Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хакимова Н.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
В статье рассмотрены вопросы обучения студентов педагогического направления подготовки на основе ФГОС 3+ в условиях внедрения ФГОС ОО и профессионального стандарта педагога. Результаты исследования показали, что одним из способов формирования компетенций у студентов является использование интегрированной системы подготовки, включающей в себя требования стандарта и их реализацию в элементах компетентностной модели образовательного процесса, разработанной в условиях педагогического вуза.
Профессиональный стандарт педагога (ПСП)
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
деятельностный подход
компетенции
практикоориентированная подготовка будущих педагогов
1. Валеева Р.А. Содержательные и организационно-педагогические основания модернизации психолого-педагогического образования // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 2 (44). – С. 10–16.
2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 3. – С. 105–126.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.osu.ru/docs/fgos/proekt/bak. (дата обращения: 07.09.2015).
4. Хакимова Н.Г. Оценка достижения обучающимися образовательных результатов // Модернизация педагогического образования: Сб.научных трудов Международной конф. (Казань, 3–5 июня 2015 г.). – Казань, 2015. – С. 279–284.
5. Хакимова Н.Г. Оценка результатов обучения выпускников по основной образовательной программе // В мире научных открытий. – 2014. – № 5 (53). – С. 82–88.
6. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

В Проекте модернизации педагогического образования основополагающее значение придается практико-ориентированной подготовке педагогических кадров [2].

Это в свою очередь требует создания новых форм подготовки учителя, способного реализовать Профессиональный Стандарт педагога (ПСП), компетентного строить учебную деятельность школьников в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Все это предполагает: новое содержание подготовки, новые формы организации образовательного процесса в вузе (учебной деятельности студента), а, следовательно, и новые формы программ подготовки будущих педагогов [4].

Необходимо также учитывать, что в связи с введением ФГОС ОО, повышаются требования к психолого-педагогической компетентности учителя. Это также отражено в ПСП. В самом общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов:

1) когнитивного, связанного со знаниями и способами их получения;

2) интегративно-деятельностного, определяющего процесс становления умений на основе полученных знаний и способов реализации этих умений, а также обеспечивающего «перевод», имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы, что позволяет адаптировать их к новым условиям и профессионально действовать в новых ситуациях;

3) личностного, представляющего собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации компетенции.

Когнитивный компонент определяет уровень знаниевой базы и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Он предусматривает знание теоретических и методологических основ предметной области, определяющих степень сформированности научно-теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.

Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученный арсенал знаний не только по областям их непосредственного применения, но и в межпредметных зонах, а также в ситуациях неопределенности и неоднозначности. Этот компонент определяет наличие возможности применения накопленных знаний и способов действия на практике.

В ПСП входят описания обобщённых трудовых функций, трудовых действий, а также знаний и умений, необходимых компетенций [6]. Мы рассматриваем в первую очередь трудовые действия как основу практической деятельности. Бакалавр должен осуществлять педагогическую деятельность по передовым образовательным технологиям. Изменения в стандарте высшего и основного общего образования связаны с усилением развивающего потенциала учебных дисциплин.

Анализ проблемных точек функционирования образовательного процесса в вузе позволило внести изменения в организацию учебного процесса. При этом мы учитывали, что образовательная деятельность, реализуемая в вузе, должна вносить вклад в производство новых актуальных знаний для образовательной практики и должна обеспечивать формирование у выпускников института общекультурных и профессиональных компетенций, их востребованность, конкурентоспособность на рынке труда [5].

В основу изменения учебного процесса были положены модель образовательного процесса при компетентностном подходе, а также требования ФГОС ВО и ФГОС ОО:

– освоение технологий, методов и средств деятельностной подготовки;

– организация обучения по типу профессиональной деятельности (через систему профессиональных задач и выполнения профессиональных действий);

– освоение форм и методов внеурочной воспитательной работы, с учетом профилей подготовки, ориентированных на ФГОС основного общего образования;

– изменение системы практической подготовки будущих педагогов, формирование баз практик как стажировочных площадок по основным профилям подготовки.

Мы понимаем, что изменения не могут быть насаждены административно и должны быть разработаны в логике проектной деятельности, через создание рабочих групп по разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), учебных планов, рабочих программ базовых дисциплин и модулей, программ практик. Апробированы и подготовлены к внедрению в виде нормативного, методического, кадрового обеспечения.

Основные проблемные узлы, возникающие в реальной вузовской практике. Планирование образовательной программы происходит не от конечного результата; отсутствует механизм взаимодействия с профессиональной сферой по выработке и корректировке требований к выпускнику; кафедра не является субъектом управления изменениями в учебном процессе и часто кафедра не мотивирована на проведение изменений в образовательной программе и технологиях обучения, в оптимизации ресурсов.

Основная идея изменений состояла в том, чтобы сделать кафедру субъектом управления изменениями в учебном процессе в вузе.

Предлагаемая модель организации работы кафедры как интеграции учебного процесса и профессиональных сообществ, предполагает создание рабочих площадок, где идет активная работа преподавателей института совместно с руководителями образовательных организаций (как с потенциальными работодателями), ведущими учителями школ по анализу форм и содержания современного школьного и профессионального образования. В формате круглых столов, методологических семинаров, совместных заседаний коллегий обсуждаются основы деятельностного подхода и способы его реализации на практике, вырабатываются требования к подготовке будущих учителей, требования к учебным дисциплинам их актуализация, отрабатываются формы ресурсного обеспечения учебного процесса путем консолидации совместных усилий института и ведущих учителей школ. Такая работа позволяет выйти на решение проблемы отрыва вуза от практики в ее современном формате.

Преподаватели вуза, работая с авторами – разработчиками предметных программ по развивающему обучению повышали свой профессионализм в области деятельностного и мыследеятельностного подхода. Реализация этой работы стала возможной в рамках реализации проекта модернизации педагогического образования и апробации разработанных модернизированных модулей в условиях сетевого взаимодействия с ведущими вузами как Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), где вуз выступил в качестве соисполнителя проекта по прикладному бакалавриату [1, 2]. В рамках реализации данного проекта кафедры вуза ведут собственные темы, актуальные для школ, такие как:

– «Методика оценки профессиональных компетенций учителя в условиях реализации ФГОС ОО»

– «Диагностика предметных и метапредметных образовательных результатов на материале учебных предметов».

Основной задачей деятельности кафедры становится изменение содержания базовых и вариативных дисциплин, курсов, программ практик в условиях внедрения ФГОС ОО. Перенастройка рабочих программ дисциплин, модулей, практик на новый образовательный результат.

Для повышения эффективности и качества учебного процесса в его основу положен принцип модульности, в соответствии с которым образовательная программа строится на основе функциональных модулей, каждый из которых включает требования к результату, содержанию, технологии обучения, организации самостоятельной работы, формам контроля.

Реализация указанного принципа требует системных изменений в организации, руководстве и управлении учебным процессом, в разработке такого механизма управления изменениями, который обеспечил бы адекватность результатов образовательной деятельности изменяющимся требованиям рынка труда и Концепции профессионального стандарта педагога.

Если раньше основные функции кафедры заключались в реализации дисциплин, закрепленных за кафедрой, и кафедра отвечала за процесс (выполнение студентами учебного плана), но не за результат, то сейчас кафедра является проектировщиком и держателем образовательной программы, становится центром ответственности за образовательную программу и конечный результат – выпускник, востребованный школой. Меняется организация учебного процесса и логика проектирования рабочих программ дисциплин (модулей), ориентированные на новый образовательный результат и новые компетенции учителя, заданные ФГОС основного образования.

Для преподавателя при разработки рабочей программы становится важным понимание к решению каких задач и выполнению каких видов трудовых действий готовит его дисциплина? Какие компетенции формирует и какие результаты обучения готов продемонстировать обучающийся?

Для того чтобы обеспечить практикоориентированность подготовки определены группы профессиональных специальных компетенций, а также дополнительные компетенции по видам профессиональной деятельности, значимые для работодателя, отражающие конкурентоспособные преимущества выпускников вуза:

– готов применять деятельностные (мыследеятельностные) технологии обучения в школе;

– способен организовывать воспитательную деятельность детей в соответствии с их возрастными нормами развития;

– готов разрабатывать образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле.

В качестве критериев отбора компетенций послужили существующие в вузе научные направления и лаборатории, а также реализуемые проекты (проект: «Формирование гражданской идентичности», лаборатория «Развивающее образование», лаборатория «Коммуникативные технологии обучения»).

Для формирования социально-личностных компетенций обучающихся используются возможности социокультурной среды вуза. Создан Центр культуры и творчества студентов, реализуются социальные и творческие проекты, дополнительные образовательные программы.

Согласно ФГОС ВО у вуза имеется хорошая возможность самим разработать вариативную часть учебного плана с целью более полного освоения компетенций и подготовки студентов к работе по новым стандартам основного общего образования. Рассматривая каждый из циклов, можно заметить, что на вариативную часть отводится до половины зачетных единиц (ЗЕ). В профессиональном эта величина достигает 70–75 ЗЕ (при 35–45 базовых) [3].

В рамках реализации преемственности ФГОС ВО и ФГОС ОО и ПСП в учебные планы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» введены вариативные курсы: «Теория и практика развивающего обучения», «Введение в развивающее обучение». Изменено содержание методической подготовки студентов, а также в программе практики предусмотрено обучение студентов работе по системе деятельностного подхода.

Требования к уровню подготовленности выпускника меняют модель образовательного процесса, обуславливают освоение преподавателями новых методик и технологий образовательной деятельности и, в конечном счете, меняют самого преподавателя. Эффективность деятельности преподавателя оценивается по образовательным результатам студента [4].

Изменение содержания подготовки требует разворачивания научно-методической работы. Данное направление работы предполагает, что все осуществляемые в вузе виды работ могут быть рассмотрены относительно нового образовательного результата, обеспечение опережающих разработок, задающих формы работы с разными типами знаний и практик в рамках педагогического профессионализма.

Исходной организационной гипотезой была разработка модели деятельности всего института и предполагающая изменение деятельности учебно – методического совета (УМС) и учебно-методических комиссий по профилям подготовки в вузе. В частности, организация работы учебно-методических комиссий в форме работы проектных групп, включение в данную деятельность преподавателей вуза.

Задачи проектных групп:

– формирование дискуссионной площадки для выработки и обсуждения вопросов, связанных с изменением содержания учебного процесса в соответствие с требованиями стандарта ФГОС ВО, ФГОС ОО и профессионального стандарта педагога;

– разработка предложений, касающихся системы управления учебным процессом в вузе.

Работа проектных групп по следующим направлениям:

1. «Разработка профессионально-ориентированных модулей как структурных единиц ОПОП, обеспечивающих подготовку будущих педагогов к выполнению трудовых функций в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога.

2. «Оценка качества освоения основных образовательных программ. Фонды оценочных средств».

3. «Разработка модели психолого-педагогического сопровождения деятельности учителя в условиях введения новых стандартов».

Таким образом, управление изменениями в образовательном процессе мы рассматриваем относительно построения механизмов складывания нового содержания и форм освоения педагогических технологий, нового профессионализма. Освоение преподавателями деятельностных и мыследеятельностных технологий, новых профессиональных компетенций и стоящих за этим целей и задач деятельности в педагогической сфере.


Библиографическая ссылка

Хакимова Н.Г. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 572-575;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35637 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674