Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РОЛЬ НАУЧНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КРУЖКА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ КАФЕДРЫ МОРФОЛОГИИ МБФ РГМУ

Павлович Е.Р.

Необходимость обновления стареющих педагогических кадров остро стоит на многих кафедрах разных факультетов Российского государственного медицинского университета (РГМУ). Особенно сложно найти кадры для преподавания морфологии и цитологии на медико-биологическом факультете (МБФ) РГМУ, программа которого существенно отличается от программ подготовки медиков на лечебном и педиатрическом факультетах университета. Связано это, прежде всего с тем, что одни и те же педагоги преподают студентам 1 и 2 курса МБФ анатомию, гистологию, эмбриологию и цитологию. Традиционно же в отечественных (но не в зарубежных) медицинских институтах анатомию и гистологию преподают разные специалисты. Поэтому кафедра должна самостоятельно готовить педагогические кадры из выпускников родного факультета, способных отвлечься от первоначальной специализации на врачей-биохимиков, биофизиков или биокибернетиков и переориентировать их на углубленное изучение морфологических дисциплин. Подготовка из выпускников МБФ морфологов требует предварительного отбора среди них студентов, способных освоить методы световой и электронной микроскопии, которые остаются передовыми среди исследований как биопсийного материала в клинике, так и экспериментального материала от животных в лабораторной практике. Применение же количественного анализа биомедицинских материалов, повышает информативность исследования и снижает субъективизм оценок со стороны морфологов. Эту задачу может облегчить научный студенческий кружок, который готовит МБФ-овцев к последующей научной и педагогической деятельности. Сначала необходимо сформировать у студентов общее представление об исследуемых объектах по результатам их знакомства с данными литературы, которые по большей части отражены в англоязычных журналах. Также в кружке студентов учат практическим навыкам получения полутонких срезов с кусочков органов, их окраске толуидиновым синим для светооптического наблюдения и оценке тканевого состава образцов с использованием окулярной морфометрической сетки. Эта процедура требует от обучаемых усидчивости и острого зрения при значительной мышечной скоординированности, так как им приходится длительно напрягать глаза и соотносить структурные элементы с перекрестиями сетки. После проведения светооптического исследования студентов обучают прицельной резке ультратонких срезов с этих же блоков при заточке пирамидки на конкретные объекты, их окраске уранилацетатом и цитратом свинца и просмотру приготовленных препаратов в электронном микроскопе. Наиболее сложным для студентов оказалось получение препаратов приемлемой толщины с минимальным количеством артефактов резки и окраски. Далее студентов обучают различать на электронограммах тканевые компоненты органов, оценивать характер межклеточных контактов, охарактеризовывать соединительнотканные составляющие, выявлять состояние сосудистой стенки и анализировать соотношение разных типов нервных волокон и их терминалей. Кроме того, их обучают количественному анализу клеточных составляющих органов на электронограммах. Части кружковцев предлагается самостоятельно подготовить доклад по данным литературы и изложить его на собрании студентов и преподавателей. По совокупности предложенных вариантов обучения отбирались наиболее способные студенты-кружковцы, и полученные ими результаты докладывались на студенческих научных конференциях (в том числе Пироговской), публиковались в отечественных морфологических изданиях, а лучших из них в последствии рекомендовали на кафедру морфологии МБФ для выполнения дипломной работы и дальнейшего продолжения учебы в аспирантуре РГМУ.


Библиографическая ссылка

Павлович Е.Р. РОЛЬ НАУЧНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КРУЖКА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ КАФЕДРЫ МОРФОЛОГИИ МБФ РГМУ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 3. – С. 96-96;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9609 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674