Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВА А.С. МАКАРЕНКО: ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Кенсаринова М.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
В статье рассматривается не только теория коллектива А.С. Макаренко в контексте педагогической науки, но и педагогический опыт Макаренко в воспитании, развитии, а также коррекции личности с внедрением в практику философских и психологических наук. Внимание педагогов, философов и психологов сосредотачивается на наследии Макаренко, это дает возможность не только построить современную модель воспитания и развития личности на основе макаренской системы, но и увидеть обусловленную педагогически динамику изменений подходов к воспитанию в условиях изменяющейся идеологии отношения к развивающейся личности.
коллектив
воспитание
воспитание в коллективе
учение
закон жизни коллектива
личность
педагог
философское понимание
самосознание
самооценка личности
1. Гасымова Г.А. Философско-антропологические основы мировоззрения и творчества А.С. Макаренко: дис… канд. философских наук. – Нижневартовск Н., 2008. – 205 с.
2. Королев Р.И. Педагогика коллективного воспитания / Р.И. Королев, Д.Н. Русанов // Человек: преступление и наказание. – 2013. – № 1. – С. 225-227.
3. Кораблева Т.Ф. Философско-этические аспекты теории коллектива А.С. Макаренко: дис. ... канд. философских наук. – М., 2000. – 170 с.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 309 с.
5. Михайленко О.И. Общая педагогика: Принципы и методы обучения [Электронный ресурс] : электронный учебник / О.И. Михайленко. – URL: http://kpip.kbsu.ru/pd (дата обращения 16.12.2014).
6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М., 1935. – 604 с.
7. Носаль А.Л. Проблема воспитания и развития личности в практико-теоретической деятельности А.С. Макаренко: Психологической время личности: дис.…канд. психологических наук. – М., 1999. – 140 с.
8. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2004. – 365 с.
9. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность / М.П. Павлова. – М.: Высшая школа: Профпедагогика, 1980. – 240 с.
10. Юдина К.Ю. Проблемы развития личности в практико-теоретической деятельности А.С. Макаренко (Психологическая составляющая педагогической системы): дис.…канд. психол. наук. – М., 1999. – 121 с.

Воспитание в коллективе – это процесс целенаправленного и планомерного воздействия на личность с целью создания условий для раскрытия духовно-нравственных качеств личности и формирования у нее необходимых механизмов для жизнедеятельности в современных российских условиях.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания [4],[8]. Сегодня великий педагог известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. «Великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирования методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения», – это оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО которая приняла в 1988 году резолюцию о международном годе Макаренко. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение–форма жизни коллектива, остановка–форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива [4].

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив»– первое, под коллективом понимается любая организованная группа людей», и второе, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, «коллективом называется объединение воспитанников или учеников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган» [5]. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия [5].

«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,- это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных»,– писал Макаренко в «Педагогической поэме» [6]. Макаренко говорил, что воздействовать на отдельную личность возможно лишь воздействуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение педагог называл «принципом параллельного действия», в данном принципе реализуется требование коллектива – «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не может исключать применения «принципа индивидуального действия» – прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

«Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,- пишет Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Воспитание в коллективе и через коллектив, педагог подробно освещает в художественных, педагогических и теоретических произведениях. «Марксизм учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива» – писал Макаренко. Под коллективом он понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде, объединение которое отличается определенной системой полномочий и ответственности а также определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных частей. Макаренко ставил акцент на том, что коллектив это часть советского общества – «через коллектив каждый его член входит в общество».

По окончанию Великой октябрьской революции педагогическая школа стала интенсивно развиваться под влиянием идей марксистской философии. Концепция воспитания была отражена в программе Коммунистической Партии Советского союза – формирование гармонически развитой личности, в которой заложены моральная чистота, духовное богатство и физически развитое тело. Поскольку социализм – это общество коллективных тружеников, то с самых первых лет советской власти встала конкретная задача сформировать человека-коллективиста и общество коллективистов. Важнейшую задачу воспитания, соответствующую духу и потребностям времени, которая, по сути, остается актуальной и сегодня, А.С. Макаренко видел в воспитании человека, способного не только эффективно и творчески действовать при новых формах собственности и организации труда, но и ориентироваться в социально-экономических реалиях общества, быть активным участником и преобразователем культурно-нравственной жизни своей страны. Он разработал подробную технологию воспитания человека через коллектив, где коллектив выступал как средство, инструментформирования человека. В марксистской теории есть понятия «подлинная коллективность» и «формальная, или псевдоколлективность». Макаренко работал на то, чтобы сформировать подлинную коллективность. Принципами подлинной коллективности у него выступают гласность, ответственная зависимость, взаимоответственность [2].

«Самым прямым образом с этим комплексом вопросов связано у Макаренко философское понимание социализма как упорядоченности и закономерности, противоположных хаосу капиталистического рынка, случайностям судьбы. Оно конкретизируется посредством идеи русской дореволюционной общественной мысли о социализме как солидарном обществе. Человек, по Макаренко, явление культурно-историческое, самоценное на любом отрезке жизни (детство, юность, зрелость, старость). В рассуждениях о природе человека у него проявляется заметная осторожность. Избегая тем биологической предопределённости развития личности, он, тем не менее, указывает на недопустимость связывания биологической наследственности только с негативными проявлениями. Биологическая предопределённость может быть и положительной (физическая сила, ловкость, сообразительность, изобретательность)» [3]. Макаренко был атеист, его отношение к религии основывалось на философском антропоцентризме. Педагог считал, что вера в бога парализует активность личности. «Подход к религии как к патологическому явлению, своеобразной форме душевного недуга, у Макаренко близок пониманию религии в позитивистской традиции русской дореволюционной социологии, определившей его интеллектуальную биографию (П.Л. Лавров). Подобное умонастроение весьма типично для русской интеллигенции рубежа веков. Не случайно совпадение «цивилизаторского» противопоставления религии «электричеству и пару» у А.П. Чехова и аналогичного мотива у Макаренко в материалах к роману «Пути поколения». В то же время в своей педагогической деятельности Макаренко никогда не вёл антирелигиозную пропаганду [3].

Макаренское воспитание заключалось в преодолении дихотомии индивидуального и социального развития человека. Макаренко реализовал на практике выдвинутую идею КПСС о гармонизации развития личности которая стала основополагающей в его личностной концепции воспитания. Больше шестидесяти лет макаренские методы воспитания воспринимались только как педагогические. Уже позднее в России макаренская система стала восприниматься более широко не имея узко педагогических штампов. Внимание педагогов, философов и психологов сосредотачивается на наследии Макаренко. Обнаруживается глубокая связь педагогического опыта Макаренко в воспитании, развитии и коррекции личности на опыте теории и практики психологической науки.

«А.С. Макаренко рассматривается не только в контексте исторических предтеч, но и с точки зрения психологической концепции самосознания личности, в контексте анализа значений имени, притязания на признание, половой принадлежности. Это дает возможность не только построить модель воспитания и развития личности на основе практической и теоретической деятельности А.С. Макаренко, но увидеть обусловленную исторически динамику изменений подходов к воспитанию в условиях изменяющейся идеологии отношения к развивающейся личности» [10]. «Новые общественно-исторические условия, крупные поворотные периоды в жизни общества порождают новые трудные ситуации. В нашей стране происходят изменения в мировоззрении, пересмотр прежних ценностей и идеалов, частыми становятся акты гражданского неповиновения, обостряются межнациональные отношения. Именно в этот период общественно-политических и экономических кризисов, переосмысления исторического пути развития нашего общества вновь возникла проблема детской преступности и беспризорности. С особой остротой встает проблема правильности ориентации личности в социальных явлениях, раннего приобщения детей-подростков к общечеловеческим ценностям. Социальная ситуация побуждает нас обратиться к опыту А.С. Макаренко – педагогу и психологу, специалисту в сфере воспитания подростков в ситуациях социальных катаклизмов» [10]. Огромное значение в воспитании личности Макаренко придавал формированию самосознания а также самооценки личности. Главный метод педагога в теории и практике воспитания подростков это организация отношения к прошлому, настоящему и будущему личности. Он не связывал прошлое, настоящее, будущее в единую концепцию внутри теории воспитания, однако, на уровне практике время личности для А.С. Макаренко являлось средством воспитания. Данная проблема рассматривалась им, в первую очередь, с точки зрения применения конкретных практических приёмов и техник, связанных с психологическим временем личности в педагогическом процессе. В создании своей педагогической системы А.С.Макаренко ориентировался на современные ему психологические работы созвучных ему научным постулатом практики, через систему эмоционального воздействия все три времени взаимодействовали органически [7].

«Педагогический процесс влияния на прошлое подростков в воспитательной системе А.С.Макаренко основывается на методе девальвации значения негативного прошлого для формирования социального и личностного статуса в настоящем, и методе взрыва, который сталкивает прошлое и настоящее, и содействует созданию новых условий развития подростков» [7]. Главным фактором формирования здорового психологического и психического будущего подростков в педагогической концепции Макаренко это – система перспективных линий личности: коллективная и личная, близкая, средняя и дальняя.

«Макаренко был одним из первых советских педагогов, поставивших перед педагогической наукой вопрос о необходимости специального изучения проблем, связанных с собственно воспитанием. Это требование он мотивировал тем, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики обучения, образовательной или производственной работы. Но он не противопоставлял воспитание обучению, рассматривал их в единстве, утверждая, что обучение должно быть воспитывающим. Теория Макаренко непосредственно вырастала из практики. Опираясь на традиции прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики, Макаренко заявил о решающем влиянии социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Все воспитывает – обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и совсем незнакомых. Занимаясь воспитанием подросткового поколения, он боролся прежде всего за гармоническое развитие личности. Личность и коллектив, коллектив и личность. Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимость – в самом центре новой воспитательной системы, которую он всякий раз стремился создать и создание которой он считал главной заповедью педагога» [1].

Основой педагогической системы Макаренко является педагогическая логика, концепция теории это тезис параллельного действия. Квинтэссенцией методики воспитания великого педагога является идея воспитательного коллектива. Педагогическая система Макаренко базирующаяся на теории коллектива обращена к воспроизводству национальной традиционной русской культуры, формированию типа личности коллективиста с высокой ответственностью за человека и его судьбу.


Библиографическая ссылка

Кенсаринова М.В. ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВА А.С. МАКАРЕНКО: ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2. – С. 301-304;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34836 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674