Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ

Долинина И.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
В статье раскрыта актуальность и новизна формирования гуманистической культуры студентов как целенаправленного процесса нравственного воспитания и обучения, как часть общей культуры индивида, характеризующаяся освоенным опытом, развитым ценностным гуманистическим сознанием, поведением. При этом гуманистическая культура предстает как моделируемое свойство личности студента, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом. Методология исследования представлена принципами, представлением о ценностях и способности делать осознанный выбор, компонентами педагогической культуры, критериями определения индивидуального уровня.
культура
гуманизм
гуманистическая культура
формирование
воспитание
уровни
критерии
1. Долинина И.Г. Гражданско-информационная парадигма российского образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. – 2012. – № 6. – С. 22–27.
2. Долинина И.Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования. – Пермь, 2011. – С. 366.
3. Кувакин В.А. http://www.humanism.ru/humanism1.htm
4. Полякова Н.А. Российский постмодернизм и советская культура. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. Germany, 2012.
5. Полякова Н.А. Формы представления советской культуры в литературе российского постмодернизма: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Пермь, 2011.
6. Селевко А.Г., Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народ. образование. – 2002. – С. 4, 102.
7. Слюняева И.Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Брянск, 2000. – 24 с.
8. Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Брянск, 1997. – С. 22.
9. IHEU Minimum Statement on Humanism. http://iheu.org/news.
10. Dolinina I. The State of Political Culture among Youth in the Formation of Russia/ Advances in educational technologies // Proceedings of the 2014 international conference on education and modern educational technologies (EMET 2014). – Switzerland. February 2014. – P. 57–60.

Основным методологическим принципом образования в современной России, так же, как и государства, является формирование гуманизма обучающихся как необходимого и краеугольного феномена современной культуры человечества, закрепленного в Конституции РФ», и Законе «Об образовании». «Гуманизм предлагает обществу программу самоорганизации на основе принципов свободы и справедливости, законности и социального согласия, терпимости к индивидуальным различиям в мышлении и образе жизни людей. Он учит диалогу и компромиссам, гражданскому миру и консолидации» [3].

Законодательство Российской Федерации, ситуация значительного социального риска, связанного с терроризмом, неразработанность принципа гуманизма в педагогической науке и практике побуждают обратиться к изучению теоретических основ и разработке методики формирования гуманизма и даже к его модификации – гражданскому гуманизму.

Определяющее значение для конструирования образовательного пространства имеет понимание того, что недостаточно знаний о гуманизме, необходимо формирование гуманистической культуры обучающихся.

Формирование гуманистической культуры студента рассматривается нами как целенаправленный процесс нравственного воспитания и обучения, как часть общей культуры индивида, характеризующаяся освоенным опытом, развитым ценностным гуманистическим сознанием, поведением. При этом гуманистическая культура предстает как моделируемое свойство личности студента, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом.

На наш взгляд, в число важнейших методологических принципов формирования гуманистической культуры входят:

1. Формирование системы общечеловеческих и гражданских ценностей.

2. Воспитание национальной и религиозной толерантности.

3. Воспитание уважения к закону и правам меньшинства.

4. Развитие критического мышления с выходом в проектный режим.

5. Развитие способности делать осмысленный и ответственный выбор.

6. Преодоление догматизма.

7. Гармонизация влияния СМИ как средства навязывания догм.

Остановимся лишь на некоторых компонентах выработанной системы.

Ценности называют общечеловеческими потому, что в разных культурах ценности аналогичны по своему смыслу. «Общечеловеческими ценностями признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития человечества» (П.И. Пидкасистый). Ценности важны для уяснения специфики гражданской политической культуры, которая заключается в единстве индивидуальных, общественных и государственных ценностей и ценностных ориентаций. Индивидуальные ценности мы понимаем как своеобразные производные от общечеловеческих и гражданских. Речь не идет о соподчинении ценностей разного порядка, а о их объединении.

Описаны гражданские ценности: внутренняя свобода и ответственность, соблюдение прав и свободы личности, защита прав и свобод других лиц, уважение человеческого достоинства, толерантное отношение друг к другу, гармоничное проявление патриотических чувств, культура межнационального общения, ответственность за судьбы своего отечества и мирового сообщества в целом, способность к компромиссам, терпимость, уважение к каждой личности, мирное разрешение конфликтов, права человека и механизмы их отстаивания, соблюдение прав меньшинств.

Следующим закономерным звеном считаем способность осуществлять выбор. Способность делать осознанный выбор понимается нами как выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным способностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки к гражданскому участию.

Выбор – это внутренняя деятельность по выработке оснований и смысловых (ценностных) критериев для сопоставления альтернатив и выявления личных приоритетов.

В основе выбора:

1. Понимание взаимосвязи общественных событий и процессов и экстраполяция будущих последствий.

2. Антиципация возможных вариантов будущего.

3. Отказ от альтернатив, выявление приоритета. Преодоление внутренних противоречий в сознании и отношении самоопределяющегося человека.

Структура смыслового (ценностного) выбора:

– Понимание ситуации как ситуации выбора.

– Поиск альтернатив.

– Выявление критерия для сравнения.

– На основе сформированной системы гражданских и общечеловеческих ценностей определение основного приоритета.

– Реализация намерения.

В процессе формирующего эксперимента у студентов воспитывалась свобода выбора – способность обучающихся понимать право выбора как ответственность и заинтересованность в решении проблемы. Принятие решения в значительной степени носит социальный характер, поскольку нацелено на удовлетворение общественных потребностей и обосновано должно быть системой ценностей и осуществляется критериальным образом (выбор имеет обоснование, доступное пониманию другими людьми). На низком уровне гуманистической культуры критериальный подход больше базировался на эмоциональном, спонтанном опыте, на обосновывающих верность рассуждениях и умозаключениях. На высоком уровне к выводам предъявляли требования чёткости и точности, студенты должны уметь аргументированно доказать верность и эффективность полученных результатов, мыслить не только в пределах конкретных образных представлений, но и в масштабе абстрактных идей и понятий, и волевое отношение определять этими понятиями как общими и постоянными правилами и принципами действия.

Со свободой выбора соотносилась и ответственность, описывающая способность личности обучающегося анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор своих поступков с готовностью принять последствия выбора как неизбежные свершившиеся факты. Проблема выбора состоит в том, что решения индивид всегда принимает самостоятельно, испытывая влияние различных мнений, обстоятельств, факторов.

Мы рассматриваем оценку результатов образования с позиции формирования гуманистической культуры студентов в когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном компонентах.

Когнитивный компонент предполагает развитие цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до способности решения проблем индивидуального и социального уровня, в ходе которого предполагается переосмысление полученных знаний, их взаимодействие с ранее изученными идеями, методами и создание новых.

Эмоционально-ценностный компонент определяет цель формирования личного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от восприятия до усвоения ценностных ориентаций и их проявлений. К нему относятся формирование интересов и склонностей, отношение, осознание.

Деятельностный компонент предполагает обучение студентов поведению, основанному на принципах гуманности и взаимодействия на межличностном и социальном уровнях, выстраивание конструктивных отношений.

Критериями развития гуманистической культуры студентов являются:

а) самоактуализация потенциалов личности студента;

б) способность к межсубъектному взаимодействию;

в) готовность выстраивать гуманистический уровень отношений.

Экспозиция проблем, ценностей, методов, форм современного гуманизма и его влияние на многие социальные процессы позволяет оперировать понятиями «гражданский гуманизм» и, соответственно, «культура гражданского гуманизма». Термины определяют цели образования с позиции не только профессиональной квалификации, но и мировоззрения, системы ценностей, способов, методов и психологии мышления, различных видов социализации и как образ жизни.

Дальнейшая перспектива и углубление рассматриваемой проблемы может быть связана с исследованием путей и средств интеграции педагогической среды, разработкой федеральных стандартов, обеспечивающих формирование гуманистической культуры граждан, выработкой рационального компонента информационного содержания образования, совершенствованием механизмов управления образования и воспитания обучающихся.


Библиографическая ссылка

Долинина И.Г. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 7. – С. 82-84;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35493 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674