Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИРКУТСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Дзятковская Е.Н.
Начало Иркутской научной школе медико - психолого-педагогических технологий в образовании было положено в начале 90-х годов тремя открытиями, сделанными Е.Н. Дзятковской и впоследствии признанными международной наукой. Речь идет об открытии и описании
  • феномена качественного информационного стресса, дополнившего учение М.М. Хананашвили об информационном стрессе и учения Г.Н. Крыжановского о патогенезе информационных патологий;
  • психологических стресс-лимитирующих механизмов в патогенезе психосоматических расстройств детского возраста;
  • системы регуляции отношений в социальной группе (учебном классе) как аналога природного гомеостата, предупреждающего информационные патологии.

 Было доказано, что разные приемы, техники, способы работы ребенка с учебной информацией могут быть направленно использованы в профилактике, терапии и реабилитации психосоматических больных. Разработаны медико-психолого-педагогические программы сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с разными психосоматическими расстройствами с учетом индивидуальных особенностей их нервно-психической регуляции, предложен диагностический комплекс по выявлению патологий такой регуляции, ее конституциональных и стресс - лимитирующих возможностей. Открыт новый подтип функциональной конституции человека, который позволяет на ранних этапах его жизни (уже в дошкольном и младшем школьном возрасте) выявлять детей группы риска по эссенциальной (первичной) артериальной гипертензии. Разработана технология супервизорства в образовательных учреждениях, а также технология взаимодействия медицинских и образовательных структур разного уровня по объединению их усилий в профилактике, лечении и реабилитации детей с психосоматическими расстройствами. Технологии не имеют аналогов в России и за рубежом, за их внедрение в систему здравоохранения и образования была присуждена премия губернатора Иркутской области 2005 года. Технологии запатентованы.

География научной школы сегодня включает ряд территорий РФ (Иркутская область, Читинская обл., Республика Бурятия, Москва и др.), используется в Кэмбриджском университете. Защищено и подготовлено к защите 8 докторских диссертаций, 12 кандидатских диссертаций. Экономический эффект от внедрения комплексных технологий в работу образовательных учреждений через четыре года составляет 1,7 от вложенных средств за счет снижения затрат на лечение психосоматических больных - сокращения времени и уменьшения медикаментозной нагрузки.

Прикладные разработки для системы общего образования представлены учебно-методическим комплексом для педагогов по обучению их здоровьесберегающим технологиям, учебно-методическим комплексом для учащихся по профилактике среди них психосоматических расстройств через повышение культуры работы с информацией, формирование умений эргономики умственного труда.

Развитие научной школы видится на пути исследований в области медико-психологического обоснования теории учебной деятельности, разных системы обучения (совместно с ИСМО РАО и Центром психодидактики РАО).


Библиографическая ссылка

Дзятковская Е.Н. ИРКУТСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 10. – С. 83-84;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11646 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674