Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

КУРС «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ». НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ

Швецова Е.И. 1
1 Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В настоящее время в мире живут около 3000 национальностей в более 200 странах и регионах мира. В России проживают 143 млн человек – представители более 180 национальностей (этнических групп). Около 80 % населения России составляют русские. В условиях многонациональной России проблема межэтнических отношений является чрезвычайно важной и актуальной. Особенно эта проблема актуальна для руководителей различного уровня, которые в ходе своей работы сталкиваются с межнациональными проблемами на уровне своего села, района, области, округа и т.д.

В нашем Сибирском федеральном округе проживает 20,5 млн человек (14,3 % населения России), представители более 130 национальностей. Действуют более 500 национально-культурных автономий и центров, более 1800 религиозных организаций и около 40 конфессий. Курс «Этнопсихология» призван помочь будущим руководителям (выпускникам) лучше узнать этнические и культурные особенности групп населения, с тем, чтобы учитывать эти особенности в своей будущей работе.

Содержание этнопсихологических исследований – установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиции, верования и пр.), с одной стороны, и особенностями психики членов исследуемых общностей – с другой. Данные исследования в большинстве своём носят эмпирический, сравнительно-описательный характер. Эти проблемы нуждаются в освещении и изучении в образовании, следовательно, становятся необходимыми и актуальными в теоретическом и практическом плане курса «Этнопсихология».

Теоретико-методологической основой курса «Этнопсихология» являются работы Крысько В.Г., Лурье С.В., Налчаджян А.А., Платонова Ю.П., Стефаненко Т.Г. и Интернет-ресурсы по этнопсихологии и смежным дисциплинам кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ и др.

В курсе предусматривается анализ истории, современных достижений и теорий ведущих научных школ в области этнопсихологии и выработку студентами профессионального отношения к сложным проблемам, происходящим в мульти культурном окружающем мире. С целью совершенствовать организацию учебного процесса, его интенсификации необходим поиск новых подходов в обучении с упором на самостоятельную работу студентов и активные формы учебного процесса, а также индивидуализацию обучения.

Курс предполагает самостоятельную работу студентов, включающую творческие работы, доклады, рефераты, микроисследования, работу в малых группах, дискуссии и т.д.

Ставится цель – вызвать интерес у студентов к этнопсихологии; к выполнению самостоятельной работы; к результату; наполнить занятия разными формами его проведения.

Студентам-психологам и студентам специальности международные отношения было предложено кроме традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия) провести в группах конференции на тему «Этнопсихологические особенности народов мира» (Народы России, народы Ближнего и Дальнего зарубежья). Материалы конференций (доклады-презентации, на титульном листе которых представлен автор с фотографией) записаны на диски и подарены оформленные диски студентам на память. Этот подход в обучении (за последние четыре года) позволил значительно активизировать самостоятельную учебную работу студентов по этнопсихологии. Дополнительно на диск в качестве подарка записаны некоторые презентации – лекции автора, презентации по странам и народам и интересные творческие работы представителей разных народов.

Самостоятельная работа студента как учебно-познавательный процесс имеет свои этапы: первый этап – умение самостоятельно работать с информацией и текстом; второй этап – выполнение заданий творческого характера; третий этап, в данном случае, – доклад-презентация на конференции «Этнопсихологические особенности народов мира».

В настоящее время в условиях обострения внимания всей общественности к национально-социальным проблемам возрастает их роль в образовании и подготовке управленческих кадров для профессиональной деятельности в условиях многонационального населения и усиливающиеся в последнее время международные контакты.

Автором в образовательном процессе используются материалы собственных этнопсихологических исследований 27 разных народов и народностей России, ближнего и дальнего зарубежья и опыт научно-организационной работы автора как ученого секретаря Региональной межведомственной комиссии по координации комплексных социально-экономических, медико-биологических и лингвистических исследований проблем развития народностей Севера, которая была создана специальным постановлением СМ РСФСР(№ 397 от 21 июля 1981 г.) на базе СО АН СССР, СО АМН СССР и ВАСХНИЛа.

Особый интерес у студентов вызывают примеры из опыта участия автора в подготовке и представлении материалов научных исследований для Совета Министров СССР и РСФСР при рассмотрении вопросов экономического и социального развития районов проживания народностей Севера (Магаданская, Камчатская и Сахалинская области, Красноярский и Хабаровский край) и в подготовке и проведении Первого съезда малочисленных народов Севера в Кремлевском Дворце Съездов (г.Москва); 1-го Международного Детского Конгресса «Дети мира: традиционная культура и здоровье» в Детском Центре «Океан» (г.Владивосток); в разработке в соответствии с социальным заказом Госкомсевера РСФСР целевой комплексной программы «Дети Севера» как часть программы «Дети России».

С каждым годом возрастает число людей, посещающих зарубежные государства в качестве туристов и деловых партнеров. В международный бизнес активно включается все больше людей, часто не обладающих опытом международного общения. Ими в сферу бизнеса вносится существенный элемент национальной специфики. Хотя участники международного общения придерживаются, в общем-то, сходных этических норм и правил, тем не менее, национальные и культурные особенности способны оказаться весьма значимыми в межличностных и деловых отношениях.

Обычно при близком совпадении интересов сторон, то есть при сотрудничестве, различия национального характера, манер поведения и образа мышления заметно не проявляют себя. Однако, стоит только возникнуть разногласиям или конфликтам, как эти различия начинают играть важную роль. Таким образом, необходимо быть готовым к возможному проявлению «непредвиденных» действий, поступков, решений со стороны своих иностранных коллег и заблаговременно выработать оптимальные тактику и стратегию во взаимоотношениях с ними. А для этого надо знать особенности их национального характера, специфику их образа жизни и манеры поведения.

Автором в учебном процессе используется личный опыт взаимодействия с народами разных стран : поездки в США – в том числе в поселения северо-американских индейцев, на Кубу, в страны Европы, в многонациональные Китай и Индия и др.

Иллюстративный раздаточный материал, используемый для проведения лекционных и семинарских занятий, углубленная подготовка студентов к самостоятельной исследовательской работе; создание условий для вовлечения студентов в коллективную поисково-исследовательскую деятельность совместно с преподавателем, выступление с докладом-презентацией на конференции – все это значительно повышает интерес студентов и их активизацию самостоятельной учебной работы по этнопсихологии.


Библиографическая ссылка

Швецова Е.И. КУРС «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ». НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 94-96;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31692 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674