Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Жиркова З.С. Новгородова Н.Н. Бехтюева Н.Г. Габышева Н.Д.

В данной статье рассматривается роль самостоятельной работы студента в образовательном процессе, которая является основой образовательного процесса и ориентирована на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов с учетом потребностей и возможностей личности. Описаны результаты исследования методом инернет - опроса и анкетирования среди студентов педагогического института, исторического и горного факультетов СВФУ.

Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии [3]. Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи [4].

Целью СРС является - сформировать у студентов умение самостоятельно решать задачи по дисциплине. цель самостоятельной работы студента- это развитие такой черты личности, как самостоятельность, т.е. способности организовывать и реализовывать свою деятельность без постороннего руководства и помощи [1].

Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач [4].

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор -
подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы: полезность выполняемой работы; участие студентов в творческой деятельности; внедрение интенсивной педагогики, которая предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры; участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.; использование видов контроля знаний, как накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры.

Для реализации этих целей преподаватель Жиркова Зоя Семеновна кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, разработала учебно-методический комплекс «Основы педагогического проектирования». В данном учебном пособии особое внимание уделено самостоятельному усвоению знаний о проектировании, моделировании, инновационных механизмах развития образования и основных факторах, которые позволяют организовать эффективный проектировочный процесс.

Этот учебник нам очень понравился. В нем есть все, что нужно будущему преподавателю: рассматриваются теоретические основы, идеи, подходы, факторы, способы и формы проектирования системы образования. Организация образовательного процесса по предмету связана с применением различных форм организации СРС, представляющих собой опережающие задания, выполняемые студентами в течение семестра [2].

Нами был проведен опрос среди студентов педагогического института, исторического и горного факультетов СВФУ.

Исследование показало, что 30 % опрошенных студентов предпочитают выполнять СРС в форме презентации, конспект - 50 %, в любой форме - 10 %, вообще не нравиться - 10 %. На вопрос «Как вам лучше работать, самостоятельно или с преподавателем?» 30 % ответили, что самостоятельно, а 70 % с преподавателем; «Какая система оценивания лучше?» Большинство ответили, что лучше рейтинговая, то есть балловая система. Рейтинговая система используется многими преподавателями, эта система поощряет активность студентов, стимулирует их учебную деятельность. 70 % опрошенных учащихся считают, что рейтинговая система необходима, так как позволяет преподавателю объективно оценивать знания студентов. 30 % высказались за то, что рейтинговая система не нужна, так как не позволяет преподавателю объективно оценивать знания студентов. Тем не менее, контроль над выполнением самостоятельных работ необходим.

Также нами был проведен по этим же вопросам интернет-опрос, для охвата большего количества студентов. В интернет-опросе приняли участие более 100 студентов. В результате обработки опроса выявили, что 75 % студентов считают, что самостоятельная работа студентов - это работа, выполняемая самостоятельно, а 25 % считают - самостоятельная работа студента - это работа, выполняемая во внеурочное время.

На вопрос: «В какой форме вам удобно выполнять СРС?» - 50 % студентов ответили, что им удобно выполнять в форме конспекта, 25 % - в форме презентации, 15 % - в форме реферата и 10 % - анализа статей. 72 % студента предпочитают работать самостоятельно, 28 % совместно с преподавателем. 65 % студентов за выполнение самостоятельной работы предпочитают оценку, 22 % рейтинговую систему оценивания СРС и 13 % - отметки.

Таким образом, проведенный опрос показал, что заинтересованность, самостоятельность, сознательность и активность обучающихся в значительной степени зависят от характера и организованности их деятельности, от форм и методов контроля, самоконтроля, а порой и взаимоконтроля, от их отношения к своим результатам. И чем лучше сконструирована и систематизирована совокупность знаний, подлежащих усвоению, тем в большей степени обучаемым ясны цели изучения, тем лучше и прочнее эти знания усваиваются. Самостоятельная работа студентов, играет важную роль в организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Продуктом проекта является рекомендации студентам, которые можно использовать как источник конкретной информации о роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. Самостоятельная работа студентов должна строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающихся способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Список литературы

  1. Гарунов М.Г. Самостоятельная работа студентов. - М.: Знание, 1998.
  2. Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования. Учебно-методический комплекс Тип ЭВМ: Pentium IV; тип и версия ОС: Windows XP / ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова». - Якутск: сайт http: //moodle.ysu.ru. Номер государственной регистрации: 50200801257, 03 июля 2008 года.
  3. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 217 с.
  4. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

Библиографическая ссылка

Жиркова З.С., Новгородова Н.Н., Бехтюева Н.Г., Габышева Н.Д. РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 169-171;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27796 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674