российской экономики и перевода ее на инновационный путь развития, но сложно согласовать устремления инноваторов с интересами заказчиков. Государственный контракт представляет собой субъективный внешний фактор воздействия на инновационные отношения, являясь инструментом государственной политики.


Библиографическая ссылка

Гуремина Н.В., Кузнецов А.В. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 10. – С. 83-84;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34252 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674