Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РОЛЬ НОТНОГО ТЕКСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА

Чуваткина М.В.

Сегодня профессионализм учителя определяется степенью ориентации студента на творчество в своей будущей педагогической деятельности. Образовательные учреждения призваны способствовать становлению личности, то есть возникновению у учащихся ряда качеств, необходимых для полноценного выполнения социальных и профессиональных обязанностей. Одним из показателей уровня профессионально-творческого развития учителя музыки выступает степень владения текстом музыкального произведения. Однако педагогическая практика свидетельствует, что зачастую студенты-музыканты, обучающиеся в учебных заведениях различной профессиональной направленности, относятся к работе с нотным текстом весьма формально.

На базе МГПИ им. М.Е.Евсевьева нами был проведен констатирующий этап эксперимента, в ходе которого выяснилось, что 92% студентов испытывают сложности при работе с нотным текстом, причем большинство трудностей возникают при разборе нотного текста (60%), меньше - при запоминании (41%) и воспроизведении (40%). По мнению преподавателей, трудности при работе с нотным текстом студенты испытывают из-за слабой музыкально-теоретической подготовки (75%); отсутствия навыков самостоятельной работы (25%); низкого уровня развития логического мышления (20%), мотивации к обучению (20%) и навыков чтения с листа (15%).

Для определения отношения будущих учителей к нотному тексту как семиотической системе студентам было предложено несколько вариантов для продолжения фразы «игра по нотам вызывает...». Полученные данные показали, что у 73% опрошенных игра по нотам вызывает интерес; у незначительного числа студентов - страх (14%) или раздражение (15%); и лишь 10% студентов, из числа опрошенных, играют по нотам с наслаждением. Парадоксальным оказался тот факт, что 77% студентов любят разбирать новые произведения, но только 43% опрошенных любят читать с листа. Следовательно, можно сделать вывод, что сложности, возникающие в процессе ознакомления с текстом нового музыкального произведения, приводят к снижению интереса к работе с нотным текстом.

Исходя из теоретико-методологических основ овладения нотным текстом, нами было сделано предположение, что уровень владения нотным текстом зависит от знания истории нотации и музыкального искусства в целом. Проведенный опрос показал, что лишь 30% студентов знакомо с историей возникновения современной нотной записи, и 52% опрошенных имеют достаточно полные сведения об истории музыкального искусства.

Учитывая, что процесс исполнительской подготовки учителей музыки осуществляется в индивидуальном порядке, мы попытались понять: как студенты выстраивают свою работу над нотным текстом; на каком уровне они могут понять и пережить текст незнакомого музыкального произведения. Результаты исследования показали, что 24% студентов старается сразу запомнить текст наизусть, чтобы больше не обращаться к нотам; 49% - играют по нотам, пока постепенно не выучат произведение наизусть, и 31% опрошенных целенаправленно выучивают произведение наизусть, но продолжают пользоваться нотным текстом. Неожиданным оказался факт, что студенты, не имеющие довузовской музыкальной подготовки, лучше, чем студенты с музыкальной подготовкой, чувствуют настроение и определяют образ, лежащий в основе музыкального произведения. Таким образом, для грамотного прочтения нотного текста недостаточно владеть только теорией, необходимо иметь развитое воображение, дающее толчок к продуктивной деятельности - творчеству.

Полученные экспериментальные данные позволили определить следующие педагогические условия, способствующие профессионально-творческому становлению учителя музыки через активное использование нотного текста: уровень владения нотной грамотой; стремление к самореализации, актуализирующее потребность в творчестве; знание истории музыкального искусства; умение оперировать информацией об исполняемом произведении и его авторе; эмоциональная установка на личность композитора; уровень развития воображения; способность к сопереживанию.

Работа проводилась при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427)


Библиографическая ссылка

Чуваткина М.В. РОЛЬ НОТНОГО ТЕКСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 138-138;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7622 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674