Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЛГИ» В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Хоботилова Е.И. 1 Копосова Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
В работе изучены основные причины, негативно влияющие на экологическое состояние Волги (сброс неочищенных сточных вод и влияние плотин), проанализированы мероприятия проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области», а также рассмотрены возможные риски и проблемные моменты, которые могут возникнуть при реализации проекта. Для сохранения и улучшения экологически благоприятной обстановки на реке Волге предполагается снижение антропогенной нагрузки от сброса сточных вод ненормативного качества. В соответствии с проектом паспорта проекта данный показатель по Нижегородской области планируется снизить с 0,35 км3/год до 0,12 км3/год. На данный момент в региональный паспорт вошли 88 проектов на строительство, модернизацию и реконструкцию очистных сооружений – объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории более чем 30 муниципальных образований. Однако ввиду отсутствия разработанного механизма государственной поддержки реализации инвестиционных проектов, правил предоставления финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета и многих других проблемных моментов возможна задержка в реализации мероприятий по оздоровлению реки Волги. Дополнительно предлагается произвести ликвидацию (рекультивацию) объекта прошлого экологического вреда – территории Бурнаковской низины г. Нижнего Новгорода, являющейся источником диффузного загрязнения реки Волги, загрязненной в результате прошлой хозяйственной деятельности по хранению, переработке нефтепродуктов и нефтешлама. С данной территории регулярно наблюдается вынос в реку Волгу нефтепродуктов. Решение данного вопроса в план мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области» не вошло. Также в настоящее время не определен источник финансирования проведения мероприятия по ликвидации объекта накопленного вреда на территории Бурнаковской низины.
река Волга
экологическое состояние воды
оздоровление Волги
очистные сооружения
целевые показатели
финансирование мероприятий
1. Исенаилева Ж.Н., Волкова И.В. Оценка качества среды аквальных комплексов дельты р. Волги // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 1–1. С. 89–89.
2. Козлов А.В., Вершинина И.В. Анализ вариабельности общих, биохимических и экотоксикологических показателей в воде реки Волга и каналах дренажной системы города Балахны Нижегородской области // Успехи современного естествознания. 2019. № 11. С. 95–100.
3. Лабунская Е.Н., Бухарицин П.И. Современное состояние фитопланктона и качество воды низовий Волги и Северного Каспия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 8. С. 136–138.
4. Минэкологии региона направило заявку на включение Бурнаковской низины в государственный реестр объектов накопленного вреда. [Электронный ресурс]. URL: http://mineco-nn.ru (дата обращения: 30.04.2020).
5. Кручинин О.В. Глобальные экологические вызовы: оздоровление Волги // Труды научного конгресса 20-го Международного научно-промышленного форума «Великие реки 2018». Н.Новгород: ННГАСУ, 2018. Т. 1. С. 54–57.
6. Воронков В.В. Водохранилище на равнинной реке. Потери и угрозы (на основе прогноза последствий от подъема уровня Чебоксарского водохранилища) // Труды научного конгресса 14-го Международного научно-промышленного форума «Великие реки 2012». Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. Т. 1. С. 259–263.
7. Краснов А.Н. Проблемы Чебоксарского водохранилища – Проект «Отметка 68» // Материалы Международной научно-практической конференции «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность». Н.Новгород: ООО Типография «Поволжье», 2013. С. 373–381.
8. Паспорт «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области». 2018. 19 с.
9. Реконструкция канализационных очистных сооружений глубокой биологической очистки в г. Лысково [Электронный ресурс]. URL: https://synapsenet.ru/zakupki/fz44/ 0132300002019000049 %231--nizhegorodskaya-obl rekonstrukciya-kanalizacionnih (дата обращения: 21.05.2020).
10. Выполнение подрядных работ по объекту «Реконструкция здания механического обезвоживания осадков сточных вод ОСК г. Сарова в части подготовки обезвоженного осадка к процессу компостирования» [Электронный ресурс]. URL: https://synapsenet.ru/zakupki/fz44/ 0132300007219000180 %231-nizhegorodskaya-obl-vipolnenie-podryadnih-rabot-po (дата обращения: 21.05.2020).
11. Отчет о ходе реализации регионального проекта Нижегородской области «Оздоровление Волги». Письмо Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. 2019. 3 с.
12. Сведения о достижении результатов, контрольных точек и мероприятий. Отчет Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. 2019. 7 с.
13. Исследования Росприроднадзора выявили крупные превышения допустимой концентрации нефтепродуктов в почве на территории «Бурнаковской низины» в Нижнем Новгороде. [Электронный ресурс]. URL: https://www.niann.ru/?id=440150 (дата обращения: 30.04.2020) (in Russian).

Высокий уровень антропогенного воздействия является основной причиной ухудшения экологического состояния реки Волги. В бассейн Волги регулярно поступают промышленные и коммунально-бытовые сточные воды, в которых содержатся нефтепродукты, сульфаты, хлориды, цинк, медь, фенолы и т.д. Сбрасываемые вещества ухудшают качество воды, опасны для экосистемы водоема, а также негативно влияют на водные биологические ресурсы и их местообитание. Помимо этого, река Волга является основным источником питьевого водоснабжения для Нижнего Новгорода и других городов Приволжского федерального округа, вследствие чего качество воды оказывает влияние на значительное количество населения [1–3].

Одним из направлений исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является национальный проект «Экология», в рамках которого разработан федеральный проект «Оздоровление Волги». Министерством экологии Нижегородской области в 2018 г. на основании предложений органов местного самоуправления был сформирован паспорт регионального проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области», который предусматривает реализацию мероприятий по проектированию и выполнению строительно-монтажных работ по строительству и реконструкции очистных сооружений. Главная цель запланированных мероприятий заключается в уменьшении сброса сточных вод в реку Волгу, что должно положительно сказаться на состоянии воды и повысить качество коммунальных услуг [4]. В связи с тем, что самоочищающая способность многих водотоков ниже приемлемого уровня, проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий для водных объектов региона служит необходимым условием поддержания функционирования экосистем, а одним из актуальных вопросов современной гидроэкологии является изучение этих мероприятий с последующим анализом эффектов от их внедрения.

Цель работы заключалась в проведении анализа федерального проекта «Оздоровление Волги», внедряемого на территории Нижегородской области, и исследовании возможных экологических рисков при реализации мероприятий природоохранного проекта.

Материалы и методы исследования

В настоящее время среди множества причин снижения качества и устойчивости гидрологических объектов, в частности реки Волги, современные исследователи выделяют основные, происхождение которых так или иначе связано с антропогенным фактором:

– большая концентрация населения и размещение крупных промышленных предприятий по берегам реки, что является важнейшим аспектом экологического баланса Волги;

– содержание в сбрасываемых сточных водах множества химических соединений, обладающих токсичными свойствами и негативно влияющих на качество воды;

– недостаточная эффективность водоохранных и очистных мероприятий;

– наличие объектов накопленного экологического вреда (хронический фактор загрязнения);

– проблемы при регулировании водопользования и водоотведения;

– недостаточное внимание к вопросам диффузного и теплового загрязнения;

– проблема затонувших и брошенных водных транспортных средств (нефтеналивных, грузовых, пассажирских судов) [5].

Отдельно следует отметить влияние на экологическое состояние Волги плотин гидроэлектростанций, создание которых вызывает снижение качества речной воды и эффективности процессов самоочищения, способствует периодическому развитию синезеленых водорослей, а также ухудшению условий питьевого водоснабжения населения [6, 7].

Учитывая, что вся Нижегородская область находится в бассейне реки Волги, реализация мероприятий регионального проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области» планируется на территории практически всех муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. В частности, планируется выполнение мероприятий по реконструкции и модернизации очистных сооружений на самых крупных предприятиях водоканализационного комплекса Нижегородской области, таких как «Нижегородский водоканал» и «Дзержинский водоканал», которые позволят осуществлять доочистку недостаточно очищенных сточных вод в размере 246 млн м3/год и 20 млн м3/год соответственно. Проектом предусмотрено достижение одного основного целевого показателя – снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод с 0,35 км3 в 2019 г. до 0,12 км3 в 2024 г., что соответствует целевым показателям федерального проекта «Оздоровление Волги» (табл. 1).

Финансирование мероприятий планируется за счет всех уровней бюджета. Общий планируемый объем финансирования на все 6 лет реализации проекта составляет 18 791,27 млн руб., в том числе:

– 96 % за счет средств федерального бюджета – 18 039,62 млн руб.;

– 4 % за счет средств консолидированного бюджета – 751,65 млн руб., из них:

- 80 % областной бюджет – 601,31 млн руб.;

- 20 % местный бюджет – 150,34 млн руб. [8].

Основным методом исследований в работе явился сравнительный экспертный анализ проектных и экономических плановых данных, полученных из нормативной документации государственных структур управления природопользованием, с последующим исследованием степени реализации рассматриваемых проектов.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ перечней мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений позволяет разделить их реализацию на несколько этапов.

I этап – 11 мероприятий строительно-монтажных работ (далее – СМР), имеющих положительные заключения главной Государственной экспертизы со сроком реализации не старше 3 лет, заключения Министерства экономики и инвестиций Нижегородской области о максимальной (предельной) стоимости объекта, а также пакет документов, направленный на проверку в Минстрой РФ (табл. 2, рисунок). Анализ информации, предоставленной Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу, показывает, что на этом этапе приоритетными были мероприятия, разработанные для объектов, оказывающих наибольшее негативное воздействие на реку Волгу.

Таблица 1

Значения показателей, планируемых к достижению для Нижегородской области [8]

Наименование показателя

Период, год

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод, км3 в год

0,35

0,33

0,29

0,26

0,18

0,12

Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу, км3 в год

0,00

0,02

0,06

0,09

0,17

0,23

 

Таблица 2

Мероприятия, запланированные к реализации в рамках проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области» в 2019 г. [8]

п/п

Муниципальный район (городской округ) Нижегородской области

Наименование мероприятия

1

Арзамасский район

Строительство наружных сетей канализации для мкр. Солнечный с. Хватовка Арзамасского района Нижегородской области

2

Арзамасский район

Строительство наружных канализационных сетей для отведения стоков от многоквартирных жилых домов № 1, 2, 3, 20 по ул. Полевой в с. Кирилловка Арзамасского района Нижегородской области

3

Бутурлинский

район

Реконструкция очистных сооружений производительностью 1000 м3/сутки в р.п. Бутурлино Бутурлинского района Нижегородской области (ООО «Бутурлинский водоканал», р.п. Бутурлино, Бутурлинский район Нижегородской области)

4

Воротынский район

Строительство очистных сооружений канализации производительностью 200 м3/сутки в р.п. Васильсурск (МУП «Воротынское ЖКХ», р.п. Васильсурск, Воротынский район Нижегородской области

5

Городецкий район

Биологические очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод с. Смольки Городецкого района Нижегородской области

6

г.о.г. Выкса

Реконструкция БОС р.п. Досчатое (МУП «Стоки», р.п. Досчатое, городской округ город Выкса Нижегородской области)

7

г.о.г. Выкса

Строительство КНС и напорного канализационного коллектора от БОС р.п. Дружба до БОС р.п. Досчатое (МУП «Стоки», р.п. Досчатое, городской округ город Выкса Нижегородской области)

8

г.о.г. Саров

Реконструкция здания механического обезвоживания осадков сточных вод ОСК г. Сарова

9

г.о. Семеновский

Канализационные очистные сооружения и сети канализации в с. Ильино-Заборское г. Семенов Нижегородской области

10

Лысковский район

Реконструкция канализационных очистных сооружений глубокой биологической очистки в г. Лысково Нижегородской обл. (МУП «Биологические очистные сооружения», г. Лысково, Лысковский муниципальный район Нижегородской области)

11

Павловский район

Строительство очистных сооружений канализации г. Ворсма Павловского района Нижегородской области

 

hobot1.tif

Территориальное размещение объектов I этапа реализации проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территорииНижегородской области»

Анализ выполнения запланированных работ показывает, что большинство мероприятий реализуются в соответствии с установленными сроками, за исключением плана реконструкции канализационных очистных сооружений глубокой биологической очистки в городе Лысково, для выполнения которого не найден подрядчик и не заключен контракт на выполнение работ [9].

План по реконструкции здания механического обезвоживания осадков сточных вод ОСК в городе Сарове также не реализован, так как аукцион на выполнение подрядных работ по объекту не состоялся [10].

II этап – 8 мероприятий находятся на стадии проверки в главной Государственной экспертизе. После получения положительного заключения данной организации в оперативном режиме планируется внесение изменений в инвестиционную программу и далее – проведение СМР.

III этап – следующие 3 мероприятия находятся в стадии разработки проектной документации. По ее итогам возможна реализация мероприятий в рамках федеральной программы при условии исполнения алгоритма действий, предусмотренных этапами I и II.

IV этап – учитывая, что действующим механизмом финансирования проектов не предусмотрена возможность предоставления денежных средств на подготовку проектно-сметной документации, а также принимая во внимание высокую стоимость работ по разработке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию (модернизацию) очистных сооружений в рамках проекта «Оздоровление Волги» и ограниченность бюджетов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, Правительством Нижегородской области было принято решение о выделении дополнительной субсидии местным бюджетам за счет средств областного бюджета на разработку проектно-сметной документации.

План мероприятий для реализации в рамках проекта «Оздоровление Волги» был дополнен следующими мероприятиями, планируемыми к исполнению до 2021 г.:

– реконструкция цеха механического обезвоживания осадка, включая узел смешения осадка с опилками, БОС г. Заволжье Нижегородской области;

– реконструкция сооружений биологической очистки БОС г. Заволжье Нижегородской области;

– ликвидация сброса шламовых и промывных вод на станции обезжелезивания Тепловского водозабора г.о. г. Дзержинска Нижегородской области;

– модернизация комплекса очистных сооружений на Нижегородской станции аэрации г. Нижнего Новгорода Нижегородской области;

– строительство сооружений для ликвидации сброса промывных вод, сбора и перекачки осадка в городскую канализацию на водопроводных станциях Ново-Сормовской, Слудинской и «Малиновая гряда» г. Нижнего Новгорода Нижегородской области;

– реконструкция и техническое перевооружение канализационных очистных сооружений г. Сарова Нижегородской области [11].

Главным показателем по проекту является снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод. Снижение объемов сточных вод по проекту запланировано с декабря 2020 г. с 0,35 км3 до 0,33 км3. Также в рамках федерального проекта уже был достигнут первый контрольный результат: проведена оценка систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу крупнейшими водопользователями водопроводно-канализационного хозяйства, на соответствие нормативам [12].

Тем не менее на основании анализа указанной литературы необходимо отметить возможные риски и проблемные моменты, которые могут возникнуть при реализации проекта «Оздоровление Волги»:

– дефицит местных и региональных бюджетов на подготовку проектно-сметной документации;

– недостаточно высокое качество мероприятий, выполняемых в рамках контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

– динамичное изменение федерального законодательства;

– модернизация процесса производства работ, которая может привести к необходимости осуществления повторной экологической экспертизы даже при незначительных изменениях проектной документации, что способствует увеличению сроков реализации мероприятий;

– сложность финансирования и реализации ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде;

– низкая инвестиционная активность вследствие нестабильной экономической ситуации;

– необходимость внесения корректировок в действующее законодательство, которые дадут возможность планировать наиболее экономически выгодные и эффективные проекты. В настоящее время действующее законодательство не позволяет строить линейные объекты (сети водоотведения), а при этом решение проблем многих населенных пунктов может обходиться дешевле в три раза при строительстве коллектора, чем при строительстве очистных сооружений;

– возможный риск повышения уровня платы граждан за коммунальные услуги в связи с тем, что появляются затраты не только на транспортировку сточных вод, но и на ее очистку, а также повышение затрат на эксплуатацию (зарплата персоналу, оплата электричества, реагентов и т.п.);

– стихийные бедствия и техногенные катастрофы.

В рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» дополнительно предлагалось произвести ликвидацию (рекультивацию) объекта накопленного экологического вреда – территории Бурнаковской низины г. Нижнего Новгорода, являющегося источником диффузного загрязнения реки Волги. В 2018 г. был одобрен сводный план реализации проекта, а также поддержано предложение Правительства Нижегородской области об участии Нижегородской области в пилотном проекте по снижению поступления в реку Волгу загрязненного диффузного стока. В качестве пилотной территории, на которой будут отработаны концепция и технология снижения загрязнения от диффузного стока, выбрана территория Бурнаковской низины, где грунты вследствие деятельности в прошлом нефтеперерабатывающих предприятий загрязнены на десятки метров в глубину и служат источником загрязнения реки Волги [13].

К настоящему времени Минэкологии Нижегородской области совместно с ФГБУН «Институт водных проблем РАН» проведено обоснование стоимости работ по снижению загрязненного диффузного стока с территории Бурнаковской низины и направлено предложение по включению этого объекта в приоритетный проект «Оздоровление Волги» за счет средств федерального и областного бюджетов. Поскольку данное мероприятие не включено в региональный паспорт проекта, возникла проблема неопределенности источника финансирования из бюджетов, что приводит к увеличению сроков реализации мероприятия по ликвидации объекта накопленного вреда, а в случае отказа в финансировании – к его невыполнению.

Заключение

Анализ реализации регионального проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области», разработанного в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги», показал, что реализация мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции очистных сооружений – объектов жилищно-коммунального хозяйства предусматривает четыре этапа. Реализация мероприятий, запланированных к выполнению на первом этапе, осуществляется в соответствии с установленными сроками, за исключением двух объектов.

Проект был дополнен рядом мероприятий, планируемых к выполнению в 2021 г. Помимо этого, разработано предложение по включению объекта накопленного экологического вреда на территории Бурнаковской низины, являющегося источником диффузного загрязнения реки Волги, в приоритетный проект «Оздоровление Волги».

Однако при реализации данного проекта существует множество рисков и проблемных моментов, в результате которых запланированный объем снижения сточных вод с 0,35 км3 до 0,33 км3 может быть не достигнут. Таким образом, в настоящее время необходимы постоянное проведение анализа текущей обстановки по реализации региональных проектов оздоровления крупных водотоков, а также отслеживание экологической ситуации на указанной территории.


Библиографическая ссылка

Хоботилова Е.И., Копосова Н.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЛГИ» В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Успехи современного естествознания. – 2020. – № 5. – С. 101-107;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37399 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674