Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Безродная И.В. Клеников С.С.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ) впервые в природоохранном законодательстве введен муниципальный контроль в области охраны окружающей среды. Данный контроль действует в единой системе экологического контроля наряду с государственным, производственным и общественным и должен осуществляться органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст.64, ст.68 ФЗ). Порядок осуществления муниципального экологического контроля устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.68 ФЗ). Основным нормативным правовым актом районного уровня, в разработке которого принимала активное участие и соавтор данной публикации, является Положение об организации муниципального экологического контроля (далее Положение). Оно прошло юридическую экспертизу, утверждено решением Сергиево-Посадского районного Совета депутатов и действует на территории Сергиево-Посадского района Московской области.

В соответствии с "Положением" главными целями и задачами муниципального экологического контроля являются:

  • контроль исполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдение требований, в том числе нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности;
  • выявление, предотвращение и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды;
  • контроль выполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности планов мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды;
  • контроль соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности норм и правил обращения с отходами производства и потребления;
  • контроль организации субъектами хозяйственной и иной деятельности производственного экологического контроля;
  • своевременное и качественное выполнение мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды в рамках утвержденных федеральных, областных, муниципальных экологических программ; районных планов мероприятий по охране окружающей среды;
  • проведение проверок и участие в согласовании плановых и фактических платежей, осуществляемых субъектами хозяйственной и иной деятельности, расположенными на территории района, за негативное воздействие на окружающую среду;
  • организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе;
  • участие в выдаче лесорубочных билетов;
  • участие в установленном порядке в предоставлении участков леса в аренду;
  • участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения района при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
  • -посещение с целью проверки предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории района, с составлением акта, протокола;
  • подготовка предложений Главе района, а по поручению Главы района - органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды, о приостановлении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушениях требований в области охраны окружающей среды;
  • участие в мониторинге окружающей среды;
  • подготовка предложений государственным органам, действующим в рамках государственного экологического контроля, по лимитированию и лицензированию природопользования, в том числе, воздействия на окружающую среду субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории района;
  • выполнение других задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение предусматривает, что для осуществления всестороннего муниципального экологического контроля, могут привлекаться различные государственные структуры: органы госсанэпиднадзора, УВД и др.

Разделом 5 Положения определены полномочия органов и должностных лиц по осуществлению муниципального экологического контроля. Разделом 6 Положения предусмотрены обязанности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Статья 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля как в органы исполнительной власти, так и в органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный экологический контроль. Данная статья действующего законодательства существенным образом повышает статус муниципального экологического контроля.

Принятие Положения о муниципальном экологическом контроле и реализация его на практике позволяет не только правовыми и организационными методами улучшать систему контроля за воздействием на окружающую среду, но и своевременно предотвратить (пресечь) нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, что непременно приведет к улучшению качества окружающей среды, ее оздоровлению.

Библиографическая ссылка

Безродная И.В., Клеников С.С. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 9. – С. 53-54;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9181 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674