Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РОЛЬ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ)

Туаева Б.В.

Самым крупным конфессиональным обществом, занимавшимся наряду с миссионерством, строительством школ было «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Оно было образовано в 60-х годах XIX века в городе Тифлисе. Еще в 1857 году Наместник Кавказа фельдмаршал князь Барятинский пришел к выводу о необходимости учреждения «Общества восстановления Православного христианства на Кавказе», мотивируя тем, что это долг православного государства и дело идет о религиозном просвещении подвластных горских народов. Союз честных лиц должен был способствовать в этом деле, для поддержания и распространения христианства между кавказскими народами.

Общество восстановления христианства призвано было распространять среди горцев идеи православия и грамотность. В целях достижения этих задач, распространившиеся тогда на все народности Кавказа, Совет Общества, прежде всего, обратился к проповедническому слову, но вскоре опыт убедил его в недостаточности этого воздействия на нравы и отсталость населения. Одним из важных дополнительных средств оказались школы.

9 марта 1885 года был утвержден Устав Общества, где был оговорен круг деятельности, включающий сооружение и содержание церквей, устройство при них помещений для духовенства; открытие церковноприходских школ для образования горского юношества и содействие им денежными средствами; перевод на туземные языки священного Писания, богослужебных, учебных и других полезных для чтения книг; издание азбук и учебной литературы.

Общество обращалось к различным способам пополнения своей кассы. Они состояли из: 1) членских взносов; 2) кружечного сбора; 3) пособия от Правительства; 4) ежегодного поступления определенных сумм из капитула Императорских и Царских орденов; 5) случайных поступлений и пожертвований.

Учебное начальство не ограничивалось просвещением народа одними только начальными школами. Прекрасно понимая, что кратковременное пребывание детей в начальных школах не в состоянии поставить последних на более или менее самостоятельный путь для обогащения ими своих познаний, оно стало открывать при школах воскресные и вечерние курсы. Большое внимание уделялось организации ремесленных мастерских и приютов при начальных школах.

Проектируя воскресные и вечерние школы, Общество восстановления христианства пыталось посредством их развивать и совершенствовать познания лиц, уже обученных в школах и дома. Сомневаясь в пользе обучения грамоте взрослых неграмотных туземцев, которые, если даже и научились бы читать по-русски, но не в состоянии были освоиться с языком настолько, чтобы сознательно читать книжки, предлагалось учителям вести с взрослыми в вечерних классах публичные беседы о разных серьезных и полезных для народа предметах. Такие воскресные и вечерние классы существовали почти при всех осетинских школах.

Особое внимание уделялось повышению квалификации преподавательского состава, для чего вводилась практика взаимопосещений. Было предложено учителям посещать школы своих товарищей, с целью водворить единство направления в школах, а также доставить учителям возможность обмениваться своими мыслями и делиться добытыми опытом сведениями. Сведения же об этих посещениях помещались в годовых отчетах с указанием на то, что учитель нашел для себя нового и полезного в посещении им школы своего товарища. От учителей требовалось в конце каждого учебного года представление педагогических и этнографических сочинений, цель которых заключалась в том, чтобы развивать в учителях интерес к серьезным умственным работам.

Совместная скоординированная деятельность Общества восстановления православного христианства, военного ведомства и учебного округа способствовала динамичному развитию начального образования в Кавказском наместничестве. Общество, действовавшее среди христианского населения, пользовалось умело разработанной системой методов, благодаря чему продолжало добиваться успехов и с каждым годом расширяло свою школьную деятельность. Отчеты, протоколы заседаний, заметки о деятельности Общества регулярно печатались в местных печатных изданиях. Лучшие из учеников начальных школ Общества, окончившие курс в третьем отделении, получали за счет Общества среднее обучение, для чего назначались стипендии при Кавказских прогимназиях и гимназиях. Стипендиаты, при отличных успехах, могли поступать на казенные Кавказские стипендии в университеты и высшие учебные заведения.

Ведя просветительскую деятельность и параллельно миссионерскую работу, Общество восстановления Православного христианства оказывало значительное содействие правительству в укреплении основ православной веры в крае и развитии народного образования. Эта организация идеально отвечала запросам Министерства народного просвещения, для которой религиозно-охранительные задачи школы являлись приоритетными (на тот период).


Библиографическая ссылка

Туаева Б.В. РОЛЬ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ) // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 96-97;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12962 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674