Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ: УЧЕБНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

Абрамова С.В. Бояров Е.Н. Моисеев В.В. Ломов А.С.

Ежегодно студенты ВПО, СПО, НПО выполняют различные виды учебно-научных работ, предусмотренные учебными планами разных специальностей и направлений подготовки. Приобщение к научным знаниям, готовность и способность обучаемых к проведению самостоятельных изысканий есть ни много, ни мало объективная предпосылка успешного решения учебных задач.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов в университете как неразрывная составляющая триединого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического.

Учебная научно-исследовательская работа студентов (УНИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, обладающих навыками исследования и способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса.

Выполнение учебно-исследовательских работ студентами высших учебных заведений является обязательным условием успешного обучения и способствует накоплению с систематизации знаний в области изучаемых дисциплин. При выполнении учебно-исследовательских работ студент должен показать умение самостоятельно подбирать, анализировать и обобщать теоретический материал, увязывая его с данными экспериментально-научных исследований, учитывать взаимосвязь педагогических, социальных, математических и общенаучных дисциплин с решением практических задач, стоящих перед любым будущим специалистом, например, учителем безопасности жизнедеятельности.

Кроме этого, выполнение студентами в процессе учебно-научной деятельности различных видов УНИРС является важным направлением совершенствования их теоретической и практической подготовки, так как это:

  • способствует углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых предметов, дисциплин, отраслей науки;
  • развивает практические умения в проведении исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;
  • совершенствует методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
  • открывает широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему направлению деятельности;
  • способствует профессиональной подготовке к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;
  • помогает овладеть методологией исследований.

Цель данного пособия - совершенствование научно-методических навыков самостоятельной работы студентов. Это связано с повышением профессионального уровня и квалификации студентов, аспирантов и преподавателей, с формированием основных понятий образовательного процесса, с развитием практических навыков научно-исследовательской работы.

Самостоятельная учебная научно-исследовательская работа студентов различных специальностей, выполняется под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана и имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).

При выполнении студентом УНИРС наряду с понятными затратами усилий на ее содержательную часть много, подчас неоправданно много времени и труда студента тратиться на ее оформление.

В данном пособии обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с выполнением любых видов УНИРС (включая курсовые работы, дипломные работы) от выбора темы и до ее защиты.

При выполнении выпускной квалификационной работы (дипломной работы) студент должен показать умение самостоятельно подбирать, анализировать и обобщать теоретический материал, увязывая его с данными экспериментально-научных исследований, учитывать взаимосвязь педагогических, социальных, математических и общенаучных дисциплин с решением практических задач, стоящих перед будущим специалистом любой специальности.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является заключительным этапом обучения в вузе и имеет своей целью:

  • систематизацию и расширение теоретических и практических знаний по специальности;
  • выработку умения применять полученные знания при решении конкретных научных, педагогических, технических, организационных, экономических и производственных задач;
  • стимулирование развития навыков самостоятельной работы, овладения методами исследования и постановки эксперимента при решении возникающих проблем;
  • формирование умения работать с источниками литературы, анализировать, обобщать и делать соответствующие выводы на основе результатов исследования.

Каждый раз, когда возникает необходимость выполнения УНИРС, перед студентом встает совершенно новая задача, требующая, конечно, индивидуального подхода. Однако всегда существует возможность обобщения, позволяющая выработать универсальный подход. Представляемая здесь версия такого подхода опирается главным образом на опыт общения с педагогическими дисциплинами, однако может быть полезна и для студентов естественных и технических специальностей. Во-первых, потому, что им также часто приходится писать отчетные работы на социальные и гуманитарные темы, а во-вторых, потому, что и в их «точных» сферах существуют те же проблемы, решаемые теми же способами. Студент (и иной обучающийся) постоянно попадает в ситуацию, когда в жестко ограниченные сроки он вынужден приступать к процессу писания чего-то такого, о чем он не имеет ни малейшего представления и к чему вообще неизвестно как подступиться. Так вот, из этой книги вы узнаете, как всегда выходить из любой подобной ситуации с наименьшими потерями.

Учебно-методическое пособие содержит в себе ценные практические рекомендации по работе с первоисточниками и окончательной обработке текста, а также по оформлению содержания УНИРС в целом, а том числе с использованием персонального компьютера.

Пособие выгодно отличается от прочих подобных изданий ярко выраженной практической направленностью в сочетании с широтой освещаемою материала. Практический материал представлен образцами составления плана любого вида УНИРС, работы над вводной, основной и заключительной частями работы, правила оформления списка литературы и др.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов любых специальностей и направлений подготовки на весь период обучения. Оно имеет целью своевременное ознакомление студентов с задачами, программой и направлениями УНИРС, основными элементами и методами научных исследований. Студентам младших курсов пособие поможет быстрее адаптироваться к обучению активным (исследовательским) методом, студентам старших курсов - быстрее достичь профессионального уровня, овладеть методами и технологиями научного творчества.

В целом, представленное учебно-методическое пособие разработано с целью обеспечения единства в оформлении УНИР, выполняемой студентами по образовательным программам направлений подготовки (бакалавры, магистры) и дипломированными специалистами не только безопасности жизнедеятельности, но и другим специальностям Сахалинского государственного университета.


Библиографическая ссылка

Абрамова С.В., Бояров Е.Н., Моисеев В.В., Ломов А.С. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ: УЧЕБНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»» // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 36-38;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8711 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674