Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

Войт А.О.
В статье рассмотрена категория «инновация», как экономическое явление, что позволило дополнить отраженные в научной литературе критерии классификации инноваций. Определено, что важнейшей формой оказания государственной поддержки инноваций является повышение эффективности государственных расходов.
инновация
классификация
государственная политика
стимулирование
innovation
classification
state politics.
Инновация - это результат трансформации идей, исследований, разработок, новое или усовершенствованное научнотехническое, социально-экономическое, политическое и другое решение, способствующее, в конечном счете, повышению качества и уровня жизни населения.

Рассматривая категорию "инновация" как экономическое явление, способное не только удовлетворять потребности более эффективными, чем у конкурентов способами, но и одновременно сохранять и укреплять благополучие потребителей и общества в целом, добиваясь, таким образом, равновесия между тремя целями: прибыль предприятия, удовлетворение нужд потребителей, интересы общества, считаем возможным сформулировать уточненное определение указанной категории национальной безопасности государства посредством гармонизации  экономических интересов субъектов хозяйствования (прибыль фирм), рыночных интересов потребителей (удовлетворение потребностей с наименьшими затратами) и интересов общества (рационализация потребностей, охрана окружающей среды, сокращение безработицы, рост налогооблагаемой базы, повышение средних доходов населения, сокращение их дифференциации,  рост  интеллектуального потенциала общества, увеличение продолжительности жизни населения, повышение конкурентоспособности регионов, страны и т.п.).

В свете авторского определения категории "инновация" предлагаем дополнить отраженные в научной литературе критерии классификации инноваций (таблица 1).

Таким образом, исходя из исследования сущности и классификации инноваций, следует, что механизм их создания, диффузии и абсорбирования предполагает формирование и развитие системы отношений между широким кругом институциональных образований, которые инициируют, внедряют инновации и поддерживают инновационную активность. В качестве концептуальной основы такой системы отношений выступает национальная инновационная система (НИС).

Понимание процессов, происходящих в НИС, дает возможность выявить те сферы, развитие или стимулирование которых наиболее действенным образом будет способствовать технологической динамике и конкурентоспособности экономики. В данном контексте наиболее эффективной является государственная политика, улучшающая взаимодействие между различными  участниками и институтами НИС и повышающая их способность к инновационной деятельности, в частности, к внедрению новых технологий.

Технологическая политика должна быть неотъемлемой  частью целостной экономической политики. Особую важность приобретают меры государственной политики, способствующие распространению технологий пятого и шестого технологических укладов.

Таблица 1. Дополнительные критерии классификации инноваций

№ п/п

Критерии классификации

Виды инноваций

1

Роль в управлении

Функциональные, развивающие

2

Перспективность эффектов

Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

3

Удовлетворение потребностей

Базовые,     вновь      зарождающиеся,     рациональные (модифицированные), физиологические, в безопасность,                          в     развитие     человека,     локальные (решение конкретной задачи), сопряженные и др.

4

Характер использования ресурсов

Трудо-, энерго-, материало-, природо-сберегающие

5

Связь с интеллектуальным развитием человека

Не требующие новых знаний, требующие частичного обновления знаний, требующие принципиально новых знаний

6

По охвату сфер деятельности

Глобальные, цивилизационные, национальные, региональные, локальные, точечные

7

По сферам действия

Социальные, экономические, технические, технологические, экологические, правовые, политические, в жизнеобеспечение и развитие человека

8

Комплексность

Социально-экономические,    социально-политические,технико-экономические и др.


Серьезными пробелом  в исследовании технологических укладов является отсутствие исследований о структуре потребления населения с точки зрения технологических укладов. Существующие статистические данные информируют о наличии товаров и услуг, не уточняя их новизну. Но новый технологический уклад формирует соответствующие массовые потребности, требующие определённых затрат населения: например, установка газового оборудования на автомобили, замена бытового оборудования.

Мы предлагаем ввести понятие "потребительская корзина технологического уклада (технологическая корзина)". Тогда качественный сдвиг в технологической структуре будет отражаться в удельном весе нововведений в потреблении (необходимы  дополнительные  экспертные исследования по отраслям производства о новых товарах, процессах и системе поправок на изменение качества товаров).

По нашим расчётам, в Удмуртской Республике минимальная потребительская корзина семьи из четырёх человек (двое взрослых и двое детей) должна составлять 30 000 рублей.

Таким образом, создание условий для формирования массовых потребностей в товарах и услугах пятого технологического уклада - одна из задач НИС и ее региональных модулей.

При этом стартовые и поддерживающие механизмы НИС предполагают государственное участие в части выработки инновационной стратегии, организационного и институционального оформления НИС и региональных модулей, финансовых механизмов поддержки и стимулирования инноваций и т.п.

Государственное регулирование инновационных процессов вызвано недостаточностью и ограниченностью воздействия рыночных механизмов на появление и распространение инноваций.

Во-первых, только государство может обеспечить проведение масштабной, всеохватывающей политики инновационного развития страны.

Во-вторых, только на государственном уровне можно обеспечить защиту и продвижение национальных инновационных разработок путем протекционистской политики и оформления международных патентов и лицензий на изобретения.

В-третьих, в рамках государственного регулирования может быть осуществлена передача технологий и разработок, созданных в государственном секторе, в том числе и в военно-промышленном комплексе, частном секторе.

В-четвертых, выстраивание взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества в международном масштабе в сфере науки и техники можно обеспечить только на государственном уровне.

В-пятых, государственное регулирование инновационной сферы показывает важность, которую придает этой сфере государство: государство выступает положительным примером для частных национальных и зарубежных инвесторов и инновационных предприятий.

В-шестых, отдельные хозяйствующие субъекты, прежде всего малые предприятия, объективно оказываются в худших условиях по сравнению с крупными предприятиями при реализации инноваций ввиду наличия у них более высоких издержек производства, отсутствия достаточных финансовых средств для совершенствования техники и технологий. Задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса.

Важнейшей формой оказания государственной поддержки инноваций определены государственные гарантии, прежде всего с точки зрения повышения эффективности государственных расходов. Механизм гарантирования осуществляется путем возмещения государством убытков частных инвесторов. Нами предлагаются следующие условия при предоставлении государственных гарантий:

  1. Четкое разделение функций между государственным сектором и частным. Государство принимает на себя риск осуществления инновационного проекта и частичную проверку документов, а банки или общества рискового финансирования осуществляют отбор инновационных проектов и контроль за реализацией проекта.
  2. Государственная гарантия должна покрывать не всю сумму частного кредита, а только 6070%. Остальная доля в случае неудачи проекта должна ложиться на частного инвестора (банк, инвестиционный или венчурный фонд и т. д.). Таким образом, частный инвестор будет заинтересован в удачной реализации инновационного проекта и будет финансировать только проекты, действительно способные быть осуществимыми и приносить прибыль.
  3. Более высокий уровень государственного гарантирования для новых инновационных предприятий, например, 8090%. Эго вызвано нежеланием частных инвесторов кредитовать новые предприятия, так как риск чрезвычайно высок.

Активизация инновационной деятельности предполагает участие регионов в инновационных процессах, что, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования развернутой системы мотивации инновационной деятельности на региональном уровне, с созданием современного организационно-экономического механизма этой деятельности.

Важным теоретическим и методологическим вопросом анализа инновационного процесса и экономического механизма инновационной деятельности в регионе (на примере Удмуртской Республики) является разработка системы индикаторов инновационной деятельности.

Инновационную деятельность в регионе целесообразно оценивать в двух аспектах:

  1. Совокупность структурообразующих компонент;
  2. Совокупность системных характеристик.

В результате проведенных расчетов макроэкономических показателей Удмуртской Республики и регионов Приволжского федерального округа выявлено, что  высокие уровни производства ВВП и жизни населения наблюдаются в тех регионах, где высоки и показатели структурообразующих компонент инновационной деятельности.

Сопоставительный анализ интегральных показателей социально-экономического уровня развития регионов ПФО и интегральных оценок структурообразующих компонент и системных характеристик инновационной деятельности в регионах позволяет классифицировать поледние в целях выработки соответствующих мер регионального регулирования инновационной деятельности.

I блок регионов характеризуется высоким социально-экономическим развитием в ПФО и высоким рейтингом инновационной деятельности и его можно назвать инновационно-устойчивым.

II блок характеризуется высоким рейтингом социально-экономического развития и низким рейтингом инновационной активности. Это инновационно-нейтральный блок регионов.

III блок характеризуется низким рейтингом социально-экономического развития и высоким рейтингом инновационной деятельности это инновационно-неэффективный блок регионов.

IV блок регионы с низким уровнем социально-экономического развития и инновационной деятельности могут быть либо инвестиционнодеградирующими, либо инновационно-депрессивными. Представленная группировка регионов убеждает в важном выводе: высокий уровень жизни наблюдается  в регионах  с высокими оценками инновационной деятельности и наоборот.

СПИСКОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Инновационный менеджмент: Справ. пособие  /П.Н.  Завлин,  А.К.  Казанцев, Л.Э. Миндели и др. /Под ред.: П.Н. Завлина и др. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр исслед. и статистики науки, 1998.
  2. Инновационный  менеджмент:  Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. /Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2001.
  3. Основы инновационного менеджмента /Под. ред.: П.Н. Завлина, А.К. Казанцева. Л.Э. Миндели М.: Экономика, 2000.
  4. Перлаки И. Нововведения в организациях.М.: Экономика, 1981.
  5. Пригожин А.И. Методы развития организации. М.: ЦФЭР. 2003.

Библиографическая ссылка

Войт А.О. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 60-63;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13966 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674