Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Яковлев Б.П. Чистова Л.С.
Деятельность специалиста по связям с общественностью относится к разряду новых профессий, появившихся в постперестроечное время в России. Как объект высшего профессионального образования она появляется менее десяти лет назад и нуждается в становлении своей теоретической базы. Так, в специальной литературе нам не удалось  найти  толкование  словосочетания «коммуникационная компетентность», студенты путаются в понятиях    «коммуникация», «информация»,  «коммуникативный  процесс».«коммуникационность».Поскольку  для данной области практических знаний эти понятия являются ключевыми, в статье делается попытка эксплицировать термины, опираясь на словари и профессиональную деятельность.

«КОММУНИКАЦИЯ от лат. communicare - совещаться с кем-либо». Философский словарь видит коммуникацию как процесс, в котором человек может обнаружить свое самоутверждение. Это процесс, в котором рождается особая общность, обнаруживающая открытость коммуникантов, взаимопроникновение людей в мир друг друга. Всего этого не может произойти в отсутствии убеждения.

«УБЕЖДЕНИЕ - процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются словесному воздействию других людей. ...Реакция слушателя на убеждение зависит частично от его содержания, и в значительной мере от того, как оно воспринимается и интерпретируется. Текст газетного объявления может иметь различную степень убедительности в зависимости от того, напечатан ли он черной или красной краской. Теоретики восприятия рассматривают результат убеждения как изменение восприятия индивидом объекта его отношения». Обязательный элемент коммуникации - убеждение, которое способствует взаимодействию, и результатом которого может стать «изменение восприятия индивидом объекта его отношения»1.

Эти изменения в восприятии отметим как реальный признак коммуникации, потому что именно их можно наблюдать и фиксировать в мимических реакциях людей, ответной информации, действиях. Ф.И. Шарков в «Основах теории коммуникации» проводя классификацию коммуникаций, толкует происходящие в этой сфере процессы следующим образом:

«Процесс коммуникации, включая его главный компонент обмен информацией между коммуникантами осуществляется в коммуникативной сфере. Под коммуникативной сферой мы понимаем область коммуникативной деятельности человека, в которой происходит сообщение или получение определенной информации. В коммуникативной сфере осуществляется общественная деятельность людей в сфере духовной, политической, экономической, производственной жизни. Коммуникативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией и тем самым она определяет себе роль доминанты в коммуникативной системе»2.

«Коммуникативный (коммуникационный) процесс - процесс взаимодействия в пределах и посредством коммуникативной системы между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией».

Для компетентности в сфере связей с общественностью оба определения имеют принципиальное значение, так как признаки коммуникативности и коммуникационности, характеризуют разные действия. Не каждый обмен информации осуществляет взаимодействие. Например, во время презентации представленные друг другу лица могут начать общаться, а могут и вовсе не обратиться друг к другу. Обмен информации (о личностях) произошел, но коммуникативный процесс не перешел в коммуникацию. «Классическая парадигма коммуникации, основанная американским политологом Гарольдом Лассуэллом (1902-1978) в 1948 году базируется на последовательном ряде вопросов, касающихся передачи информации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому и с каким результатом (какой эффект вызывает)».

«Главный компонент коммуникации» - обмен информацией, не возникает сам собой, ему содействуют телекоммуникационные системы, электронные и массовые средства информации, которые именуются также и средствами массовой коммуникации. В них работают люди, они организуют, производят, отбирают, направляют потоки информации от одного адресата к другому, создают коммуникационные системы и в этом состоит их компетенция, как специалистов, уполномоченных заниматься коммуникацией и коммуникационными процессами. Вопросы, которые ставит Лассуэлл, относятся к их действиям, к управлению потоками информации. К знаниям о различиях коммуникативного и коммуникационного процессов, эти вопросы нам добавляют вывод об управляемости коммуникационного процесса и спонтанности, непредсказуемости коммуникативного.

В культурологии, где пользуются толкованием понятия от двух латинских слов, мы находим существенные уточнения: «...communication, communicare - делать общим, связывать, общаться. Это передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации»3.

«Делать общим» и «связывать» - действия, которые в коммуникативном процессе совсем не обязательны, как необязательно, например, разговорившимся в вагоне пассажирам обмениваться адресами, телефонами или обменявшись, звонить друг другу. В то время, как для эффективной коммуникации эти действия являются ключевыми. Планируя дискуссию, дебаты, программу для телевидения или радио специалист всегда продумывает, ЧЕМ можно объединить, соединить, какая сюжетная «линия» будет держать аудиторию, какие вопросы вызовут ответную реакцию?

Здесь логично выделить значение коммуникации как искусственно создаваемого канала связи, линии сообщения, роль которых может выполнять: сценарий, сюжет, интрига, зацепка, то есть то, что обязательно «свяжет» коммуникантов и заставит показать их отношение к объекту коммуникации. Приведем еще одно определение коммуникации как канала и процесса.

«КОММУНИКАЦИЯ - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств»4.

Важное условие передачи информации - «социально обусловленный процесс». Это значит, что предмет, связывающий людей в коммуникации должен быть значимым для группы людей, а не одного в монологе или двоих в диалоге.

Оба процесса и коммуникативный и коммуникационный нужны и участвуют в организации любого события, мероприятия. Так, чтобы подготовить интерактивную радиотеле-программу пишется сценарный лист, в котором кадр за кадром, минута за минутой расписывается структура, комментарий, роли, интрига, соответствующие обстоятельствам в прямом эфире, продумываются реакции и приемы, Сценарий - это та линия, канал связи, т.е. коммуникация, которая связывает все действующие лица в единое целое, в коммуникативный ансамбль, который воздействует на слушателей и добивается цели - реакции на высказывания ведущего. Демонстрация связи говорит о коммуникации, в которой информация следует двумя встречными потоками.

Но в непосредственный процесс подготовки входит ряд согласований: деловое общение, утверждающее возможность выхода в эфир с предлагае
мой темой, обсуждение самой темы с участниками эфира, разговоры с потенциальными слушателями, для проверки актуальности идеи, - всё это коммуникативные процессы, предваряющие работу в эфире. Они проходят без участия публики и транслирующей техники, без сценария, и средством их управления являются сами участники коммуникативного процесса. Обобщив все сказанное о различиях «коммуникативного» и «коммуникационного», приведем таблицу, показывающую разницу между двумя этими процессами.

Таким образом, коммуникация - это социально оправданные формы (каналы), в которых информация имеет настолько адекватную адресату и обстоятельствам места и времени форму выражения, что меняет его отношение к объекту коммуникации, получает обратную реакцию, связывает коммуникантов, и т.д..

Коммуникативность свойственна человеку. Все процессы, связанные с речевым актом человека изнутри и снаружи являются коммуникативными. Заметим, что если степень коммуникативности человека можно определить в обычной беседе с ним, то коммуникация требует от человека умений и навыков создавать специальные каналы связи или пользоваться техническими средствами для подготовки и передачи информации. В параметрах «места развития» (см.таблицу)

Таблица 1. Сравнительные параметры коммуникативного и коммуникационного процессов

Параметры

Коммуникативный процесс

Коммуникационный процесс

Количество             участвующих единиц:

Не менее одного-двух:

говорящего и воспринимающего

Не менее трех:

Говорящего, воспринимающего,

понимающего

Смысловая единица

процесса

 

Высказывание

 

Убеждение

Цель речевых установок:

Контакт с человеком; добиться восприятия объекта

Добиться связи, изменить восприятие

объекта, продвинуть объект

Условия протекания

Неуправляемость, соблюдение правил этикета

Управление, подчинение цели и задачам

 

Содержание действий

Обмен информацией, информирование с определенной целью, решение проблемы, переговоры

Трансляция продуктов коммуникативного процесса, получение обратной связи.

Место нахождения:

Где угодно и удобно людям

Информационный канал

 

Функции:

Общение, создание коммуникативной системы

Формирование каналов связи, и коммуникационных систем

Этапы работы специалиста

 

Начальный

 

Основной

 

Место развития

Коммуникативные формы: организация дискуссий, дебатов, собраний, мозговых штурмов.

СМИ, СМК, Информационные жанры, коммуникационные жанры: реклама, Интернет; мультимедийные средства; кино, искусство, дизайн.

обозначены коллективные формы, в которых проявляется коммуникативность. Под «коммуникативными средствами» понимаются те механизмы, способы, приемы и формы, которые позволяют «канал» сделать наиболее адекватным адресату. Следовательно, чем больше коммуникативных средств известно специалисту, тем выше уровень его коммуникативной компетентности. В какой степени зависит коммуникационная компетентность от коммуникативной, вопрос будущих исследований, но как вывод, можно дать следующие определения для студентов профессиональной сферы:

Коммуникация - это социально обусловленный процесс формирования канала, по которому поток информации, достигая цели, вызывает определенное взаимодействие.

Коммуникативность - это свойство индивида вступать в речевой контакт с другим индивидом.

Коммуникационность - свойство сознания устанавливать канал связи для интерактивного потока информации.


  1. Философский словарь ИНФРА-М, 1997, 1998, 1999.
  2. Ф.И.Шарков «Основы теории коммуникации».
  3. К.М.Хоруженко. Энциклопедический словарь. «Культурология» 1997 г.
  4. К.А.Иванова «Секреты составления рекламных и PR-текстов» М-С-Петербург, 2005 г.

Библиографическая ссылка

Яковлев Б.П., Чистова Л.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 6. – С. 80-83;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13906 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674