Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дружилов С.А.
В статье дается концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его профессиональных и жизненных приоритетов. Стиль отражает стратегию адаптации человека. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности рассматривается как функция составляющих ее эффективности. Выделено 16 вариантов стилей, в зависимости от значимых для человека составляющих эффективности его труда. В зависимости от профессиональной успешности, степени удовлетворенности трудом и ценностных ориентаций выделено 8 профессиональных стилей, характеризующих (выявляющих, демонстрирующих) характер специалиста.

В отечественной психологии (Л.С. Рубин­- штейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Е.П. Кли- мов, Л.И. Анцыферова, К.А. Абуль­ха­но­ва-Слав­ская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека.

Стиль жизни - это устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность.

Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны внепрофессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социопсихического развития человека в целом.

Профессиональный стиль человека мы рассматриваем как постоянное, довольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития [1], так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов).

Профессиональный стиль мы рассматриваем одновременно и как причину, и как следствие индивидуального профессионального развития человека. Устойчивость стилей является относительной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов. Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном поведении и в общении.

Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования) [5], так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения. Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т.д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой профессиональной деятельности.

Предметом нашего рассмотрения являются индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала), которые представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности).

Каждый из этих уровней может быть развернут через выражение составляющих общей эффективности (ЭS) деятельности, представленное нами ранее в виде формулы [3]:

ЭS = aЭ ЭЭ + aΨ ЭΨ + aс Эс + aк Эк,

где ЭЭ, ЭΨ, Эс, Эк - оценка экономической, психологической, социальной и «клиенто-центрированной» составляющих эффективности; aэ, aΨ, aс, aк - весовые коэффициенты. Отдельные составляющие эффективности рассматриваются нами как частные критерии профессиональной адаптации (или дезадаптации) при проявлении профессионализма человека.

Выражение 16 возможных вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов составляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками, приведены в табл. 1. В таблице знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) - низкое его выраженность.

Таблица 1 Типология профессиональных стилей в зависимости от составляющих эффективности профессиональной деятельности

 

Шкалы

 

 

Шкалы

 

Типы

ЭЭ

ЭΨ

ЭС

ЭК

Профессиональный стиль

Типы

ЭЭ

ЭΨ

ЭС

ЭК

Профессиональный стиль

1

+

+

+

+

«Успешный деятель» «признанный профессионал»

9

-

+

+

+

«Хорош для всего, кроме дела»

2

+

+

+

-

Ориентируется на успех и удовольствие «здесь и сейчас», а завтра - «хоть потоп»

10

-

+

+

-

Ориентируется на общение с коллегами и получение удовольствий, а клиенты для него - досадная помеха

3

+

+

-

+

Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству

11

-

+

-

+

Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег

4

+

+

-

-

Ориентация на материальный успех при минимальных психологических усилиях

12

-

+

-

-

Ориентация исключительно на удовольствия и минимизацию собственных усилий

5

+

-

+

+

Успешный, но «выгорающий» деятель

13

-

-

+

+

Все усилия - на общение с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена - велика

6

+

-

+

-

«Коллективист», ориентирующийся на успех сегодня ценой больших собственных усилий

14

-

-

+

-

Все усилия затрачивает на адаптацию в коллективе, при общей низкой эффективности труда

7

+

-

-

+

Индивидуалист, ориентированныйё на долгосрочный успех; подверженный «сгоранию»

15

-

-

-

+

Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании» с клиентами

8

+

-

-

-

Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой

16

-

-

-

-

Профессионал, неадаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды

Снижение того или иного частного показателя эффективности свидетельствует о двух обстоятельствах. С одной стороны - о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но лишь в рассматриваемом аспекте. С другой стороны - о проявлении индивидуального профессионального стиля, характеризующего результат профессиональной адаптации в целом. Например, при объективно низкой выработке (ЭЭ), вызванной возрастным снижением ПВК, свидетельствующей о операционально-функциональной дезадаптации специалиста, человек может демонстрировать высокие показатели социальной (ЭС) или клиентоцентрированной (ЭК) составляющих, вносящих в общий вклад в общую эффективность предприятия, а значит, быть профессионально адаптированным. Лишь в случае устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к деятельности и условиям профсреды.

Интерес представляют и иные биполярные стили, определяющиеся ведущей мотивацией. Первый связан с ориентацией работника на выгоду как «здесь и сейчас», так и в будущем при высокой «цене» деятельности. Второй проявляется в ориентации человека на субъективно-удобную деятельность с выраженным стремлением к минимизации внутренних затрат, а также на благоприятную систему отношений в коллективе. Каждый из этих стилей представлен своей системой индивидуальных психологических качеств, среди которых ведущее место занимают отношения и ценности человека.

Приверженность субъекта определенному стилю означает, что он ориентируется на определенную часть условий деятельности и компонентов профессиональной среды, достигая при этом приемлемого для него результата. В.А. Толочек в структурно-функциональной организации стиля выделяет три иерархических уровня пассивной и активной адаптации:

  1. субъективно-удобные условия деятельности;
  2. структуру (определенным образом взаимосвязанные компоненты деятельности);
  3. тип организации деятельности [7].

В табл. 2 представлено 8 профессиональных стилей, характеризующий характер специалиста в зависимости от его:

  1. профессиональной успешности (Ус), оцениваемой объективными показателями результативности деятельности;
  2. показателя психологической адаптации (ЭΨ), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации;
  3. коэффициента ценностных ориентаций (КЦ), определяемого отношением духовных ценностей, выбираемых респондентом, к витальным ценностям [2].

Таблица 2 Типология профессиональных стилей в зависимости от успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей

 

Шкалы

Профессиональный стиль и профессиональный характер

 

Шкалы

Профессиональный стиль и профессиональный характер

Типы

Ус

ЭΨ

КЦ

Типы

Ус

ЭΨ

КЦ

1

+

+

+

Профессионально-успешные «идеалисты» (ориентирующиеся на идеальные ценности)

5

-

+

+

Малорезультативные «самоактуализирующиеся идеалисты» («вещь в себе»)

2

+

+

-

Профессионально-успешные «материалисты»

6

-

+

-

Ориентированные на удовольствия, а не на результат

3

+

-

+

Профессионально-успешные «изнуренные работой идеалисты»

7

-

-

+

Неуспешные «несчастные идеалисты»

4

+

-

-

Профессионально-успешные «выгорающие материалисты»

8

-

-

-

Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники

Как и в предыдущей таблице, здесь знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) - низкое его выраженность.

Остановимся подробнее на показателях, используемых в табл. 2.

  1. Показатель профессиональной успешности. В любой профессии существуют результативные показатели, которые характеризуют успешность деятельности. Они могут быть измерены, оценены количественно и представлены, как и другие численные показатели, подлежащие математической обработке, в безразмерной форме, получаемой путем деления измеренного показателя на некоторое его базовое значение.
  2. В качестве показателя психологической адаптации здесь рассматривается уровень психологической составляющей эффективности профессиональной деятельности (ЭΨ). Данная составляющая может определяться как отношение успешности деятельности (или, в субъективном ее выражении, удовлетворенности профессиональной деятельностью и профессиональной средой) к психофизиологическим затратам («цене» деятельности, в качестве которой выступают психосоматические проявления дез- адаптации).

При интерпретации этого показателя мы опираемся на формулировку В.Н. Дружинина, основанную на идеях В.М. Теплова, согласно которой отношение успешности деятельности к «цене» деятельности трактуется как способность к выполнению той или иной деятельности [4, С. 12-13]. Таким образом, отношение показателя удовлетворенности профессиональной деятельностью и профессиональной средой к показателю психосоматические проявления дезадаптации может рассматриваться, с одной стороны, как психологическая составляющая эффективности профессиональной деятельности [3], с другой - как показатель уровня проявления специальной способности. В данном случае речь идет о способности человека к социально-профессиональной адаптации. Отметим, что в обоих случаях указанный показатель отражает эффективность психологической адаптации (как отношение результативной ее стороны к затратной (в субъективных оценках, даваемых испытуемыми).

В конкретных исследованиях показатель, обозначенный как «эффективность психологической адаптации» (ЭΨ), может быть вычислен по следующей формуле:

где У1 - удовлетворенность условиями труда; У2 - удовлетворенность положением в коллективе (показатели У1 и У2 может быть определен по опроснику Р.Х. Исмагилова [6, с. 122-126]); Д - интегральный показатель опросника О.Н. Родиной, характеризующий психосоматические проявления дезадаптации [Там же, с. 147-151].

Коэффициент жизненных ценностей (КЦ) определяет отношение духовных ценностей ЦД к витальным ценностям ЦВ, значимым для данного человека и определяется по формуле:

К витальным (жизнеобеспечивающим) относятся такие ценности, как материальное благополучие, здоровье как ценность, удовольствия от жизни вообще и др. К духовным (или экзистенциальным) ценностям может быть отнесено душевное равновесие, спокойствие, познание (возможность повышения образования, расширение кругозора, общей культуры), творчество (возможность творческой деятельности) и подобные человеческие ценности.

Нашей целью было дать концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его жизненных и профессиональных приоритетов. Мы не ставили своей задачей дать подробное описание стилей и связанных с ними профессиональных характеров. В то же время, как показывает опыт исследований различных профессиональных деятельностей (управленцев, работников оптовой торговли и частного медицинского учреждения, педагогов школ) представленная типология стилей соответствует реальности. Наполнение предложенных профессиональных стилей конкретным описанием рассматривается нами как в качестве необходимой составляющей психологического анализа индивидуальных особенностей профессионализма.

Список литературы

  1. Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. - 2004. - № 3. - С. 200-208.
  2. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 260 с.
  3. Дружилов С.А. Оценка эффективности совместной деятельности специалистов: методика построения аддитивного критерия // Современные наукоемкие техноло- гии. - 2010. - № 1. - С. 71-73.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
  5. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. - 2 изд., переработ. - М.: Смысл; Per Se, 2000. - 549 с.
  6. Практикум по психологии менеджмента профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 448 с.
  7. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2000. - 199 с.

Библиографическая ссылка

Дружилов С.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 9. – С. 64-67;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30688 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674