Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Ульянова И.В. 1 Алпатова О.Б. 1
1 ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»
Заявленные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения требования к выпускнику образовательной организации высшего профессионального образования требуют от преподавателей глобального переосмысления специфики подхода к педагогическому процессу. В частности, обращаясь к такой профессиональной компетенции будущих социальных педагогов, как анализ социально-педагогических явлений, необходимо содействовать приобретению обучающимися устойчивых знаний понятийного аппарата изучаемой темы, социально-педагогических и психологических норм и отклонений в развитии личности в определенных условиях, умением детализировать процесс, явление, расчленяя их целостность с последующим синтезом. Для этого важно актуализировать организаторско-стимулирующую функции деятельности педагога, а студентам/курсантам помочь в реализации интроспекции, нацеливании на развитие мыслительных операций. Учитывая недостаточно сформированные умения и навыки большинства абитуриентов в аналитической деятельности даже на уровне анализа текста, на первом этапе обучения в образовательной организации высшего профессионального образования необходимо дублирование актуальных видов, форм деятельности с целью формирования и развития ключевых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой), используя документальные и художественные тексты социально-педагогической проблематики. Далее осуществляется расширение диапазона обучающих средств: субъектный опыт, документальные и художественные кинофильмы, реальные события с социально-педагогической проблематикой. Разработанная матрица анализа социально-педагогического явления в образовательном процессе предоставляет возможность интегрировать усилия преподавателя и обучающихся в исследовательской деятельности, обеспечивая целостность интеллектуально-эмоционального пространства взаимодействия.
социальный педагог
профессиональная компетентность
анализ социально-педагогических явлений
диапазон обучающих средств
1. Алпатова О.Б. Принцип преемственности в современном профессиональном образовании// Педагогические науки. – 2008. – № 4. – С. 106.
2. Караковский В.А. Тревоги российского образования//Скепсис № 3/4, 2005. [электронный ресурс: http://scepsis.ru/library/id_391.html].
3. Курганский С.М. Анализ содержания образования и состояния системы управления качеством образовательного процесса // Справочник заместителя директора школы. – 2013. – № 6. – С. 22.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
5. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2002. – 576 с.
6. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. – М.: РосНОУ, 2015. – 416 с.
7. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов//Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – № 4, 2015. URL: www.science-education.ru/127-20857 (дата обращения: 28.07.2015).
8. Шаталов В.Ф. Сквозь призму сердца. – М.: ГУП ЦРП «Москва – Санкт-Петербург», 2002. – 52 с.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2062) одной из ведущих профессиональных компетенций указана способность студента/курсанта – будущего социального педагога анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности (профессиональная компетенция (ПК)-1). Для того чтобы данное качество было полноценно развито обучающимися к завершению процесса обучения в образовательной организации не только на уровне понимания, представления, но и устойчивых практических умений, навыков, творческой инициативы, необходимо разработать и планомерно воплощать в образовательном процессе определенную систему педагогической деятельности, которая изначально предполагает дуальность:

1) деятельность преподавателя;

2) деятельность обучающегося.

Несмотря на положение о том, что педагогический процесс – это способ организации учебно-воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников, где педагог – его организатор, – необходимо учитывать, что на некоторых его этапах происходит обоснованное векторное расслоение целостности. Так, в звеньях «цель», «принципы», содержание» наблюдается монолитность педагогического процесса, а в «методах», «средствах», «формах» педагог первично выполняет организаторско-стимулирующую функцию, студент/курсант – интроспективную, актуализируя, наряду с аналитическим опытом, собственные воспоминания, эмоции, переживания. То есть в некоторых ситуациях возможна несогласованность: педагог выступает в роли субъекта, а обучающиеся – призваны транслировать субъективность. Высшим уровнем проявления мастерства педагога станет достижение эмоционального единства в группе, когда стираются возрастные, статусные границы и сообщество поднимается на духовно-нравственный осмысления явления, проблемы в единстве разума и чувств.

Проблема анализа студентами/курсантами социально-педагогических явлений, психолого-педагогических условий эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности в самом начале обучения может показаться малозначимой. В действительности, как показали наши исследования (выборка – 800 чел., 2010–2015 гг.), только 13–15 % студентов от общего числа в учебной группе обладают устойчивыми навыками анализа даже учебного текста: умеют формулировать главную мысль, определять тему, идею, выделять микротемы, оформлять план, – не говоря уже об анализе проблемной ситуации (преобладают наивные оценочные суждения типа: «это плохо», «мне не нравится», «так не должно быть» и т.п.). Данная статистика привела нас к пониманию того, что современные первокурсники массово нуждаются в дублировании многих актуальных видов, форм учебной деятельности с целью формирования и развития ключевых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой), которые должны были, но не сформировались в школе. Для такой развивающей работы вначале целесообразно использовать документальные и художественные тексты социально-педагогической проблематики (народные и авторские сказки, рассказы, повести, статьи). Далее осуществляется расширение диапазона обучающих средств, который поэтапно включает:

– субъектный опыт личности (случаи из собственной жизни, жизни родных и близких и проч.);

– документальные и художественные кинофильмы с социально-педагогической проблематикой;

– реальные события современности с социально-педагогической проблематикой.

Представленный выше алгоритм анализа социально-педагогического явления в образовательном процессе образовательной организации высшего профессионального образования дает возможность интегрировать усилия преподавателя и обучающихся в исследовательской деятельности, обеспечивая целостность интеллектуально-эмоционального пространства педагогического взаимодействия.

Помимо обеспечения технологии обучения анализу социально-педагогических явлений актуальными педагогическими средствами педагог должен определить аналитический потенциал обучающихся, диагностируя их мыслительные способности (как становится очевидным, высокие результаты ЕГЭ, благодаря которым студенты поступили в образовательные организации высшего профессионального образования, не являются гарантией высокого уровня развития мышления), что требует обращения к психологии. (В идеале, конечно, желаемо комплексное знакомство с личностью абитуриента до его зачисления на факультет).

В содержательном плане мышление разделяется на мыслительные операции, формы, виды и способы мышления. Анализ в системе мыслительных операций первичен, являясь основой для синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Все перечисленные операции взаимообусловлены, а анализ и синтез, как правило, всегда выступают в единстве. Потому, обращаясь к анализу социально-педагогического явления, психолого-педагогических условий эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности в образовательном процессе, педагогу недостаточно исследовать отдельные стороны рассматриваемой проблемы – на определенном этапе их важно обобщить и перевести в организационную, прогностическую плоскости педагогической деятельности. В противном случае аналитический процесс социально-педагогической действительности окажется бессмысленным, не обретет педагогическую сущность. В логике данных размышлений возникает необходимость конкретизации сущности дефиниции «педагогика»: это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса (образования как синтеза воспитания и обучения) как фактора и развития человека <в период детства – авт.> (у В.А. Сластенина – «на протяжении всей его жизни», что вступает в противоречие с семантикой самого понятия: термин «педагогика» образован от греческого слова «пайдагогос» («пайд» – дитя, «гогос» – веду). Детство понимается нами (здесь) в широком смысле, как период жизни подрастающего поколения и как период социальной несамостоятельности человека, его личностного развития, становления и формирования при активном содействии взрослых, охватывающий, как минимум, возраст от 1 года до 18 (22–23 лет в случае обучения в вузе), включая преддошкольное, дошкольное детства, младший, средний и старший школьный, студенческий возрасты) [7; 5].

Наряду с вышесказанным следует подчеркнуть: сам по себе анализ социально-педагогической ситуации, включенный в арсенал мыслительных операций обучающихся, также не может быть завершен как самостоятельный учебный акт. Его следует (может быть, в зависимости, от обстоятельств, хотя бы пунктирно) связать с формами мышлениями, т.е. «сопроводить» обучающихся от первичного уровня работы с научными понятиями до самостоятельных суждений, умозаключений, аналогий. В самом процессе учебно-научного анализа социально-педагогической ситуации педагог актуализирует не только теоретическое (абстрактно-логическое), но и наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление, опираясь нередко на последние как вспомогательную ступень абстрактных обобщений. Как показала наша многолетняя практика подготовки социальных педагогов, в аналитическом процессе продуктивны индуктивный и дедуктивный способы мышления – во многом это обусловлено и спецификой учебной группы, и содержательными особенностями изучаемого материала, и сущностью педагогической задачи [4].

Возвращаясь к педагогике, обратим внимание на важность того, что анализ социально-педагогических явлений теснейшим образом связан с таким методом педагогического исследования, как наблюдение. По сути, включенное и невключенное наблюдение – это не просто фиксация, регистрация фактов, но глубокий и тонкий анализ системы любых отношений. В концепции формирования смысложизненных ориентаций личности (И.В. Ульянова) освоение будущими социальными педагогами метода наблюдения сопряжено с одновременным интроспективным процессом обучающегося, развитием им рефлексивной культуры, профессионально-личностным самоанализом [6]. Предполагается пролонгация данной деятельности. В образовательном процессе это совокупность следующих этапов:

1. Стимулирование самоанализа студентов/курсантов педагогом в период начала обучения на первом курсе (соответствующие вопросы в процессе лекций, специальные задания на семинарах, практикумах).

2. Совместная индивидуально-групповая деятельность обучающихся при корректирующей поддержке преподавателя в конце первого курса (например, выполнение творческого проекта «Взгляд в будущее: мой личностно-профессиональный образ»).

3. Самостоятельная аналитическая деятельность студента/курсанта в период дальнейшего обучения в образовательной организации высшего профессионального образования вплоть до его окончания (от скрытой формы до публичной – например, посредством участия в дискуссиях, диспутах и проч.).

4. Подготовка обучающихся к актуализации аналитической деятельности, включая самоанализ, в последующей жизни, после получения высшего образования.

Развивая дидактические идеи В.Ф. Шаталова, в том числе опорных конспектов (алгоритмических схем) [8], мы трансформируем их в процесс обучения социальных педагогов. Каждая общекультурная, профессиональная компетенция, которую осваивает студент/курсант, может быть обеспечена комплексом соответствующих алгоритмических схем, ориентировочных основ, матриц. Их использование в обучающей практической деятельности стимулирует развитие визуального восприятия, внимания, памяти личности, закрепляет аналитические умения и навыки.

Вариантом подобного опорного конспекта может служить и матрица анализа социально-педагогического явления в образовательном процессе:

1. Охарактеризовать реализуемый педагогический процесс (Что? Кто? Где? Когда? Почему? Каково соответствие действий и деятельности субъектов принципам гуманистической педагогики?).

2. Выявить социально-педагогическую проблему(ы) (Какие выявляются социально-педагогические нарушения? Конкретизировать несоответствия на основе знания социально-педагогической, психологической нормы).

3. Обозначить систему и подсистемы субъектов, включенных в социально-педагогическую проблему, оценить качество выполняемых ими функций.

4. Представить краткие характеристики субъектов (психолого-педагогические, поведенческие).

5. Охарактеризовать сущность педагогической задачи.

6. Реализовать деятельность:

а) педагог: привлечение внимания обучающихся к конкретному социально-педагогическому явлению – побуждение обучающихся к актуализации эмпатии, ответственности, внимания, мышления – представление алгоритма аналитической деятельности (на первых этапах обучения) – побуждение к детальному изучению психолого-педагогических условий эффективности процесса воспитания, обучения, социализации и развития личности – организация учебно-профессиональной дискуссии – привлечение обучающихся к оцениванию социально-педагогического явления.

б) обучающиеся: сосредоточение на предлагаемом педагогом социально-педагогическом явлении – эмоционально заинтересованное отношение к рассматриваемой проблеме – актуализация чувств эмпатии, ответственности – актуализация внимания, мышления – изучение элементов социально-педагогического явления – первичный самостоятельный анализ проблемы – участие в учебно-профессиональной дискуссии – оценивание социально-педагогического явления путем «вписывания» собственной позиции в коллективный результат.

7. Коллективное итоговое оценивание специфики социально-педагогической проблемы и проектирование актуальной социально-педагогической деятельности.

Позже, когда будущий социальный педагог приступит к учебной практике, данная матрица станет полезным руководством к действию. Наблюдая за субъектами педагогического процесса, студент/курсант получит возможность детально анализировать те события, мероприятия школы, социально-педагогического центра и т.п., в которых необходимо будет выявить, с одной стороны, признаки гуманности, системности, личностно ориентированного подхода педагогов к подопечным, с другой стороны, – отметить проявления девиаций школьников [1]. Весьма значимыми в связи с этим станут работы педагогов-практиков. Например, С.М. Курганский разработал систему педагогического анализа воспитательного мероприятия. В нее включены взаимосвязанные этапы (I – этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели; II – этап планирования; III – этап организации; IV – этап проведения мероприятия; V – этап подведения итогов). Для каждого этапа автором прописан алгоритм анализа. Так, первый этап воспитательного мероприятия можно проанализировать по следующему алгоритму:

1. Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2. Определить <…>, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия. Рекомендуется использовать следующие критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий: критический (мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию «сверху» и без анализа ситуации), допустимый (мероприятие проводится в соответствии с планом работы класса (школы), но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер), оптимальный (В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей обучающихся. Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия) [2].

Конечно, в идеале наблюдение за будущими субъектами профессионального влияния, постоянное взаимодействие с ними (хотя бы 1–2 встречи в неделю) обеспечило бы студентов/курсантов исключительными возможностями приобщения к избранной специальности, однако в действительности отчуждение высшей школы от дошкольных, школьных образовательных организаций в последние годы только усиливается, влияя на формализацию учебного процесса. Поэтому косвенное приобщение к социально-педагогическим явлениям будущих социальных педагогов приобретает особую значимость. Каким образом подбирать материал для анализа социально-педагогического явления, психолого-педагогических условий эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности? Во-первых, – объединить ресурсы педагога и обучающихся, во-вторых, – реализовывать комплексный подход, обращаясь к фактам повседневной действительности, субъектному опыту, телевидению и радиовещанию, Интернет-информации, художественным и документальным произведениям литературы, киноискусства (логика и этапы их представления – в начале статьи).

Готовность студентов/курсантов к аналитической деятельности и самоанализу – важная часть воспитания и самовоспитания личности, которые, как заметил В.А. Караковский, не должны быть пущены «на самотёк, стать бесцельным и неуправляемым (имеется в виду именно общественное воспитание)», несмотря на то, что новое поколение разительно отличается от предыдущего [2].

В качестве выводов отметим очевидность того, что успешность выполнения аналитического задания детерминируется как личностным потенциалом обучающихся (интеллектуальным, психическим, эмоциональным, морально-нравственным и др.), их общекультурным уровнем, социальным опытом, уровнем учебной мотивации, так и профессионально-личностной готовностью преподавателя к полиаспектной самореализации, охватывающей помимо информирования, контроля, стимулирования и прочих видов деятельности эмоциональное, рефлексивное участие в исследовании научной проблемы, трансляцию субъективного опыта и т.п.

В данной статье мы затронули (достаточно поверхностно) вопрос о формировании социальными педагогами только одной профессиональной компетенции – а сколько за этим высветилось общих и частных задач, требующих системного, планомерного решения, комплексного подхода… Поэтому наивно ожидать сегодня от образовательной системы высшего профессионального образования получения быстрых результатов при переходе на компетентностный подход к подготовке, в том числе, будущих социальных педагогов.


Библиографическая ссылка

Ульянова И.В., Алпатова О.Б. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 567-571;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35636 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674