Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ

Морозкин Н.Д. Морозкин Ю.Н.
Система высшего образования в России в последние годы претерпевает большие изменения. Меняются критерии качества, вводятся новые образовательные стандарты, формируются новые подходы к оценке результатов обучения. Однако чтобы сохранять конкурентоспособность российской высшей школы в мировом масштабе, подобные нововведения необходимо сочетать с усилением интеграции науки в систему высшего образования РФ, что, безусловно, повысит эффективность проводимых реформ.

С этой целью в Башкирском государственной университете проведены определенные инновационные преобразования: организован бизнесинкубатор, аккумулирующий научные идеи и способствующий их скорейшему внедрению; созданы научные школы и направления; налажены контакты с научно-исследовательскими институтами с целью решения наиболее масштабных задач в различных областях науки. В университете успешно работают диссертационные советы, активное участие профессора и доценты университета принимают в научных конференциях, симпозиумах регионального и международного уровней. Необходимо отметить успешное участие преподавателей университета в работе над научными и исследовательскими грантами, интенсивный обмен научным опытом в ходе зарубежных поездок в различные университеты Европы и Америки.

В структуре современной высшей школы скрыты и определенные резервы дальнейшей интеграции науки и высшего образования. Исторически сложилось так, что еще в пору становления вузовской системы образования специалисты сочетали подготовку студентов и выполнение научных исследований. В этой связи можно вспомнить Ломоносова, Менделеева, Лобачевского и многих других великих ученых, сочетавших труд исследователя и педагога. В эпоху социализма у нас было создано множество отраслевых НИИ, конструкторских бюро, научнотехнических лабораторий, что, с одной стороны, помогло стране совершить рывок в развитии научнотехнического потенциала России, а, с другой стороны, способствовало разрыву между образованием и наукой. В настоящее время назрела насущная необходимость восстановить и упрочить связь науки и высшей школы, поскольку такой «симбиоз» позволяет растить наиболее «продвинутые» кадры из числа студентов вузов, которые смогут возглавить наукоемкое отрасли и технологии.

В настоящее время перед высшей школой стоит задача осуществить интеграцию науки и образования, для чего необходимо снять ведомственные  барьеры , усилить материально техническую базу вузов, что позволило бы в рамках вузов с привлечением наиболее талантливого контингента студентов решать реальные и серьезные задачи как фундаментальные, так и прикладного характера. «Возвращение» большой науки в вузы способствовало бы решению задачи модернизации отечественного производства и позволило бы России войти в группу лидирующих в области экономики государств. Подобная форма обучения позволила бы упрочить интеллектуальный потенциал страны, избежать так называемой «утечки мозгов», поскольку в этом случае молодые специалисты, проявившие талант и усердие, были бы востребованы государством.

Механизм интеграции науки в систему высшего образования должен быть запущен как можно скорее, в результате должно произойти поэтапное объединение академических институтов, отраслевых научно-исследовательских учреждений и вузов. При этом должна быть разработана система корреляции и кооперации вышеназванных учреждений в едином интеграционном процессе, который позволит существенно углубить знания студентов, сориентировать их на решение современных научных проблем, помочь молодому поколению раскрыть свои таланты и найти им достойное применение.


Библиографическая ссылка

Морозкин Н.Д., Морозкин Ю.Н. О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 6. – С. 73-74;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13901 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674