Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

О СТРОЕНИИ ПОЯСНИЧНОГО ЛИМФАТИЧЕСКОГО РУСЛА У ЭМБРИОНОВ И ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА

Петренко В.М. 1
1 Санкт-Петербург
Обсуждаемая статья не имеет научной новизны, содержит сведения, многократно публиковавшиеся ее автором ранее, не отражает литературные данные, ключевые для этой статьи.
Человек
эмбрион
плод
лимфатическое русло.
1. Петренко В.М. Закладка начального отдела грудного протока в эмбриогенезе человека // Арх. анат. – 1990. – Т. 99. – № 11. – С. 43-50.
2. Петренко В.М. Начальные этапы формирования корней грудного протока // Лимфангион. – Л.: Тр. ЛСГМИ, 1990. – С. 17-24.
3. Петренко В.М. Становление дефинитивных вариантов организации начального отдела грудного протока в пренатальном периоде онтогенеза человека // Морфология. – 1993. –Т. 104. – № 1-2. – С. 66-74.
4. Петренко В.М. Варианты формирования начального отдела грудного протока, его корней и прилегающих лимфатических узлов в пренатальном периоде онтогенеза человека: дисс. ... д-ра мед. наук. – СПб., 1995. – 290 с.
5. Петренко В.М. Становление дефинитивной организации поясничного лимфатического русла у плодов человека // Фундаментальные и прикладные аспекты современной морфологии. – СПб.: СПбГМУ, 1997. – С. 40-43.
6. Петренко В.М. Развитие лимфатической системы в пренатальном онтогенезе человека. – СПб.: изд-во СПбГМА, 1998. – 364 с.
7. Петренко В.М. Развитие поясничных стволов в пренатальном онтогенезе человека // Структурно-функциональные основы лимфатической системы. – СПб.: Тр. СПбГМА, 1998. – Вып. 2. – С. 28-33.
8. Петренко В.М. Эволюция и онтогенез лимфатической системы. Второе издание. – СПб.: изд-во ДЕАН, 2003. – 336 с.
9. Петренко В.М. Начальные этапы морфогенеза поясничных стволов // Фундаментальные исследования. – 2010. – № 4. – С. 76-80.
10. Петренко В.М. О физиологии развития лимфатической системы // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 6. – С. 36-39.
11. Петренко В.М. Эмбриональное развитие поясничных лимфатических путей // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11. – Ч. 3. – С. 193-194.
12. Петренко В.М. Поясничные стволы и супракардинальные вены у человека // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3. – С. 173.
13. Петренко В.М. Спекуляции в современной науке // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 3. – Ч. 2. – С. 17-18.
14. Шуркус В.Э., Шуркус Е.А., Роман Л.Д. Генез, топография и связи лимфопроводящих путей брюшной полости (теоретический и прикладной аспекты). – СПб.: типография ЛАЭС, 2002. – 278 с.
15. Шуркус В.Э., Шуркус Е.А., Роман Л.Д. Грудной проток (теоретический и прикладной аспекты). – СПб.: типография ЛАЭС, 2003. – 284 с.
16. Шуркус Е.А. Дефинитивные варианты строения поясничных лимфопроводящих путей с позиций предшествующего генеза // Структурно-функциональные основы лимфатической системы. – СПб.: Тр. СПбГМА, 1997. – Вып. 1. – С. 24-29.
17. Шуркус Е.А. Топография, связи и трансформация лимфатических мешков поясничной области // Морфология. – 2015. – Т. 147. – № 1. – С. 21-26.
18. Шуркус Е.А., Шуркус В.Э. Развитие поясничных лимфоузлов и соединяющих их сосудов в пренатальном периоде онтогенеза человека // Лимфангион (теория и практика). – СПб.: Тр. СПбГМА, 1995. – С. 26-38.
19. Шуркус Е.А., Шуркус В.Э. Варианты организации начала грудного протока человека с позиций магистрализации лимфатических сплетений // Структурно-функциональные основы лимфатической системы. – СПб.: Тр. СПбГМА, 1998. – Вып. 2. – С. 33-39.

Введение

Совсем недавно на страницах журнала «Морфология» была опубликована статья, посвященная развитию поясничного лимфатического русла (ПЛР) у ранних плодов человека [17]. В вводной части статьи автор объявила новость, удивившую меня безапелляционностью, утверждение было продублировано: «Совершенно отсутствует информация о строении и топографии поясничного лимфатического коллектора у плодов 9-10 нед… не известно, как устроен поясничный лимфатический коллектор в начале плодного периода». Я, немало лет посвятивший исследованиям в этой области и еще в 1995 г. [4] защитивший по их результатам докторскую диссертацию, не мог не отреагировать на такое заявление и представляю в этой связи следующее сообщение.

Цель исследования: установить степень научной новизны данных, представленных в [17].

Представления автора по проблеме

Объект исследования [17] – поясничный лимфатический коллектор. В его составе ЕА. Шуркус видит лимфатические мешки (ЛМ), ретроперитонеальный (РПЛМ) и ретроаортальный (РАЛМ). Зачатки РПЛМ появляются на 8-9-й нед развития, у плодов 9-10 нед они составляют крупную сливную лимфатическую полость. Зачатки РАЛМ, ретроаортального и ретрокавального каналов автор видела на 8-й нед. У плодов 9-10 нед каналы так или иначе соединяются с РПЛМ и РАЛМ, а РАЛМ – с грудными протоками. У плодов 11-13 нед РПЛМ и РАЛМ преобразуются в одноименные сплетения, части единого поясничного лимфатического сплетения, которое имеет строение губки. Между ее ячейками проходят перегородки, результат слияния каких-то инвагинаций. В наиболее толстых из них оформляются стромальные зачатки лимфоузлов (ЛУ) – кстати, мой термин. ЛУ приобретают капсулу у плодов 14-19 нед, когда поясничное сплетение подвергается частичной редукции и магистрализации, о чем я писал ранее [10]. Изложенные сведения публиковались Е.А. Шуркус в соавторстве с В.Э. Шуркусом неоднократно, причем гораздо более подробно [14-16,18,19]. Еще в 1995 г. они [18] заявили, что генез задних париетальных лимфатических путей сопряжен с РПЛМ и РАЛМ. Ни тогда [18], ни теперь [17] Е.А. Шуркус не вспомнила мои работы [1-4], в которых были впервые и подробно описаны поясничные стволы (ПС), их сплетение и цистерны в эмбриогенезе человека, причем изначально с эндотелиальной выстилкой, их происхождение из вен и трансформация в дефинитивное ПЛР в связи с закладкой и ростом ЛУ. Хотя в 1997 г. Е.А. Шуркус [16] обмолвилась, что в «последние годы описаны варианты анатомии корней грудного протока и прилегающих ЛУ в корреляции с органогенезом (Петренко В.М., 1990, 1993, 1995)». Я же указал на отличие формирования млечной цистерны и ПС (прямое выключение первичных вен из кровотока) от непрямого морфогенеза истинных ЛМ из лимфатических щелей (выключенные из кровотока венозные карманы и локальные дилатации мелких притоков первичных вен). Из-за очень тонкой эндотелиальной выстилки лимфатические щели воспринимаются как мезенхимные [1-13].

Е.А. Шуркус [17], как и прежде, отрицает существование сплетения в ПЛР у эмбрионов человека, до закладки ЛУ у плодов. Она описывает формирование такого сплетения у плодов путем слияния инвагинаций необъясненной ею, как и прежде, природы, в наиболее толстых из них появляются ЛУ. Механизмы всех этих процессов, как и морфогенеза дефинитивной цистерны, Е.А. Шуркус не раскрывает. В обсуждаемой статье она утверждает, что мало изучены взаимоотношения поясничных ЛУ и соединяющих их сосудов с окружающими органами на этапе формирования зачатков ЛУ, но не вспоминает мои работы, в которых такие взаимоотношения подробно описаны с их оценкой для объяснения механики развития ПЛР у эмбрионов и плодов человека [2-10].

У эмбрионов Е.А. Шуркус описывает вместо ПС каналы без эндотелия: 1) ретрокавальный и ретроаортальный; 2) латероаортальный и его связь с РПЛМ как латероретроаортальную часть РПЛМ. Шуркусы [14-19] сумели обнаружить ПС лишь у плодов 14-19 нед среди сплетений лимфатических посткапилляров.

По моим данным, представленным еще в 1990 г. [1,2], ПС определяются уже у эмбрионов 8-й нед как магистрали в первичном лимфатическом русле с эндотелиальной выстилкой, они явно шире своих анастомозов и притоков. ПЛР вступает в плодный период развития человека, имея в составе сплетение трех ПС – левого (латероаортального), среднего (ретроаортального) и правого (ретрокавального) с вертикальной цистерной в каждом из 3 ПС. Они соединяют подвздошные ЛМ с РПЛМ и поперечной цистерной правого и левого грудных протоков. Так формируется лимфатическая «муфта» вокруг брюшной аорты и нижней полой вены: 1) подвздошные ЛМ – около бифуркации аорты; 2) РПЛМ – вентральнее брюшной аорты, вокруг левых почечных сосудов; 3) ПС – около дорсальной полуокружности аорты и полой вены; 4) сагиттальные соединения РПЛМ и ПС вокруг аорты и вены, в т.ч. над и под почечными сосудами; 5) ретроаортальная цистерна грудных протоков. У плодов 3-го мес происходит закладка поясничных и брыжеечных ЛУ, которая сопровождается редукцией в разной степени ЛМ и цистерн в ПЛР, а также цистерны в начале грудных протоков. РПЛМ и сплетение ПС преобразуются в сложную сеть ходов.

Вариабельная закладка поясничных ЛУ у плодов: 1) происходит в связи с вторичными сращениями брюшины, очень вариабельными по срокам и объему, темпам и направлениям; 2) приводит к демагистрализации и фрагментации ПЛР в разных формах и степени [5]. Неравномерно растут грудные протоки: до уровня корней легких шире правый проток, как и правая часть цистерны, затем он переходит позади пищевода на левую сторону по расширяющемуся анастомозу протоков; выше дуги аорты большую ширину имеет левый проток. Это соответствует большему развитию чаще левых поясничных и правых глубоких шейных ЛУ: ЛУ «перекачивают» часть лимфы в вены с уменьшением нагрузки на протоки. Таким образом, в основе морфогенеза дефинитивных ПЛР и грудного протока у плодов лежит не особая, эксклюзивная магистрализация сплетений лимфатических капилляров и посткапилляров, якобы только у плодов возникающих [14,15], а инклюзивный, обычный для всего органогенеза неравномерный рост эмбриональных ПЛР и бимагистральной системы грудных протоков, связанных множественными анастомозами, в т.ч. в виде их частичной магистрализации и редукции. У плодов 3-го мес происходит их трансформация, переход в качественно новое состояние (закладка ЛУ в ПЛР и не только). У плодов 4-5 мес строение ПЛР, как и окружения, приобретает дефинитивные черты в связи с выраженными индивидуальными особенностями органогенеза. Так, при быстрых и обширных вторичных сращениях брюшины обнаружено наиболее высокое размещение поясничных ЛУ и начала грудного протока с простым слиянием в нем чаще 2 ПС, с максимальной редукцией лимфатических сплетений и цистерн, а также эмбриональных кишечных стволов [2-10].

История предшествующих публикаций автора [17] по проблеме

Публикацию 1995 г. [18] можно считать программной для Е.А. Шуркус на все последующие годы ее мечтаний защитить докторскую диссертацию и базовой для [17]. В опусе [18] на примере ПЛР были изложены представления В.Э. Шуркуса о новом, «третьем пути» развития лимфатической системы в пренатальном онтогенезе человека. В.Э. Шуркус скрестил известные концепции о ее венозном и мезенхимном происхождении в своей по сути компиляторной, веномезенхимной спекуляции, которая упрощает представления O. Kampmeier о венолимфатических сосудах [8,10,13]: полость лимфатических мешков – из вен, эндотелий – из мезенхимы. В опусе [18] мои работы не цитировались.

В 1997 г. Е.А. Шуркус написала следующее по теме обсуждаемой статьи [17]: «Сведения по развитию лимфатических путей поясничной области ограничены (Филиппов А.И., 1970; Круцяк В.Н., Полянский И.Ю., 1983). Лишь в последние годы описаны варианты анатомии корней грудного протока и прилегающих ЛУ в корреляции с органогенезом (Петренко В.М., 1990, 1993, 1995)» [16]. Основное содержание обеих публикаций Е.А. Шуркус совпадает.

Мои публикации о происхождении, строении и топографии начального отдела грудного протока у эмбрионов и плодов человека Е.А.Шуркус процитировала в 1998 г.: «F.R.Sabin (1914) считает, что источником развития эмбриональной цистерны (РАЛМ)… является сплетение дорсальных притоков почечных вен; … В.М. Петренко (1990) – ретроаортальный диафрагмальный анастомоз грудных протоков (выключенных из кровотока грудных субкардинальных вен)» [19]. Можно найти и более поздние ссылки [14,15], причем скудные и не всегда точные, а то и просто искаженные. Так в 2002 г., при обсуждении генеза поясничного лимфатического коллектора у эмбрионов человека, к которому Шуркусы отнесли РАЛМ (цистерна протоков), было написано следующее: «О выключении из кровотока части эмбриональных вен сообщал … В.М.Петренко (1995). Он интерпретировал эти находки в пользу венозного происхождения ЛМ поясничной области… Среди первичных лимфатических структур поясничной области у человека называют… забрюшинный ЛМ и ПС, соединенные с цистерной посредством кровеносных капилляров (Петренко В.М., 1990)… идее трансформации первичных лимфатических структур в лимфатические сплетения с оформлением зачатков ЛУ (Sabin, 1914) противопоставляются представления о редукции этих образований и замещении лимфоидной тканью (Круцяк В.Н., Полянский И.Ю., 1983; Петренко В.М., 1995)» [15]. В действительности я писал, что верхние концы ПС переходят в сеть капилляров бассейна верхних мезокардинальных вен. А в соседнем, верхнем абзаце я указал, что формирование РПЛМ сопровождается выключением из кровотока части дорсальных притоков субкардинального синуса, включая мезокардинальные вены, которые образуют эмбриональные ПС [1], т.е. капилляры стали лимфатическими. Никакого противопоставления идее трансформации также не было, а было предложение способа преобразования эмбриональной цистерны грудных протоков и ПЛР у плодов. Я отмечал их неравномерный рост с индивидуальными вариантами по темпам и объему, включая редукцию начальной цистерны грудных протоков в разной степени, что обосновывал данными морфометрии [3,4,6,8].

В исследованиях грудного протока и ПЛР у плодов человека В.Э. Шуркус опирался на материалы кандидатской диссертации Е.А. Мартюхиной (1988). По ее данным, в начальном отделе грудного протока у плодов с одинаковой частотой встречаются цистерна и простое слияние ПС. Сплетения ПС тогда даже у плодов найдены не были ! Ранее я уже объяснил это методическими особенностями работы Е.А. Мартюхиной [8]. Но после защиты диссертации она сменила свою фамилию на другую (Шуркус) и оценка все тех же материалов кардинально изменилась [8,10]. В 1995-1998 гг. чета Шуркусов вместе и раздельно публикует ряд статей, где оказалось, что для плодов уже не характерна цистерна в начале грудного протока, а сплетения присутствуют [16,17,19]: В.Э. Шуркуса осенила очередная догадка – он решил использовать старую, добрую идею о магистрализации первичного протокапиллярного русла в эмбриональном развитии сердечно-сосудистой системы и ее лимфатической части для объяснения морфогенеза дефинитивного ПЛР [10,13]. Как видно почитали мои работы [2-4] и сопоставили с данными Д.А. Жданова (1945).

Заключение

Обсуждаемая статья [17] не имеет научной новизны, содержит сведения, многократно публиковавшиеся ее автором ранее [14-16,18,19], не отражает литературные данные, ключевые для cтатьи [17].

26 лет я проработал с Е.А. Мартюхиной / Шуркус на одной кафедре (анатомии человека ЛСГМИ / СПбГМА имени И.И. Мечникова). В одних сборниках научных трудов вуза мы публиковали свои работы, в которых Е.А. Шуркус пусть редко и кратко, но цитировала тогда мои работы. Прошли годы и забылось былое? Однако Е.А. Шуркус «забыла» не только мои работы по обсуждаемой проблеме, но даже свои собственные и, что самое странное, своего супруга, В.Э. Шуркуса. Если судить по списку использованной литературы в обсуждаемой статье [17]. А ведь именно он когда-то привлек Е.А. Мартюхину / Шуркус к эмбриологическим исследованиям, он, который испытывает такую щемящую потребность в своем бесконечном стремлении, чтобы помнили его. Выходит, не оправдала его надежды собственная же супруга!? В это, конечно, верится с трудом. Скорее надо было создать видимость научной новизны очередному опусу Е.А. Шуркус. Что в общем-то в стиле четы Шуркусов [10-13].


Библиографическая ссылка

Петренко В.М. О СТРОЕНИИ ПОЯСНИЧНОГО ЛИМФАТИЧЕСКОГО РУСЛА У ЭМБРИОНОВ И ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-8. – С. 1278-1281;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35381 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674