Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Средства ИКТ на уроках физики

Пожарская Д.А. 1
1 Институт физики К(П)ФУ
1. Камалеева А.Р. Из опыта создания электронного учебного пособия // Новые технологии в образовании. – 2009. – № 3. – С. 50-52.
2. Камалеева А.Р. Компьютерная поддержка в проведении физического практикума в средней школе // Новые технологии в образовании. – 2009. – № 6. – С. 147-149.
3. Камалеева А.Р., Сарро В.М. Технология формирования у обучаемых самообразовательных измерительных и экспериментальных умений и навыков // Вестник Челябинского педагогического государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 122-130.
4. Камалеева А.Р., Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р., Низамутдинова Г.М. Информатизация образования – путь к решению глобальной экологической проблемы / Вестник КНИТУ. – № 22. – С. 224 – 228.

В современных условиях активного развития информационного пространства российское образование вступило в стадию качественной модернизации. Передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает необходимые знания, проникается духом современного информационного общества, должна стать общеобразовательная школа.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование является насущной и объективной потребностью, позволяющей существенным образом ускорить передачу знаний, повысить качество обучения, дает возможность человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Говоря о конкретном внедрении и использовании инноваций на уроках физики, необходимо отметить, что успешному осуществлению этого процесса способствует самосовершенствование и самообразование учителя. Это выражается, прежде всего, в разумном использовании:

  • новых информационных технологий в процессе обучения,
  • локальной сети на уроках,
  • интерактивной доски на уроках
  • и создание персонального сайта учителя.

Все эти факторы должны использоваться в педагогической практике.

Рассмотрим формы использования информационно-коммуникативных технологий в процессе изучения физики.

1. Самой распространенной формой использование ИКТ на уроках являются мультимедийные возможности компьютера (компьютерные презентации с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, анимациями, звуком, статическими изображениями) при представлении материала.

2. На теоретических и практических занятиях целесообразно использовать компьютерные справочники, энциклопедии, словари, электронные учебные материалы [1]:

  • библиотеку электронных наглядных пособий (ООО «Кирилл и Мефодий»);
  • библиотеку электронных наглядных пособий «Физика» (ЗАО «1С»);
  • электронное издание «Физика» («Илекса – Москва»);
  • 1С репетитор. Физика;
  • полный интерактивный курс «Открытая физика» и др.

3. В процессе выполнения лабораторных работах по физике учащиеся приобретаются экспериментальные навыки, первоначальные навыки научного эксперимента [2], [3]. В процессе оформления отчета у каждого ученика появляется возможность научиться самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и, тем самым, более глубоко и полно усваивать теоретический материал. Этому способствуют выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ иногда с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» – «Физика 7-11 классы», «Лабораторные работы по физике 10 и 11 класс» (ООО «Дрофа»), библиотеки электронных наглядных пособий «Физика» (ЗАО «1С»).

4. Моделирование некоторых физических явлений, в силу ряда причин, невозможно провести в процессе урока физики. Например, невозможно использовать на уроках физики радиоактивные материалы. Поэтому один из выходов – это моделирование соответствующих экспериментов на компьютере. Использование различных компьютерных технологий позволяет нам понять очень сложные физические процессы: заглянуть внутрь атома, рассмотреть процесс кипения жидкости, смоделировать прохождение электрического тока в проводнике, решать сложные задачи.

5. При контроле знаний возможно использование обучающих и контролирующих программ. Современные компьютерные технологии позволяют использовать разнообразные обучающие программы по физике, которые дают возможность изучать новый материал, решать задачи с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнять занимательные тесты в картинках, проверять свои знания и т.п. В настоящее время, при подготовке учащихся к единому государственному экзамену стала популярной тестовая система контроля знаний, и компьютер полностью может использовать возможности этой системы. Компьютерные технологии позволяют эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий ЕГЭ, быстрой подготовки учащихся. Для этого учитель может самостоятельного создавать проверочные работы, содержащие вопросы в тестовом виде и сложные задачи из группы «С» из имеющейся базы данных вопросов и задач. Имеется также возможность воспользоваться готовыми тематическими подборками и тестами в режиме онлайн.

6. Одной из главных на сегодняшний день технических возможностей использования информационных технологий в образовании является использование в обучении Интернет-технологий [4]. Глобальная сеть Интернет сама по себе и информационные технологии, основанные на ее использовании, на сегодня являются одним из самых доступных средств получения информации. В процессе обучения физике учащимся можно предложить выполнение самостоятельных работ с материалами сайтов Интернета, участие в конференциях, Интернет-форумах и Интернет-олимпиадах.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках физики расширяет возможности для творчества, как в процессе обучения, так и развития обучаемых. Обучение становится более индивидуализированным. Необходимо также отметить, что новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских, информационных, коммуникативных навыков учащихся, а учителя стимулируют к освоению исследовательских проектных методик.


Библиографическая ссылка

Пожарская Д.А. Средства ИКТ на уроках физики // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 36-37;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32927 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674