Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ТУВЫ

Дабиев Д.Ф. 1
1 ФГБУ «Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН»
В статье показано, что богатство и разнообразие видов полезных ископаемых Республики Тыва в значительной степени определяет перспективы экономического развития региона, которое может превратить его в регион с развитым горнопромышленным комплексом, для развития которого необходимо строительство железной дороги в республику, реконструкции и строительства автомобильных дорог внутри республики, развития речного транспорта, решения проблемы расширения энергетических мощностей и т.д.
угольные месторождения
инвестиционные проекты
инфраструктура
горнопромышленный комплекс
железная дорога
минеральные ресурсы
1. Байсаров намерен направить 9 млрд. долл. На разработку Элегестского месторождения в Туве / http://www.tuvaonline.ru/2013/05/13/baysarov-nameren-napravit-9-mlrd-dollarov-na-razrabotku-elegestskogo-mestorozhdeniya-v-tuve.html.
2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: Теория и практика. //Вопросы экономики. – 2008, №8. – С. 61-78.
3. Кривошапко Ю. «Кызыл-Курагино» лишили финансирования / Российская газета – 15.11.2012 – http://www.rg.ru/2012/11/15/doroga-site.html.
4. Лебедев В.И., Кужугет К.С. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва: возможности его использования в 1999-2001 гг. и перспективы дальнейшего освоения. – Кызыл: ТИКОПР СО РАН, препринт № 3, 1998. – 5 с.
5. Разработку Межегейского месторождения Evraz планирует начать в 2013 году http://www.tuvaonline.ru/2012/06/21/razrabotku-mezhegeyskogo-mestorozhdeniya-evraz-planiruet-nachat-v-2013-godu.html.
6. Соян М.К. Оценка последствий реализации крупного инвестиционного проекта на социально-экономическое развитие региона (на примере Элегестского месторождения коксующихся углей в Республике Тыва). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Новосибирск, 2006. – 22 с. – С. 11.
7. http. www.tuvaonline.ru/ от 11 марта 2008 г.

Богатство и разнообразие видов полезных ископаемых Республики Тыва в значительной степени определяет перспективы экономического развития региона, которое может превратить его в регион с развитым горнопромышленным комплексом [4].

Несмотря на достаточно высокий потенциал минеральных ресурсов Республики Тыва, их освоение является очень сложной задачей. Понятно, что без строительства железной дороги в республику, реконструкции и строительства автомобильных дорог внутри республики, развития речного транспорта, решения проблемы расширения энергетических мощностей, потенциал недр реализовать ни в ближайшее время, ни в перспективе не удастся.

Решающим фактором низкой эффективности освоения недр республики при ее богатстве является неосвоенность территорий, удаленность от энергетических и транспортных коммуникаций.

Сегодня одним из актуальных вопросов является строительство железнодорожной ветки Курагино-Кызыл, в увязке с которой планируется разработка Элегестского месторождения каменного угля. Перспективы добычи коксующегося угля в Туве будут зависеть от того будет ли построена железная дорога по трассе Курагино-Кызыл. Еще в 2002 г. лицензию на разработку Элегестского месторождения каменного угля приобрела Енисейская промышленная компания (дочернее предприятие ОПК), которая уже в 2004-2005 гг. планировала начать строительство шахт, а первый уголь вывозить в 2005 г. автомобильным транспортом до строительства железной дороги. При этом правительственной инвестиционной комиссией было принято решение о софинансировании из средств Инвестиционного фонда проекта строительства железной дороги по трассе Курагино-Кызыл, инициированного Объединенной промышленной корпорацией (ОПК). При этом, стоимость строительства железной дороги оценивалось в 98,4 млрд. руб., финансирование которой планировалось осуществлять в равных долях за счет средств государства и частного инвестора – Енисейской промышленной компании (ЕПК). Компания планировала вложить 33 млрд. руб. на создание Элегестского угледобывающего комплекса с производственной мощностью 12 млн. т коксующихся углей. Безусловно, строительство железной дороги по трассе Курагино-Кызыл в увязке с освоением Элегестского месторождения коксующихся углей по экономическому и социальному влиянию в перспективе является одним из крупных проектов социально-частного партнерства.

Однако намеченное строительство дороги, которое было запланировано еще в 2010 г. было отложено на 2011 г. в связи с экономическими проблемами основного соинвестора проекта Межпромбанка, дочерней компании которого в лице ЕПК (Енисейская промышленная компания) принадлежало лицензия на разработку Элегестского месторождения каменных углей. После банкротства Межпромбанка, в июне 2011 года ЕПК была продана Русской медной компании. В 2012 г. Роснедра отозвали лицензию на разработку месторождения у ЕПК за ряд нарушений и это стало причиной исключения проекта строительства железной дороги в Туву из списка проектов Инвестфонда [3].

Тем не менее, проект освоения Элегестского месторождения каменных углей в увязке со строительством железной дороги в республику не был свернут и в апреле 2013 г. Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК), возглавляемая Байсаровым Р.С., приобрела лицензию сроком на 20 лет на разработку месторождения. Корпорация планирует инвестировать в проект около 280 миллиардов рублей, при этом доля компании в инвестициях составит 25 %. Остальные средства корпорация планирует получить в кредит во Внешэкономбанке и Сбербанке под госгарантии [1].

Кроме Элегестского месторождения, в Туве разрабатываются Каа-Хемское и Межегейское месторождение каменных углей. ОАО «Разрез «Каа-Хемский» является старейшим угледобывающим предприятием и имеет лицензию на добычу угля в Каа-Хемском месторождении. Добываемый уголь марки «Г»/«ГЖ» реализуется в основном на местном рынке и используется для выработки тепловой энергии. Незначительная часть угля поступает на металлургические комбинаты России. Основными потребителями предприятия в Тыве являются население, котельные предприятий и организаций, ТЭЦ – городов Кызыла и Ак-Довурака. По состоянию на 1 декабря 2008 г. предприятие добыло 754 тыс. т угля.

Исследования показывают, что освоение значительных запасов высококачественного коксующегося угля Улуг-Хемского бассейна может выступить в качестве наиболее конкурентоспособного ресурса Республики Тыва [6]. Действительно, низкое содержание фосфора и мазозольность определяют высокое качество коксующихся углей Улуг-Хемского бассейна, которые по спекаемости превосходят кузнецкие и печорские угли той же марки.

Исходя из этих соображений, можно сделать вывод, что при проектировании и оценке эффективности строительства железной дороги по трассе Курагино-Кызыл, следует учитывать возможность вовлечения в промышленное освоение не только Элегестского месторождения коксующихся углей, но и других месторождений полезных ископаемых республики и провести комплексную оценку освоения минеральных ресурсов при строительстве железной дороги. Косвенным подтверждением того, что при строительстве железной дороги в Тыву инвестиционная привлекательность месторождений полезных ископаемых республики значительно повысится является активность российских и зарубежных компаний по приобретению лицензий на месторождения республики в момент, когда проект железной дороги Курагино-Кызыл вошел в список проектов Инвестиционного фонда России. В 2006 г. китайской компанией «Лунсинь» была приобретена лицензия на разработку Кызыл-Таштыгского свинцово-цинкового месторождения, в 2007 г. ОАО «ГМК «Норильский никель» приобрело лицензию на разработку Ак-Сугского медно-молибденового месторождения Разработкой Межегейского месторождения коксующихся углей, которая также как и Элегестское месторождение, относится к Улуг-Хемскому бассейну каменных углей Тувы, займется компания Evraz, которой принадлежит лицензия на разработку месторождения. Компания рассчитывает начать добычу с 2013 г [5].

Для республики одной из актуальных проблем, наряду с вышеперечисленными, является нехватка энергетических мощностей. В своем ежегодном послании Парламенту глава Республики Тыва Ш.В. Кара-оол отмечает, что возрастающий дефицит энергоресурсов препятствует не только вводу объектов, но и исключает возможность какой-либо модернизации и расширения уже существующих предприятий [8]. Эти и другие проблемы тормозят инвестиции в развитие минерально-сырьевого комплекса, интерес к которому возрос в последние годы. Например, для освоения Элегестского месторождения коксующихся углей Енисейская промышленная компания запросила на первом этапе освоения 20 МВт мощности, на втором этапе – 70. Для разработки Ак-Сугского медно-никелевого месторождения ОАО «ГМК «Норильский никель»» – 55 МВт. Для разработки Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллов (лицензия принадлежит китайской компании ООО «Лунсин», учредителем которой является крупнейший горнодобывающий холдинг Китая «Цзыцзинь») понадобятся 45 МВт электрической мощности.

Для разрешения проблемы дефицита мощностей при освоении ряда месторождений Тувы РАО «ЕЭС России» принята программа первоочередных мер, которая предусматривает не только модернизацию Кызылской ТЭЦ, но и введение новых линий электропередач с территории Хакасии. При этом стоимость строительства и реконструкции энергетического комплекса Тувы оценивается в 17,4 млрд. руб., дефицит необходимых инвестиционных средств оценивается в 12,5 млрд. руб. Отметим, что китайская компания «Цзыцзинь» в сотрудничестве с российский компанией «Базовый элемент» выразили намерение участвовать в решении энергетических проблем Тувы.

Безусловно, проблемы энергодефицита, неразвитой транспортной сети, строительства социально-значимых объектов можно также решить на принципах государственно-частного партнерства. При этом государство может выступить не только как соинвестор проектов, но и как гарант безопасности. Таким гарантом безопасности может стать консорциум по реализации крупных инвестиционных проектов, который предполагается создать в Туве. Консорциум позволит выстроить оптимальную модель взаимоотношений как между властью и бизнесом, так и между самими частными предприятиями [7].

Очевидно, что даже при желаниях и возможностях ни один крупный бизнес серьезно не решится инвестировать и начать разработку любого крупного месторождения республики по причине отсутствия инфраструктуры. В связи с этим для содействия дальнейшему развитию горнопромышленного комплекса республики необходимо рассматривать различные варианты взаимодействия государства и частного капитала, наиболее популярным из которых становится государственно-частное партнерство (ГЧП). Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [2]. , альных ресрсов пользовал в своих расчетах по экономичской оценке освоения недр

Кроме того, строительство железной дороги в приграничной территории будет способствовать развитию экономических связей между Республикой Тыва и ее приграничных районов с одной стороны, и регионами северо-западной части Монголии и Китая с другой. Государство со своей стороны может взять на себя обязательство финансирование транспортной и таможенной инфраструктуры в приграничных районах республики (Цагаан-Толотой, Хандагайты).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Становление инфраструктуры как основное условие развития слабоосвоенного региона (на примере Тувы), проект № 13-12-17001 а/Т.


Библиографическая ссылка

Дабиев Д.Ф. ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ТУВЫ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 7. – С. 133-135;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34161 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674