Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ КРИТЕРИАЛЬНОМ ОЦЕНИВАНИИ, ЕЕ ГЛАВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ

Абекова Ж.А. 1 Оралбаев А.Б. 1 Ермаханов М.Н. 1 Джакипова А.С. 1
1 Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова
В этой статье показано значение критериального оценивания в учебном процессе, ее главные преимущества и особенности. Наряду с этим, рассмотрены современные педагогические технологии и инновации, основы педагогики в современных школах.
критериальное оценивание
педагогические инновации
формирование учебно-познавательной деятельности
педагогические технологии
1. Бешимбаева К.Е. Система критериального оценивания при речевой развитии обучающегося. Методическое пособие. – Астана, 2011. – 11 с.
2. Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе. Учебное пособие, 2004. – 25 с.
3. Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года. № 832.
4. http:// moodle. nis.edu. kz.

Одной из основных задач современного общества является не только работа в сложных социальных, экономических и быстро изменяющих условиях, но и подготовка соответствующих этим изменениям высококвалифицированных, компетентных кадров. Первое и самое главное требования современным кадрам – они должны быть творчески активными, ответственными, компетентными в своей области, ответственными, профессионально грамотными. Для осуществления этих целей от современных кадров требуется работа в совершенно новых направлениях развития общества.

Одной из основных задач в системе образования является внедрение технологии критериального оценивания в учебный процесс школы. Самым главным ядром критериального образования является естественно – сам учебный процесс, через учебный процесс школьник сам себя оценивает, изучая свои преимущества и недостатки он понимает необходимость дальнейшего развития, одним словом здесь оценивается как школьник занимался и как он дальше планирует заниматься. Для оценивания работы школьника нужно знать что он усвоил, что собирается усвоить в дальнейшем [1, 2].

Современная система образования в школе, методика преподования основных дисциплин в школе, естественно требуют обновления и совершенствования, улучшения и введения новых инновационных методик в процесс обучения. При совершенствовании учебного процесса несомненно большую роль играет критериальное оценивание знаний учащихся. Для начала выясним что означает критериальное оценивание, какими преимуществами и особенностями оно характеризуется.

Критериальное оценивание – это процесс который прошел обсуждение всего педагогического коллектива, основан для сравнения учебных достижений школьников, способствующий формированию учебно – познавательной деятельности школьников и соответствующий целям и содержанию системы образования. Естественно условия критериального оценивания заранее должно быть знакомо руководству школы, педагогическому коллективу, школьникам, родителям, юридическим ответственным работникам системы образования. Само понятие критерий означает это принятие окончательного решения и выставления оценки по определенным нормам и требованиям. По каждому критерию имеется дискриптор, он показывает правильность выполнения результатов конкретного учебного задания. Определим цели и основные обязанности критериального оценивания [3, 4].

Во-первых, критериальное оценивание обьективно оценивает учебные достижения школьников и определяет индивидуальную траекторию каждого школьника.

Во-вторых, определяет уровень подготовки каждого школьника на каждом этапе.

В третьих, корректирует индивидуальную траекторию школьников и контролирует дальнейшее развитие этой траектории, одновременно стимулирует школьников для достижения поставленных целей.

В четвертых, имеет важное значение дифференцированное оценивание различных выполненных работ школьников по разным предметам.

В пятых, для определения качества усвоенного школьного материала по соответствующим дисциплинам и особенностей организации учебного процесса осуществляет необходимую обратную связь между школьниками, родителями и учителями школы.

Для внедрения критериального оценивания учебного процесса в школе для учителей в школе необходимо проводить учебные семинары по критериальным технологиям. Для этого в школе необходимо постоянное обсуждение методики критериального оценивания, организовать круглые столы и другие семинары, конференции.

В принципе технология критериального оценивания требует в дальнейшем тщательного научного анализа, написания научных и методических пособий, подготовки специальной шкалы критериального оценивания, шкалы перевода традиционных оценок в баллы, для подготовки заданий технологий критериального оценивания создания специальной педагогической группы в школах.

Для полного освещения технологии критериального оценивания, для разьяснения обьяснения основных учебных достижений школьников несомненно нужно проводить собрания и советы для родителей школьников. Такую обратную связь необходимо часто проводить совместно с учителями школы и родителями школьников, для дальнейшей плодотворной работы в этом направлении [4].

Учитывая перспективу и необходимость технологии критериального оценивания обсудим ее практическую важность в учебном процессе, особенности и преимущества.

Практическая ценность технологии критериального оценивания подтверждаются следующими факторами:

• при этом оценивается не индивидуальность, а работа школьников,

• работа школьников оценивается по определенным заранее известным критериям,

• критериальное оценивание определяет конкретные цели обучения, поэтому школьникам оценка ставится по изученным материалам соответствующего предмета,

• для определения своих учебных достижений, для передачи этой информации родителям школьникам заранее выдаются специальные алгоритмы оценивания,

• данная технология стимулирует школьников к обучению и самооценки своих знаний.

Кроме вышесказанного технология критериального оценивания характеризуется следующими особенностями, когда знания школьников определяются формирующими оценками и суммарными оценками. Формирующая оценка ставится с целью дальнейшего обучения, суммарная оценка ставится за само обучение. Формирующая оценка определяет на какой стадии обучения находиться школьник, также для определения дальнейшего пути развития и методов достижения этих путей развития. В целом формирующая оценка – это способ улучшения преподования, методики преподования, нахождение этих способов обучения. Главной целью формирующей оценки является определение трудностей обучения, знание содержания учебной программы и ее стилей, прогнозирование полученного знания и осуществления обратной связи [1].

Формирующая оценка не охватывает полностью весь урок, она может проводиться в начале или в конце урока, в зависимости от задания она может занять примерно 5–10 минут времени.

Суммарная оценка ставится за усвоенный материал, за теоретическое обучение и применение знаний на практике.

Формирующая оценка является первой ступенкой суммарной оценки, она проводится для того, чтобы суммарная оценка была выставлена по качеству и результативности грамотной. Суммарная оценка ставится в конце четверти за усвоенный материал, значит для этой оценки предварительно началом является формирующая оценка.

Процесс обучения требует постоянного обновления, совершенствования, дальнейшего научного развития, улучшения разных методик преподования, в целом кропотливого научного анализа системы образования.

Технология критериального оцениванивания устанавливает тесное плодотворное сотрудничество меду учителями, школьниками и их родителями, устраняет недоверие между ними, открывает широкие возможности для дальнейшего прогресса знаний школьников в современном мире.

На данном этапе развития системы образования в школе технология критериального оценивания показала свою жизнеспособность и преимущество в обучении.


Библиографическая ссылка

Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Ермаханов М.Н., Джакипова А.С. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ КРИТЕРИАЛЬНОМ ОЦЕНИВАНИИ, ЕЕ ГЛАВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2. – С. 295-296;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34834 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674