Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

психологические принципы организации учебного взаимодействия студентов

Колесникова Т.В. 1
1 Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Формирование компетенций в образовательном процессе вуза происходит наиболее эффективно при активном учебном взаимодействии студентов. Тогда, помимо профессиональных знаний и навыков, развиваются социальные качества, необходимые после окончания вуза для успешной работы будущего специалиста.

При этом актуализируется поиск принципов оптимальной организации учебных взаимодействий. Заметим, что существующие в настоящее время подходы в разной степени учитывают психологию обучающихся. Так, например, подходы интерактивного обучения сосредоточены на возможностях самовыражения обучающихся и на организационных аспектах, но при этом не обращается внимание на совместимость в рабочих группах. Для выполнения кратковременных учебных задач при отсутствии мотивации студентов такой подход предпочтителен. В случае же выполнения НИРС несколькими студентами стоит обращать внимание на психологические качества входящих в творческую группу студентов.

На факультете ИСТ СГАСУ все студенты выполняют учебно-исследовательские проекты в рабочих группах, в которых старшекурсники выполняют роль «шефов» своих «подшефных» младшекурсников. Мы считаем, что формирование рабочих групп должно происходить не только с учетом пожеланий самих студентов, но и осуществляться на научных принципах: ряд личностных качеств должны быть подобными, а некоторые – различаться. Нами разработана информационная система распределения студентов в рабочие группы НИРС, в основу которой положены такие компоненты личности, как мотивация, саморегуляция, лидерство, ответственность и квалификация. Экспертная оценка преподавателей факультета показала, что они считают наиболее оптимальными взаимодействия в группах, когда оба студента мотивированы, ответственны и умеют управлять собой (принцип сходства), а хотя бы один из студентов обладает лидерскими качествами и высокой квалификацией (дополнение).


Библиографическая ссылка

Колесникова Т.В. психологические принципы организации учебного взаимодействия студентов // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 155-155;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33040 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674