Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА (ПРОФИЛЬ «нАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ») В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Михайлова Е.В., 1 Никитина Э.К. 1 Подгорная А.К. 1
1 Московский городской педагогичеcкий университет

Компетентностный подход, выступающий в качестве методологического основания стандартов высшего профессионального образования требует кардинального обновления технологий педагогического образования, в том числе и технологии оценивания учебной деятельности студентов университета. Обеспечить комплексное измерение качества обучения студента позволяет таксономия целей обучения.

Таксономия целей обучения (ТЦО) используется в качестве измерительной шкалы результатов образовательного процесса во многих известных зарубежных и отечественных педагогических исследованиях. Среди популярных можно назвать таксономии когнитивных целей по Б. Блуму, И.Я. Лернеру, В.П. Симонову, В.В. Гузееву и др.

Использование данной технологии оценивания позволяет конкретизировать понятие «профессиональные компетенции», отразить их сущностные характеристики через показатели познавательных уровней: знание – понимание – применение – обобщение и систематизация – ценностное отношение.

В предлагаемой статье демонстрируется подход к разработке Паспорта Компетенций выпускника педагогического вуза, через структуру: «знать-уметь-владеть».

Характеристика профессиональных компетенций выпускника вуза (Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование; профиль подготовки «Начальное образование»)

№ п/п

Краткое содержание (определение) и структура компетенции

Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

1

2

3

1

Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1)

 

Знает:

– сущность понятия «Педагогическая деятельность»;

– сущность и основные характеристики целостного педагогического процесса;

– компоненты целостного педагогического процесса;

– образовательные концепции;

– учебно-методические комплекты для начальной школы;

– ФГОС НОО.

– перечисляет учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

– анализирует учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

– высказывает суждение об учебных программам базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

– дает оценку эффективности учебных программ базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

 

Умеет:

– системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.

– применяет на практике наиболее эффективные учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

– разрабатывает на основе примерных рабочие программы курсов с учетом особенностей образовательного учреждения.

 

Владеет:

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании.

– ориентируется и критически оценивает профессиональные источники информации;

– осуществляет проектную деятельность в образовании;

– использует в проектной деятельности различные профессиональные источники информации.

2

Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2)

 

Знает:

– педагогические технологии.

– распознает современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

– описывает современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

– перечисляет современные методики и технологии (в том числе и информационные);

– отбирает современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

 

Умеет:

– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

– организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

– организовывать бесконфликтное общение воспитанников, педагогов, родителей и волонтеров, координировать деятельность социальных партнеров;

– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

– использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

– осуществляет планирование учебно-воспитательного процесса;

– проводит анализ и самоанализ учебно-воспитательного процесса;

– организовывает бесконфликтное общение субъектов учебно-воспитательного процесса;

– свободно применяет современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

– соотносит успешность практической деятельности с методиками и технологиями для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

– осуществляет поиск новых методик и технологий (в том числе информационных) для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

 

Владеет:

– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

– устанавливает эффективную коммуникацию для решения профессиональных задач и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

3

Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3)

 

Знает:

– контрольно-регуляционный компонент целостного педагогического процесса.

– планируемые результаты обучения и воспитания (ФГОС НОО);

– основы дифференцированного обучения.

– перечисляет, дает определение современным методам диагностирования достижений обучающихся;

– сопоставляет характерные особенности современных методов диагностирования достижений обучающихся;

– обсуждает условия применения современных методов диагностирования достижений обучающихся в образовательном процессе;

 

Умеет:

– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся.

– применяет современные методы диагностирования достижений обучающихся на практике;

– анализирует эффективность применяемых методов в данной педагогической ситуации.

– критически оценивает эффективности применяемых методов в данной педагогической ситуации;

– создает пакет диагностических методик в соответствии с ситуаций обучения и воспитания.

 

Владеет:

– способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

– способами педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

– разрабатывает план диагностирования достижений обучающихся и воспитанников;

– использует диагностические методики в ходе педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

– осуществляет осознанный выбор возрастосообразных методов и форм профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

На основе анализа приведенной таблицы можно выявить, что структурный компонент «знать» включает такие познавательные уровни как «знать и понимать».

Структурный компонент «уметь» позволяет оценить готовность студента к применению полученных знаний.

Структурный компонент компетенций «владеть» отражает познавательные уровни «обобщение и систематизация» и «ценностное отношение».

Таким образом, определение сущностных характеристик профессиональных компетенций, наполнение их вполне определенным содержанием (показателями) – процесс в определенной степени творческий и трудоемкий, но необходимый в свете новых требований к высшему педагогическому образованию.

Паспорт компетенций, разработанный на основе таксономии целей обучения, во-первых, позволяет хорошо структурировать содержание теоретических и практических курсов в подготовке бакалавров педагогического образования, включая дисциплины педагогического цикла, во-вторых, создает основания для определения глубины сформированности компетенций у студента, и, что немаловажно, делает максимально информативным и открытым результат обучения для молодых людей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», и этим может повышать их включенность в образовательный процесс.

Обеспечение перечисленных функций паспорта компетенций требует наличия соответствующих методических разработок, включая проектирование и апробацию технологий формирования компетенций, создание фонда оценочных средств. В следующей нашей публикации планируется представить технологические компоненты разработки фонда оценочных средств качества образования, отражающих глубину сформированности профессиональных компетенций выпускника педагогического вуза.


Библиографическая ссылка

Михайлова Е.В.,, Никитина Э.К., Подгорная А.К. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА (ПРОФИЛЬ «нАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ») В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 73-75;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31682 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674