Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Горбунова Е.Н.
Как проводить урок искусства в школе?

Какую роль он должен выполнять в системе школьного образования?

Какую главную цель должен преследовать?

Урок изобразительного искусства может и должен формировать художественно-творческую активность личности. Но, главное, урок искусства всем своим содержанием должен стать средством передачи человеческих ценностей в результате общения человека с человеком, с окружающим его миром, с искусством. Уроком, развивающим нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, формирующим эстетическую позицию человека, его художественный вкус, его отношение к природе, человеку и обществу. Урок изобразительного искусства должен формировать через искусство духовный мир ребенка. Ведь сила искусства воистину безгранична. Учителю нужно только воспользоваться этой силой для достижения своих целей. Ведь именно искусство пробуждает восприимчивость к прекрасному, служит связью для идей и чувств, общим языком для всех культур. Стимулирует воображение, вводит ученика в область специальных интересов, способностей и возможностей, развивает озабоченность качеством продуктов и мастерства, вносит вклад в развитие хорошего вкуса, в каждую из сторон повседневной жизни, в разумное использование досуга.

И не беда, что порой первое знакомство с произведением искусства на уроке начинается с репродукций или слайдов, а вместо «живой» музыки приходится слушать запись, ведь главное в том, как произойдет эта встреча с прекрасным, каким образом будет организовано восприятие учеников.

Конечно, ничто не может сравниться с силой эмоционального воздействия подлинного произведения искусства. Однако умело организованный процесс восприятия произведений искусства подготовит ученика к встрече с «живым» произведением, будет способствовать развитию у детей навыка общения с ним. Для этого необходимо особым образом организовать атмосферу урока, обстановку, в которой осуществлялась бы настройка эмоциональных способностей школьников на творческую деятельность.

Этому прежде всего способствует кабинет изобразительного искусства, оформленный с учетом личных предпочтений учителя, снабженный всем необходимым оборудованием. Кабинет искусства должен превратиться в мастерскую художника, в которой есть всё для творческого развития детей, местом, где будет развиваться драматургия урока.

Драматургия урока - это сложная и по-настоящему творческая для учителя проблема, непосредственно связанная с формированием у школьников интереса к изобразительной деятельности, формированием увлеченности искусством. Драматургия урока - это своеобразное действо, успех которого зависит от высокопрофессионального умения учителя построить урок. Для каждого класса оно особое. Ведь в программе задан лишь ориентир к уроку - примерный зрительный, музыкальный и литературный материал к каждой теме. Этот материал, разумеется, апробирован в практике учителей-экспериментаторов неоднократно, но от того, как он будет использоваться учителем, зависит многое в уроке. Здесь нет и не может быть какого-то одного рецепта. Каждый учитель индивидуален. А при подготовке к уроку необходимо учитывать особенности каждого данного класса, коллектива в целом и его отдельных учащихся. В одном классе в начале урока учащиеся лучше сосредоточиваются благодаря слову учителя, в другом - благодаря рассказам о домашнем задании, в третьем - начать с обсуждения выставки детских работ, в четвертом - организовать восприятие учеников поможет привлечение на уроке другого вида искусства - музыки или поэзии.

Часто большое влияние на общий тонус урока оказывает стиль работы учителя, иногда подбор в классе учеников с теми или иными психологическими особенностями. Так или иначе, но учитель обязан не только принимать во внимание эти особенности, но и уметь их использовать в своей работе.

Урок изобразительного искусства в школе должен строиться по законам восприятия самого искусства. Отсюда и русло урока приобретает форму театрального действа, где учитель, как режиссёр-постановщик, умело руководит уроком и в то же время, как актёр, является непосредственным соучастником этого действа. Поэтому структура урока, его сценарий учитель должен тщательно продумывать.

Творческий сценарий учителю необходимо направлять на создание эмоциональной атмосферы урока. Он должен увлечь детей, взволновать и заставить задуматься.

Как в любом спектакле, в уроке нужно вычленить основные опорные пункты, такие, как завязка, постановка проблемы, совместное её решение, кульминационный момент, последействие.

Завязка - организующая часть урока, в которой учитель ставит перед учениками проблему, увлекает её, умело и ненавязчиво подводит к теме урока.

Совместное решение проблемы - важная часть урока, которая должна способствовать усвоению темы. Ответ на этот вопрос, решение этой проблемы должны дать сами школьники. Вокруг этих двух сторон концентрирует внимание, творческий подход учителя на уроке.

Кульминационный момент - это вершина урока, которая должна оказать на ребенка наиболее сильное впечатление, оставить глубокий след в его сердце. Кульминацию нужно тщательно продумать. Так, например, показывая зрительный ряд, учитель вычислить для себя произведения искусства, которое по силе эмоционального воздействия, по выразительности и ярким образам окажет на учеников наибольшее впечатление.

Эту пиковую точку ученик может пережить в любой части урока не только в процессе восприятия, но и непосредственно в процессе практической творческой деятельности, когда ученик получает удовлетворение от созидательного процесса. Она может сместиться и на конец урока, это бывает при коллективных видах деятельности, когда завершается работа и дети видят итоговую композицию, её цельный образ. Итог - обсуждение детских работ в момент организации выставки.

Последействие - итоговая часть урока, при которой пережитая ситуация должна ещё и осмыслиться. Формы её осуществления также различны. Это может быть краткий анализ деятельности учеников на уроке, сделанный учителем. И организация выставки, её обсуждение как учениками, так и учителем. Эта часть урока может быть просто созерцательным, когда на фоне выставки звучат звуки музыки.


Нередко заранее запланированный ход урока необходимо перестраивать в зависимости от тех или иных сложившихся, часто неожиданных, обстоятельств. Например, дети пришли на урок после сложной контрольной работы усталые. Здесь необходимо такое начало, которое бы их встряхнуло, подбодрило.

Немалую роль играет и то, каким по счёту урок является. Первые и последние более трудные. Они требуют часто совершенно отличные друг от друга построения.

Почти каждый урок содержит в своей структуре два взаимосвязанных, важнейших элемента, организующих созерцательную и созидательную деятельность детей. Недооценка одного из них может привести к формальному подходу в решении основных задач урока, не будет способствовать успешной их реализации.

Рамки урока не безграничны Сорок минут урочного времени не такой уж большой срок, а сказать, увидеть и сделать нужно так много. Ограничение во времени откладывает свой отпечаток на ход урока, требует бережного отношения к каждой его части. Неслучайно начальная фаза урока получила название «золотые 15 минут». За это время учитель должен, привлекая различные формы и методы обучения, поставить перед детьми проблему, организовать деятельность детей на совместное её решение, обыграть кульминационный момент. В этот маленький промежуток времени учитель должен таким образом организовать процесс восприятия произведений изобразительного искусства, наглядных пособий, чтобы у учеников выросла потребность к творческому, образному выражению своих мыслей и чувств в практической работе.

Почти каждый урок изобразительного искусства завершается практической деятельностью. Завершенность работ для каждого ученика очень важна. Он желает видеть результат своего рисунка именно на этом уроке. Иногда увлекаясь беседой и затягивая первую часть урока, что нередко приводит к тому, что ученики не успевают закончить начатую работу. Попытки учителей предоставить возможность завершить рисунок на следующий урок вызывают у детей чувство неудовлетворенности.

Эти примеры лишний раз обращают внимание на необходимость тщательного продумывания всей драматургии урока - его ход и структуры, на умение учителя выделить главное в уроке, настраивать весь ход урока на реализацию его ведущей цели. Достижение этой цели даёт возможность учителю видеть конечный результат своей работы.


Работа представлена на заочную научную электронную конференцию «Духовное и культурное возрождение России 15-20 декабря 2008 года». Поступила в редакцию 17.12.08.

Библиографическая ссылка

Горбунова Е.Н. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 3. – С. 59-60;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13500 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674