Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ВЛИЯНИЕ ЙОДНОГО ДЕФИЦИТА НА ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОГУ

Барышева Е.С. Баранова О.В.
Проблема влияния йоддефицитных заболеваний на организм человека несомненно актуальна. По мнению экспертов ВОЗ, недостаточность йода является самой распространенной формой умственной отсталости, которую можно предупредить. Исследования, выполненные в последние годы в разных странах мира, показали, что средние показатели умственного развития (IQ) в регионах с выраженным йодным дефицитом на 15-20% ниже, чем в регионах без дефицита йода. Частота встречаемости диффузного нетоксического зоба на территории Оренбургской области составляет 17,8% у детей раннего возраста, что соответствует легкой степени тяжести йоддефицитных состояний (Утенина В.В., 1999). Наличие в геохимической провинции дефицита йода имеет важное социальное значение, так как речь идет об угрозе потери интеллектуального, образовательного и профессионального потенциала нации. Оренбургская область относится к числу экологически неблагоприятных регионов РФ. В настоящем исследовании проведен сравнительный анализ показателей умственной работоспособности у студентов и сотрудников Оренбургского государственного университета (ОГУ), страдающих заболеванием щитовидной железы (диффузный эндемический зоб) методом изучения особенностей внимания, его устойчивости и способности к концентрации, а также исследование темпов сенсомоторных реакций с помощью корректурной пробы и модифицированных таблиц Шульте. Анализ показателей корректурной пробы у людей с зобом показал, что коэффициент точности выполняемой работы (К) достоверно снижен (0,73 ± 0,06; р<0,01) по сравнению с таковым в контрольной группе (0,94±0,05), при этом увеличивается число ошибок к пятой минуте (0,69±0,06), подтверждающее быструю утомляемость и резкое снижение концентрации внимания. В контрольной группе наблюдается меньшее число ошибок, и темп выполнения задания остается стабильным, претерпевая незначительное снижение к пятой минуте (0,81±0,07). Устойчивость внимания у больных с зобом также имеет тенденцию к снижению от 216,5 ±16,5 на первой минуте до 198,5 ±13,2 на пятой минуте (р<0,01). В контрольной группе устойчивость внимания остается высокой к пятой минуте (241,5 ±14,4), что характеризует хорошую «врабатываемость» здоровых людей и практически неизменную работоспособность. Скорость обработки информации у больных с зобом также достоверно снижена (57,1 ±4,2) по сравнению с аналогичным показателем в контрольной группе (74,8 ±5,3; р<0,01). Анализ полученных результатов исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания с помощью модифицированных таблиц Шульте показал, что у больных с зобом достоверных отличий по сравнению с контрольной группой не выявлено, хотя общее количество найденных цифр по пяти таблицам у них меньше и имеются качественные нарушения внимания, в частности неравномерный поиск чисел и быстрое истощение (Барышева Е.С., 2005). При анализе алиментарной обеспеченности рационов питания установлено, что у 95% студентов снижено потребление йода в 2,2 раза (67±8 мкг по сравнению с нормой - 150 мкг в день). В рационе у 80% обследуемых отмечается недостаточное потребление рыбы и морепродуктов - основных источников йода (Баранова О.В., 2005). В ходе мультиэлементного анализа волос установлено, что, несмотря на средний уровень содержания йода в волосах студентов, находящийся в пределах рекомендуемых значений, у 37 % обследованных выявлено его низкое содержание, что характерно для Оренбургской области (Баранова О.В., 2005). Йод играет значительную роль в процессе обучения студентов. Так, у «отличников» содержание йода в волосах в 1,9 раза выше, а у «хорошистов» - в 2,5 раза выше, чем у студентов с удовлетворительной успеваемостью (Нотова С.В., 2005). Таким образом, полученные результаты говорят о необходимой коррекции питания, элементного статуса и здоровья населения путем нормализации рационов в образовательных учреждениях, применения йодсодержащих препаратов, обогащенных пищевых продуктов и напитков массового потребления.

Библиографическая ссылка

Барышева Е.С., Баранова О.В. ВЛИЯНИЕ ЙОДНОГО ДЕФИЦИТА НА ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОГУ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 8. – С. 55-56;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11229 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674