Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,746

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Чурсин А.И. 1 Маньшина Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Данная статья посвящена анализу современного состояния сельскохозяйственных земель Пензенской области. Земли сельскохозяйственного назначения области составляют 70,9 % от общей площади земельного фонда. Рассматривается динамика изменения структуры земельного фонда за последние пять лет, а также проведен анализ изменения земель сельскохозяйственного назначения по угодьям на территории Пензенской области. Также рассмотрен государственный мониторинг сельскохозяйственных земель, который осуществляется в целях предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, а также для наблюдения достоверной информации о состоянии и плодородии земель и их использовании. Изложены основные и наиболее рациональные и эффективные мероприятия, а также государственные программы по устранению негативных процессов на территории.
мониторинг
земельный фонд
деградация
земли сельскохозяйственного назначения
1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации // Министерство экономического развития Российской Федерации Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии [Электронный ресурс]. – URL: https://rosreestr.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii.
2. Доклад о состоянии и использовании земель в Пензенской области // Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области. – Пенза, 2015.
3. Использование земельных ресурсов в Пензенской области / В.В. Пресняков, Е.П. Тюкленкова, А.С. Короткова // Экология и ресурсо- и энергосберегающие технологии на предприятиях народного хозяйства (Промышленность, транспорт, сельское хозяйство): сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом Знаний, 2009. – 0,19/0,08 с.
4. Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года // http://www.mcx.ru (дата обращения: 18.09.2016).
5. Павликова Е.В., Ткачук О.А. Результаты мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области // Молодой ученый. – 2013. – № 6. – С. 395–398.
6. План реализации госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014–2020 годы» на 2016 год. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Пензенской области. – Пенза, 2016. – URL:http://www.mcx-penza.ru/ (дата обращения: 21.10.2016).
7. Хаметов Т.И., Чурсин А.И. Совершенствование организационно-экономического механизма использования земельных ресурсов Пензенской области / под ред. Ю.В. Круглова // Архитектура и современность: I Международное НПК 29–30 июля 2006. – Пенза: ПГУАС, 2006. – С. 101–105.
8. Чурсин А.И., Кривцова И.Х. Земельная политика в России. Оценка эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Пензенской области // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9– 8. – С. 1775–1780.

Значение земель сельскохозяйственного назначения измеряется не только удельным весом в земельном фонде. От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства, что особо важно в наше время. На земле работает немалая часть населения страны – сельские жители составляют четверть россиян.

В начале 1990-х гг. в системе земельных отношений Российской Федерации произошли революционные преобразования, приведшие к их радикальному изменению. Земли сельскохозяйственного назначения оказались в собственности десятков миллионов бывших колхозников и работников совхозов, среди которых было перераспределено свыше ста миллионов гектаров земли. За короткое время социальная структура российского села разительно изменилась, был сформирован новый социальный слой – земельные собственники, к которым перешли права на земли сельскохозяйственного назначения [1].

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 70,9 % от общей площади земельного фонда Пензенской области, тогда как по стране этот показатель составляет 22,7 %. Это свидетельствует, о том, что область является одним из ведущих сельскохозяйственных регионов. Земли лесного фонда в РФ составляют 65,6 %. В Пензенской области лесной фонд занимает 22,2 %, что связано с большой распаханностью земель (70 %). Остальные показатели по Пензенской области варьируют в пределах общероссийских.

Составляющие около четверти всей территории Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения по своей доле в общем объеме земельных ресурсов уступают только землям лесного фонда, занимающим больше половины площади страны.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется в целях предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения государственных органов, осуществляющих государственный земельный контроль, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии земель и их использовании [5].

На сегодняшний день в Пензенской области продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Результатами такого влияния стали процессы опустынивания, засоленности и каменистости земель, водной и ветровой эрозии почв, подтопления, переувлажнения и заболачивания территорий, ухудшения агрохимических, агрофизических и биологических свойств почв, отсутствия современного государственного банка информационных ресурсов по плодородию почв и системы государственного информационного обеспечения в сфере состояния земельных ресурсов и ряд других факторов. В связи с значительным увеличением количества собственников на землю, наличием различных сельскохозяйственных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро [5, 8].

Обширные территории, занимаемые сельскохозяйственными землями, довольно сложно контролировать из-за отсутствия в цифровом виде карт сельскохозяйственной освоенности территорий с границами полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, неразвитой сети пунктов оперативного мониторинга, наземных станций, в том числе и метеорологических, отсутствия авиационной поддержки ввиду высокой стоимости ее содержания. На этих землях в силу различного рода природных процессов и хозяйственной деятельности человека происходит постоянное изменение границ посевных площадей, условий вегетации сельскохозяйственных культур, свойств почвенного плодородия, развитие негативных процессов [3, 7].

Проводимые работы по государственному мониторингу сельскохозяйственных земель в основном носят разрозненный, ведомственный характер. Отсутствует межведомственная координация и организация этих работ. Основными видами информации, формируемой на основе государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях с использованием современных информационных технологий, включая геоинформационные технологии, должны являться:

– информация о границах сельскохозяйственных земель, их площади, состоянии, виде разрешенного и хозяйственного использования, потенциальной продуктивности;

– информация о сельскохозяйственных землях, выведенных из сельскохозяйственного оборота, включая границы, площади, состояние, год последнего использования в обороте;

– информация о сельскохозяйственных землях, введенных в оборот в текущем году и за заданный период наблюдений, включая границы, площади, состояние, вид хозяйственного использования, потенциальную продуктивность, продолжительность пребывания сельскохозяйственных земель в залежном состоянии в последние годы;

– информация о состоянии плодородия почв, включая показатели, характеризующие морфогенетические свойства почв, их гранулометрический состав, кислотность, содержание гумуса, макро- и микроэлементов, тяжелых металлов и радионуклидов, степени эродированности (дефлированности), переувлажнения, заболачивания, засоления, опустынивания, каменистости, а также характеристики произрастающей на них растительности по геоботаническому составу, урожайности сельскохозяйственных культур, установленной при проведении наземных обследований;

– другая информация с различными степенями агрегации, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей, а также программные продукты [4].

Земельный фонд в административных границах Пензенской области по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 4335,2 га. Распределение земель области по категориям и их динамика представлена в табл. 1.

Из вышеприведенной таблицы видно, что за последние пять лет произошли изменения в структуре земельного фонда по категориям. Заметно уменьшилась площадь земель сельскохозяйственного назначения, на 1,5 тыс. га. Это произошло за счет перевода этих земель в земли населенных пунктов – 0,6 тыс. га и земель промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – 0,9 тыс. га.

Данные о структуре и динамике земель сельскохозяйственного назначения по угодьям в земельном фонде за последние два года предоставлены в табл. 2.

Таблица 1

Распределение земель Пензенской области по категориям

Категории земель Пензенской области

2011 г.

2013 г.

2015 г.

Земли сельскохозяйственного назначения

3073,5

3072,9

3072,0

Земли населенных пунктов

228,0

228,2

228,6

Земли промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

43,1

43,5

44,0

Земли особо охраняемых территорий и объектов

9,1

9,1

9,1

Земли лесного фонда

964,5

964,5

964,5

Земли водного фонда

14,8

14,8

14,8

Земли запаса

2,2

2,2

2,2

Итого земель:

4335,2

4335,2

4335,2

Таблица 2

Структура земель сельскохозяйственного назначения по угодьям в земельном фонде

Земли

2014 год

2015 год

Площадь земельного фонда

4335,2

Земли сельскохозяйственного назначения

3072,4

3072,0

Всего сельскохозяйственных угодий

2883,0

288,6

Пашня

2193,9

2193,7

Леса и кустарники

77,9

77,9

Болота

7,7

7,7

Под водой

22,3

22,3

Под дорогами, прогонами, улицами и площадями

39,1

39,1

Застроенные территории

15,3

15,3

Нарушенные земли

0,4

0,4

Прочие земли

22,9

22,9

Из табл. 2 видно, что в 2015 г. произошли изменения в структуре земельных угодий, площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась на 0,2 тыс. га за счет передачи 0,1 тыс. га в застроенные территории и 0,1 тыс. га – под водой; на 0,1 тыс. га уменьшилась площадь под кустами за счет передачи их в прочие земли.

В основном сокращение земель сельскохозяйственного назначения происходит за счет перераспределения земель в связи с ликвидацией сельскохозяйственных организаций, при добровольном и принудительном отказе от земельного участка, а также по причине перевода земель в другую категорию для строительства газопроводов, иных линейных объектов, расширение территорий заповедников и многое другое.

В 2007 году Поволжским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка» – ВИСХАГИ выполнялись работы по теме: «Разработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов на территории Пензенской области».

Целью данных работ являлся сбор и анализ фондовых материалов о развитии доминирующих негативных процессов на территории Пензенской области, получение информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве и на этой основе разработка Схемы использования и охраны земель области.

В результате работа была направлена на разработку научно обоснованной системы мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения в Пензенской области по предотвращению деградации земель и выработке механизмов территориального планирования, рационального использования земель и их охраны на межселенных территориях с активным проявлением негативных процессов, совершенствования системы землепользования в регионе, обеспечивающей создание сбалансированных высокопродуктивных и устойчивых агроландшафтных экосистем, адаптированных к местным природно-климатическим условиям.

Вся разработанная документация необходима для решения конкретных задач землеустроительного проектирования по рациональному использованию земель – оптимальному размещению посевов сельскохозяйственных культур, формированию севооборотных массивов, выявлению малопродуктивных земель, трансформации пашни в менее интенсивные виды угодий, проведению мероприятий по повышению плодородия угодий, уточнению производственной специализации хозяйств.

Комплексные показатели качества земель могут использоваться при установлении рыночной цены земли, арендной платы, объёмов кредитования под залог земли и других операциях с землей как с недвижимостью.

В итоге были охарактеризованы районы распространения негативных процессов, определены рекомендации по использованию и охране земель с учетом их проявления [2].

Управлением мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Министерства сельского хозяйства Пензенской области разработана Концепция развития мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Пензенской области и формирования информационных ресурсов об этих землях, внедрение которой позволит получать более полную и достоверную информацию о плодородии почв, их состоянии и использования сельскохозяйственных земель. Кроме этого она позволит сформировать государственные информационные ресурсы, объединяющих в себе информацию об этих землях, собираемую различными федеральными и областными органами исполнительной власти работы по осуществлению мониторинга сельскохозяйственных земель, обеспечить эффективное использование средств федерального и областного бюджетов, выделяемых органам исполнительной власти на эти цели [6].

Анализ состояния сельскохозяйственных земель Пензенской области показал, что необходимо развивать и совершенствовать земельное законодательство для более жесткого контроля за негативным воздействием на земельные ресурсы, а также своевременно и оперативно решать вопросы, связанные с рациональным использованием сельскохозяйственных и несельскохозяйственных земель. Постоянно вести федеральный надзор за правильным и рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.


Библиографическая ссылка

Чурсин А.И., Маньшина Н.А. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 11-1. – С. 202-205;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36211 (дата обращения: 11.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252