Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ

Зиамбетов В.Ю. 1
1 ГОБУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В работе обосновывается эффективность использования физических упражнений из исторического фехтования для повышения уровня физической подготовленности студентов. Определены способы гармоничного сочетания физического и патриотического воспитания молодежи. Также раскрывается роль и значение данной работы в патриотическом воспитании.
историческое фехтование
физическое воспитание
физическое упражнение
патриотическое воспитание
1. Зиамбетов В.Ю. О необходимости применения военно-прикладных физический упражнений на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях / В.Ю. Зиамбетов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: науч-метод. журнал Российской академии образования № 3. – М: Науч.-издат. центр «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2010. – С.62-24.
2. Баранов В.В. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» / сост. В.В. Баранов, В.Ю. Зиамбетов, М.В. Малютина. Зарегистрирована в УСИТО, № 19312 (ФГОС) от 10.07.2012. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 34 с.
3. Зиамбетов В.Ю. Военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе студенческой молодежи / В.Ю. Зиамбетов // Вестник Оренбургского государственного университета: научный журнал № 2. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2013. – С. 90-95.
4. Зиамбетов В.Ю. Профилактика травматизма и несчастных случаев на занятиях по военно-физической подготовке с помощью тренировки вестибулярной сенсорной системы занимающихся/ В.Ю. Зиамбетов // Безопасность жизнедеятельности: научно-практический и учебно-методический журнал № 4(124). – М.: Изд-во ООО «Издательство Новые технологии», 2011. – С. 2-5.
5. Золотарев В.А. Военная история России / В.А. Золоторев, А.В. Саксонов, С.А. Тюшкевич. – М.: Кучково поле, 2002. – 736 с.

Появлению исторического фехтования способствовала реконструкция быта и исторических сражений. Начав свое существование как одно из направлений реконструкции, это движение стало самостоятельным видом физкультурно-спортивной деятельности. Историческое фехтование – это вид деятельности, требующий от занимающихся знаний, умений и навыков во владении холодным оружием, выполненным с максимальной исторической точностью (рис. 1).

ziam1.tif

Рис. 1. Историческое фехтование

В нашей работе мы раскрываем особенности применения средств исторического фехтования как системы физических упражнений, направленной не только на формирование двигательных умений и навыков, на воспитание физических качеств, сохранение и укрепление здоровья, но и применение способностей занимающихся в соревновательной деятельности, в соответствии с правилами соревнований. В нашей стране этот вид физкультурно-спортивной деятельности является новым движением, которое реализует свою деятельность в клубах и его можно назвать нестандартным.

Несмотря на это с каждым годом число занимающихся историческим фехтованием постепенно растет, людей, стремящихся сохранить духовно-исторические ценности и, в том числе, специфические ценности физической культуры, становится больше. Осознание необходимости сохранения в памяти людей значимых исторических событий раннего позднего средневековья, применение средств исторического фехтования в практике современной физкультурно-спортивной деятельности подчеркивает актуальность данной работы.

Мы предполагаем, что применение занятий по истерическому фехтованию со студентами, интересующимися этим видом физкультурно-спортивной деятельности вне учебы, не только поможет удовлетворить их духовные и двигательные потребности, но и поможет успешнее осваивать программный материал по физической культуре в образовательном учреждении, осуществлять физкультурное самообразование.

С этой целью мы исследовали влияние занятий по историческому фехтованию на состояние физической подготовленности группы студентов университета, решая следующие задачи: исследовать влияние специфических физических упражнений исторического фехтования на рост данных тестирования состояния физической подготовленности студентов; развивать историко-патриотическое сознание студентов.

Данное исследование проводилось в 2012-2013 учебном году среди студентов, занимающихся на занятиях физической культурой и начавших заниматься историческим фехтованием во внеучебное время. (экспериментальная группа – 7 человек), и студентов, примерно равных по физическим параметрам и кондициям, также занимающихся только физической культурой в учебное время (контрольная группа – 7 человек).

Студенты, занимающиеся историческим фехтованием, выполняли плановые упражнения из различных комплексов и групп: упражнения для совершенствования техники нападающих и защитных ударов мечом, ножом, копьем, топором; защитные упражнения с предметами (щит) и без; различные виды индивидуальных, парных и групповых передвижений; стрельба из лука; непосредственно соревнования. Обучение основам владения оружия в сочетании с верховой ездой, не использовалось.

Данные экспериментальной группы, полученные в начале учебного года (I) сравнивались с результатами, полученными в середине (II) и в конце (III) учебного года (табл. 1).

Таблица 1

Показатели физической подготовленности экспериментальной группы

№ п.п.

Физические упражнения из исторического фехтования

I

II

Контрольные упражнения из рабочей программы по физической культуре

I

II

1.

Бег в экипировке по пересеченной местности, (баллы)

16

26

Бег 3000 м, (баллы)

24

32

2.

Бег и прыжки с отягощением, (баллы)

15

19

Прыжок в длину,

(баллы)

27

29

3.

Упражнения со щитом, захваты, (баллы)

28

34

«Подтягивание»

на перекладине, (баллы)

29

31

4.

Упражнения с оружием,

(баллы)

21

33

«Отжимание» на брусьях, (баллы)

25

33

Итого:

80

112

Итого:

105

125

 

Для проведения данной работой была разработана балльная система оценки специфических физических упражнений из исторического фехтова ния.

Данные контрольной группы отражены в табл. 2.

Из этого следует, что в экспериментальной группе результаты тестирования увеличились 20 баллов, а контрольной группы только на 4 балла.

Для определения эффективности развития историко-патриотического сознания были разработаны анкеты по различным темам и балльная система оценки знаний (табл. 3).

Таблица 2

Показатели физической подготовленности контрольной группы (сумма повторений и время в минутах)

№ п.п.

Контрольные упражнения из рабочей программы по физической культуре

I

II

1.

Бег 3000 м, (баллы)

25

27

2.

Прыжок в длину,(баллы)

27

29

3.

«Подтягивание» на перекладине, (баллы)

28

27

4.

«Отжимание» на брусьях, (баллы)

30

31

Итого:

110

114

 

Таблица 3

Результаты анкетирования

Тематика анкет

Экспериментальная группа

Контрольная группа

I

II

I

II

«Исторические сражения V-ХV в. Великие полководцы», (баллы)

3

21

2

3

2. «Эволюция оружия и ведения боя», (баллы)

11

28

8

7

3. «Теория ведения боя в историческом фехтовании», (баллы)

15

32

13

12

4. «Взаимосвязь истории, настоящего и будущего», (баллы)

9

20

7

9

Итого:

38

101

30

31

Результаты анкетирования показывают, что знание студентами экспериментальной группы истории Отечества, уважение к подвигам прославленных предков на много превышают эти показатели у студентов контрольной группы (рис. 2).

ziam2.tif

Рис. 2. Динамика результатов анкетирования

Результаты наблюдений и опросы показывают, что участие студентов в соревнованиях по историческому фехтованию воспитали уверенность в своих силах, смелость, осознание значимости данного вида деятельности для молодежи.

Таким образом, мы можем сделать вывод: занятия историческим фехтованием способствует повышению эффективности процесса воспитания физических качеств, историко-патриотических чувств.


Библиографическая ссылка

Зиамбетов В.Ю. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3. – С. 144-147;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33273 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674