Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Имангожина О.З. 1
1 Университет «Астана»
В данной статье рассмотрена и определена примерная структура концепции. Проанализированы характерные особенности составления концепции. Обоснована необходимость составления концептуальных основ при создании учебной литературы. Выделены предположительные функции учебной литературы, установлены психолого-педагогические условия создания учебной литературы.
концепция
структура
модернизация
образование
классификация
мотивы учения
учебная литература
формирование
модель
функции
критерии
качество
экспертиза
учебник
учебный процесс
1. Анализ и экспертиза школьного учебника / Н.Н. Нурахметов, М.Ж. Жадрина, Г.З. Байжасарова, Г.Д. Аульбекова, М.Р. Ковжасарова // Материалы III Международной научно-практической конфереции. – Алматы 2003. – С. 119.
2. Жадрина М.Ж. Результаты образования: традиции и новые тенденции // Открытая школа. – 2004. – № 1.
3. Концептуальные основы создания учебников нового поколения / Ш.Т. Таубаева // Материалы III Международной научно-практической конференции. – Алматы 2003. – С. 62.
4. Таубаева Ш.Т. Концептуальные основы создания учебников нового поколения // Материалы III Международной научно-практической конференции. – Алматы 2003. – С. 62.
5. Франсуа-Мари Жерар, КсавьеРожье Разработка и анализ школьных учебников (пер. на рус. яз. Е. Филипповой). – Вильнюс: «ABOVO», 1998.

Модернизация содержания образования предполагает переход от простой передачи фактов обучающимся и оценки их знаний по объёму усвоенной информации к обучению навыкам применения полученных знаний на практике и оценке результатов обучения.

Именно поэтому концепции учебной литературы принадлежит основная роль в системе средств обучения, должны быть заложены идеи формирования умений самостоятельно принимать решения и делать выводы, развития творческой личности обучающегося на основе ориентации личности.

Разрабатывая концепцию, целесообразно формулировать проблему, имеющую общественно значимую ценность, способную увлечь обучающегося.

Содержание образования должно максимально обеспечить развитие в каждом обучающемся его генетически детерминированных способностей, развить его рациональное критическое мышление, вооружить его точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые позволили бы добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной среды.

В каждом учебнике должна быть выражена позиция автора. Конечной целью учебного материала является формирование мировоззрения обучающегося. А также должна быть разработана концепция дальней перспективы. Это предполагаемая модель с основными параметрами развития и критериями получения конечного результата – нового и более высокого качества образования. В ней закладывается стратегия будущего учебника. Существует общепринятая структура построения концепции:

1. Общие положения.

2. Основная цель и приоритеты.

3. Основные принципы.

4. Основные направления.

5. Ожидаемые результаты [1].

Необходимо обозначить главные требования к оформлению концепции:

● Концепция должна носить целостный характер (структура должна быть подчинена этому требованию).

● Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены. Полученные данные необходимо проверить, чтобы изложенное в концепции было достоверным.

● Описанные мысли должны быть понятными, точными, правильно сформулированными, следует четко показывать то, что предусмотрено автором учебника.

Проведённый анализ научных исследований позволил выделить четыре аспекта концепции учебника: логико-философский, психологический, дидактический и функциональный.

Логико-философский аспект концепции учебника должен отражать современные требования модернизации реформы образования и социального заказа общества. Необходимо научно обосновать методологию построения и на этой основе формировать у обучающихся самостоятельную и учебную деятельность. Обучение должно быть осознанным.

Психологический аспект концепции учебника. Кардинальные изменения структуры учебника требуют максимального использования достижения современной психологической науки. Учебник должен быть ориентирован не на заучивание понятий, а на формирование мотивов учения, самостоятельности, ответственного и творческого отношения к обучению.

Дидактический аспект концепции учебников должен быть направлен на выбор методов и их разнообразие, чтобы освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности обучающихся, придать содержанию образования развивающий характер.

Функциональный аспект учебника есть форма фиксации содержания образования, а учебник должен выступать проектом и средством целостного процесса обучения и воспитания.

Классификация объектов обучения по четырем категориям в зависимости от уровня абстрагирования заимствована нами – в сжатой форме – у Франсуа Мари КсавьеРожье.

Какова бы ни была принятая концепция учебного процесса, она состоит в приобретении возможности применять определенные виды деятельности определенному объекту. В общих чертах можно определить три типа отношений, соответствующих различным полюсам, на которые направлен учебный процесс:

● учебный процесс может быть направлен на новый объект, например, в математике – на новый способ счета путем сложения в столбик. Вид деятельности остался прежним – счет с использованием алгоритма, но именно он является в данном случае новым объектом;

● учебный процесс может быть направлен на новый вид деятельности, например когда после определения понятия местоимения учащиеся приступают к замене именной группы частей речи на местоимение;

● учебный процесс может быть одновременно направлен на новый объект и новый вид деятельности: учиться – в первый раз – делать выводы из статистических тестов.

Также в концепции учебника нужно раскрыть и его структуру и реализацию трёх педагогических функций:

Учебник выполняет функции координации комплекса учебно-методических пособий и систематизации содержания предмета.

Координирующая функция учебника проявляется в том, что он группирует вокруг себя другие учебные пособия, являясь их ядром. То есть пособия служат для реализации программных целей, представленных в учебнике.

Систематизирующая функция учебника – обеспечивает строгую последовательность изложения информации, составляющей содержание предмета.

Помимо вышеперечисленных функций учебник выполняет следующие дидактические функции.

Информативная функция – состоит в определении обязательного объема усваиваемой информации и видов учебной деятельности учащихся в процессе обучения

Трансформирующая функция предназначена для систематизации научно-теоретических, мировоззренческих, технико-технологических знаний и художественных ценностей, представленных в учебном материале на основе дидактических принципов и положений [3].

Функции закрепления полученных знаний и навыков самоконтроля, которые предполагают формирование различных видов деятельности обучающихся под руководством педагога, достижение прочного закрепления обязательного учебного материала, ориентацию и опору на этот материал в практической деятельности.

Функция самообразования, ориентированная на формирование у учащихся к самообразованию, потребности постоянного пополнения знаний.

Интегративная – помогающая целостно освоить знания, полученные обучающимися из разных источников, в многообразных видах деятельности;

Развивающая и воспитывающая – ориентированные на активное формирование основных качеств всесторонне развитой личности.

Прежде чем приступить к созданию учебного издания, автору следует определить, на каких основаниях (психологических, дидактических, педагогических) будет строиться его содержание.

Таким образом, концепция учебника должна предусматривать содержание инновационных технологий и достижений развития педагогической науки.

Создание учебных материалов сложно планировать, так как это процесс творческий, но тем не менее этим процессом надо управлять.

Качество учебного материала зависит от автора: если он чётко будет представлять цели и задачи будущего учебника или пособия, способы изложения учебного материала, методы проверки знаний, и все это изложит в концепции того или иного учебника, то учебник получится хороший.


Библиографическая ссылка

Имангожина О.З. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 8. – С. 87-89;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35516 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674