Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Горовая В.И. Петрова Н.Ф.
В статье «Научно-методическое сопровождение преподавателя как фактор совершенствования образовательного процесса» раскрываются аспекты проектирования в качестве реализации педагогического новаторства, изложены идеи, содержание и компоненты научно-методического сопровождения преподавателей, предложена модель системы НМС преподавателя и коллективная деятельность.

Эффективность решения задач, стоящих перед современной системой образования, обеспечивается инновационной компетентностью педагогических коллективов образовательных учреждений.

Учеными (Е.С. Заир-Бек, A.M. Моисеев, A.M. Новиков, О.Г. Прикот, В.Е. Родионов, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына, И.Д. Чечель и др.) в качестве культурной формы инновационных процессов предлагается рассматривать проектирование, выступающее в качестве деятельности, в рамках которой реализуется грамотное педагогическое новаторство. Такая деятельность сводит к минимуму разрушительные действия непродуманных, необоснованных реформ в сфере образования разного уровня.

Культура проектирования имеет давнюю традицию и является одной из глобальных технологий современного мира. Как любой технологии, ей присущи такие характеристики, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Это дает основание выдвинуть предположение о том, что при определенных условиях проектирование может быть освоено педагогами и гарантирует положительный результат развития образовательной системы в соответствии с современными ценностями, целями образования и стратегией общего развития.

На уровне образовательного учреждения одним из таких условий, с нашей точки зрения, является система научно-методического сопровождения самих преподавателей, под которой понимается объединение в единое целое компонентов, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогических кадров по осуществлению инновационной деятельности (проектной компетентности).

Методологическими основаниями данной системы выступают выделяемые в науке подходы к управлению развитием образовательных систем (В.Г. Афанасьев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.): системный, синергетический, деятельностный, культурологический, ситуационный, рефлексивный и др. Требования названных подходов и содержание проектной деятельности в образовании позволяют разработать модель системы научно-методического сопровождения преподавателя (НМС) в образовательном учреждении, которая выглядит следующим образом (рис. 1).

Теоретико-методологический блок НМС определяет цель ее создания, функции, раскрывает исходные теоретические положения.

В психолого-педагогическом блоке происходит конкретизация исходных теоретических позиций в психолого-педагогические принципы построения НМС, раскрывается содержание научно-методического сопровождения, описываются его процесс и результативность.

p 

Рис. 1. Научно-методическое сопровождение преподавания

Охарактеризуем каждый из данных блоков в отдельности.

Теоретико-методологический блок Цель научно-методического сопровождения: создание условий для становления преподавателя как субъекта проектной деятельности.

Функции научно-методического сопровождения:

- по отношению к образовательному учреждению: кадровое обеспечение развития образовательного учреждения, подготовка педагогических кадров к разработке и реализации - концепции развития образовательного учреждения (формирование профессионально-позиционно-деятельностной общности педагогов);

- по отношению к педагогам: создание условий для профессионального и личностного саморазвития, самореализации каждого;

- по отношению к студентам: создание условий для становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории.

Основные идеи научно-методического сопровождения:

- НМС является механизмом реализации стратегии развития образовательного учреждения в соответствии с современными целями, ценностями образования и стратегией его развития;

- НМС основывается на понимании того, что сложноорганизованным системам, каковой является коллектив преподавателей, нельзя насильственно навязывать путь развития. Внешними действиями можно препятствовать или способствовать собственным тенденциям развития системы;

- идеей НМС является идея гуманизации, направленная на развитие активно-творческих возможностей преподавателя, его интеллектуальной и нравственной свободы.

При этом преподаватель выступает субъектом педагогической деятельности, ответственным за результаты деятельности образовательного учреждения, заинтересованным в повышении качества образовательного процесса и ориентированным на решение конкретных задач в данном аспекте.

Преподаватель как ключевая фигура преобразования образовательного процесса должен обладать всеми необходимыми для развития образовательной системы качествами: воображением, изобретательностью и креативностью. Основная роль научно-методического сопровождения состоит в том, чтобы оказать педагогу определенную помощь в развитии его потенциальных способностей и их применении для решения задач развития образовательного процесса в вузе.

Для этого необходима специальная организация научно-методического сопровождения, основывающаяся на:

1) понимании структуры педагогического труда, компоненты которой, вступая в сложные диалектические отношения, являются то средством, то результатом развития друг друга;

2) субъективном опыте преподавателей;

3) внутренней структуре проектной деятельности, представляющей собой интеграцию различных видов деятельности;

4) проблемах развития образовательного процесса в высшей школе;

5) необходимости формирования «коллективного субъекта» деятельности.

Психолого-педагогический блок В его основе лежат принципы построения научно-методического сопровождения:

- двойного соответствия (НМС должно соответствовать социальным потребностям в развитии образовательной системы высшей школы, а также внутренним закономерностям профессионального и личностного развития педагогов);

- сотрудничества (необходимо достижение педагогами взаимного согласия в понимании целей совместной деятельности и путей их достижения на каждом этапе НМС);

- активно-деятельностного развития педагога (ориентация всей системы НМС на развитие проектного стиля мышления педагога, широкой научной эрудиции; обеспечение тесной связи с профессиональной деятельностью);

- проблемно-креативный (использование разнообразных ситуаций, развивающих креативность, коммуникативность педагогов);

- овладения культурой (развития способности педагога ориентироваться в окружающем мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и ожиданиями других людей, социальных групп, общества в целом);

- психологической комфортности (создание раскованной, эмоциональной, стимулирующей творческую активность атмосферы);

- адресности (организация адресной помощи педагогам по решению индивидуальных проблем в проектной деятельности).

Содержание НМС ориентировано на развитие проектных умений преподавателей: решение преподавателем определенного вида задачи (педагог включается в процесс решения задачи, если она принята им на личностном уровне (имеет личностный смысл); проектирование (педагог осваивает проектирование как способ познания и как практическую деятельность). При этом происходит ломка прежней системы ценностей, знаний и умений педагога и создание новой.

В связи со сказанным можно выделить несколько содержательных линий научно-методического сопровождения.

1. Диагностический компонент, ориентированный на определение изменений уровня готовности преподавателей к проектной деятельности.

2. Ценностно-смысловой компонент, предполагающий организацию осмысления педагогами ценностей и целей современного образования и педагогической деятельности, выстраивание системы представлений педагога о современном обществе, о человеке этого общества, о познании мира человеком;

3. Когнитивный компонент, требующий актуализации знаний по психологии и педагогике, которые становятся основой для моделирования изменений педагогической действительности. Кроме того, требуются специальные знания по методологии проектирования, обеспечивающие выполнение определенных видов деятельности в проектировании. Несомненно, необходимы также знания по личностному и профессиональному саморазвитию.

4. Технологический компонент. Заключается в сопровождении создания проектов и их реализации группами преподавателей или индивидуально в зависимости от стартового уровня готовности к проектной деятельности. Необходимо заметить, что каждый этап проектирования выступает как задача определенного рода, при решении которой у преподавателей могут возникать трудности. Помощь в их преодолении и есть содержание сопровождения в данном компоненте.

5. Социальный компонент. Важным является аспект сопровождения, связанный с формированием «коллективного субъекта» проектирования. В этой связи на каждом этапе проектирования мы выделяем вопросы, которые должны быть согласованы преподавателями:

- цели, ценности современного высшего образования, закономерности образовательного процесса и педагогической деятельности; поставленные педагогами проблемы;

- инновационные идеи и их реализуемость на практике;

- технологическое обеспечение реализации моделей на практике, «обмена деятельностями и их смыслами»;

- эффективность реализованных идей и моделей, принятие решений о дальнейшей судьбе реализованных проектов.

Данные вопросы проектирования требуют коллективного обсуждения, которое должно завершаться принятием согласованного решения (табл. 1).

Таблица 1. Коллективная проектная деятельность

Этапы НМС и их цели

Процесс НМС Задачи НМС

Формы НМС, способы включения педагогов в проектную деятельность

1. Стадия актуализации проблем развития педагогической деятельности

Цель: Самостоятельное выделение преподавателями педагогических проблем

2. Стадия моделирования решения педагогических проблем

Цель: Самостоятельное моделирование педагогами инновационных преобразований образовательной практики

3. Стадия технологической подготовки и реализации инновационного педагогического проекта Цель: самостоятельное конструирование педагогами

образовательной практики на основе инновационной модели педагогической деятельности и современного технологического обеспечения образовательного процесса

4. Педагогический самоанализ хода и результатов решения педагогической проблемы. Цель: принятие педагогами решения о дальнейшем применении инновационного проекта и будущих направлениях проектной деятельности в педагогическом коллективе.

- самоопределение преподавателей относительно ценностей и целей современного образовательного процесса, стратегии развития образования;

- освоение преподавателями основных положений теории педагогической диагностики, технологии проблемно-ориентированного анализа;

- приобретение преподавателями опыта

постановки проектной задачи (педагогической проблемы);

- самоопределение относительно инновационного подхода к педагогической деятельности;

- актуализация знаний преподавателей о сущности и закономерностях образовательного процесса и педагогической деятельности;

- освоение преподавателями моделирования как способа познания и преобразования педагогической деятельности;

- самоопределение преподавателей в отношении технологического подхода в образовании;

- овладение современными педагогическими технологиями;

- приобретение опыта конструирования образовательного процесса на основе инновационной модели педагогической деятельности и современных педагогических технологий;

- оценка личностных и профессиональных изменений в проекте;

- освоение технологии итогового анализа и обобщения опыта деятельности в проекте.

тренинги личностного роста; мастерские ценностных ориентаций, дискуссии; работа групп по оформлению критериев и показателей качества образовательного процесса; самоанализ занятий; экспертиза занятий; проведение дополнительных исследований по качеству результатов образовательного процесса и удовлетворенности качеством образовательных услуг; текстовое оформление проектной задачи в группе или индивидуально; педагогические чтения; решение ситуационных задач; ситуации моделирования сложившегося опыта педагогической деятельности; ситуации моделирования инновационной педагогической деятельности; коллективное оформление критериев качества педагогической деятельности; разработка в группах или индивидуально программы реализации инновационной модели в заданных условиях и критериев ее эффективности; работа групп по подбору педагогических технологий для решения программных задач; разработке программы диагностики исследования эффективности инновационного проекта; ситуации моделирования «инновационного поведения» преподавателя; проектирование занятий и их проведение; самоанализ занятий; экспертиза занятий; коррекция замысла и модели педагогической деятельности, технологического  обеспечения, поведения педагога на основе анализа; создание каждым педагогом методической папки по ходу реализации проекта; презентации педагогами хода и результатов инновационного проекта (конференция; методическая декада; выставка «методических материалов»; публикации); рефлексия личностных и деятельностных изменений в преподавателях.

Результаты НМС развития проектных умений преподавателей.

Проектные умения преподавателей представляются тремя компонентами, характеризующими:

1) профессиональное развитие педагогов;

2) активность и результативность деятельности педагогов по преобразованию образовательного процесса;

3) развитие педагогического коллектива.

Предполагаемая система является открытой в том смысле, что допускает возможность совершенствования. Вместе с тем она, по нашему мнению, позволяет представить структуру, содержание и процесс осуществления научно-методического сопровождения развития проектных умений в образовательном учреждении и является основой для разработки конкретной системы деятельности научно-методических служб образовательных учреждений.


Библиографическая ссылка

Горовая В.И., Петрова Н.Ф. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2. – С. 35-40;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9418 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674