Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,741

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Куанова С.Б. 1 Шеримова А.С. 1 Есенова Р.К. 1 Уразалиева Р.М. 1 Тауипбаева А.Т. 1
1 Университет «Болашак»
В данной статье выявлен комплекс педагогических условий формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов высшего учебного заведения, дано его теоретико-практическое обоснование, разработана структурно-содержательная модель, где используется понятийная цепочка формирования культуры учебно-исследовательской деятельности.
педагогика
культура
учебно-исследовательская деятельность
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.
2. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
3. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. – 2002. № 8. – C. 6–10.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
5. Таубаева Ш. Исследовательская культура педагога. Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических колледжей и педагогических институтов. – Алматы, 2002. – 161 с.

Мировые интеграционные процессы, необходимость реагирования системы высшего образования Республики Казахстан на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающая конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования практически во всех отраслях.

Актуальность исследования заключается в том, что в рамках системы образования значительно усилена проблема формирования учебно-исследовательской культуры студентов. Вместе с тем исследователи отмечают недостаточное внимание к таким аспектам высшего образования, как учебно-исследовательская культура, научная и методологическая культура, индивидуальная субъектность, творчество, мобильность студентов, преподавателей и др.

Цель исследования: теоретико-практическое обоснование педагогических условий формирования у студентов культуры учебно-исследовательской деятельности.

Материалы и методы исследования

Учебно-исследовательская культура как образовательно значимое качество личности студента, позволяющее создать собственную систему учебно-исследовательской деятельности предполагает изменение отношения к учебному процессу вуза. Учебно-исследовательская культура как свойство индивида существует в различных формах – как высокая степень умений, как способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); как некий итог саморазвития индивида, как форма проявления способности и индивидуального стиля учебной деятельности.

Учебно-исследовательская культура выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, ее нельзя сформировать, дав студентам учебное задание или включив его «в деятельность», он должен пройти через последовательность ситуаций близких к реальности и требующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта. Таким образом, природа учебно-исследовательской культуры такова, что она хотя и является продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития студента, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования выявлено, что с целью обеспечения перехода от более низкого уровня формирования учебно-исследовательских умений студентов к более высокому уровню надо придерживаться следующих условий:

1. Наличие комплексной научной проблемы.

2. Активность ученого-педагога в разработке проблемы.

3. Связь теории с практикой.

4. Стимулирование творческого интереса студентов к теме исследования.

5. Сочетание индивидуального и коллективного творчества студентов.

6. Организация работы каждого студента с учетом его творческих способностей.

7. Участие студентов в научных конференциях.

8. Уровень творческих достижений студенческого лидера.

Наличие и соблюдение перечисленных условий ведет к формированию умений и навыков студентов в учебно-исследовательской деятельности. Итогом вовлечения студентов в исследовательскую деятельность является то, что обучающийся будет иметь возможность менять свои способы поведения в рамках изучаемых предметов и это приведет к пересмотру ценностей или сравнению ценностей, а как следствие – к обоснованию предпочтений. С другой стороны, «если обучающиеся механически будет воспроизводить прежние формы изучения предметов, то неизбежна постепенная деградация сознания», при этом возникнет потеря значимости знаний для обеспечения целостной социализации личности. Подсознательно изменится и система ценностей, на которых строится его мотивация к обучению [1].

Учение и исследование здесь совпадают, и это касается как студентов, через учение приступающих в университете к самостоятельному исследованию, так и профессоров, через исследование продолжающих свое никогда не кончающееся учение» [2].

На основе проведенного анализа соответствующей литературы были выделены признаки учебно-исследовательской деятельности:

  • целеположенностъ (постановка новых постоянно меняющихся целей в оценивании сложившейся ситуации как условия, оказывающего влияние на принятие целей и т.п.);
  • предметность (подчинение свойствам и отношениям преобразуемого в процессе исследовательской деятельности объективного мира. Одни понимают предметность деятельности как оперирование с предметом, как присвоение способов действия, закрепленных в общественных предметах, другие – как характеристику общественных форм организации человеческой деятельности») [3].

На основе выделенной закономерности и признаков нами была разработана структурно-содержательная модель формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза (рисунок). В соответствии с основными концептуальными положениями, разработанная структурно-содержательная модель формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов, которая включает в себя: 1) социально-образовательные потребности и профессионально-ценностные ориентации вуза и личности; 2) принципы организации процесса формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза; 3) содержание и педагогические условия реализации процесса формирования культуры учебно-исследовательской деятельности; 4) качественные и количественные результаты этого процесса. Таким образом, теоретические основания реализации в образовательной практике идеи формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза представлены нами в трех аспектах: дидактическом, содержательном и методическом. В ходе исследовательской работы нами обозначены основные идеи по формированию учебно-исследовательской культуры у студентов:

  • эффективность культуры учебно-исследовательской деятельности студентов вуза обусловлена мерой ее взаимодействия со всеми компонентами учебного процесса и организацией как системы, обладающей спецификой целей, результатов и логики развертывания во времени;
  • в дидактической подготовке студентов является нецелесообразным деление исследовательской деятельности студентов на учебную (осуществляемую по учебному плана вуза) и научно-исследовательскую (которая не предусмотрена учебным планом.

Проанализировав работу по формированию культуры учебно-исследовательской деятельности обучающихся, мы учли психологические особенности их возраста. В связи с выделенными в работе психологическими особенностями обучающихся разных возрастных групп и анализом содержательно-процессуального компонента педагогического образования в системе обучения, ориентированной на формирование исследовательских способностей, на наш взгляд, необходимо выделить три уровня – праксиологический, технологический, методологический. При этом деятельность студента и деятельность преподавателя на каждом уровне системы обучения имеет свои содержательные и процессуальные особенности. Формирование культуры учебно-исследовательской деятельности в трехуровневой системе обучения является одним из условий эффективного развития. Особенность взаимосвязей всех уровней системы обучения состоит в том, что каждый предшествующий обуславливает основные характеристики последующего, его направленность и качество.

Исследования психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов) показали, что операционное введение в деятельность само по себе еще не обеспечивает реальную личную включенность в эту деятельность. Нужно учитывать персональную логику творческого развития студента и создать для него соответствующие условия. Иными словами, для оптимизации реального творческого процесса необходимо формирование для каждого студента индивидуальной зоны – зоны творческого развития. Зона творческого развития выступает в качестве условия продуктивной деятельности обучающегося [4].

kuan1.tiff

Структурно-содержательная модель формирования УИД студентов вуза

В основе нашей модели использована «понятийная цепочка»: факт – проблема – исходные концептуальные положения – идея – замысел – гипотеза – ход – желаемый результат (таблица).

Содержание «понятийной цепочки» формирования культуры учебно-исследовательской деятельности

Понятийная цепочка

Содержание работы по проблеме формирования УИД студентов

Исходный факт

Студенты вуза слабо владеют умениями УИД при объективной необходимости выполнения дипломного проекта, низкое качество выпускных квалификационных работ

Проблема

Как обеспечить высокий уровень владения студентами умениями УИД в дидактической подготовке?

Ведущее концептуальное

положение

Вера в потенциальные исследовательские возможности каждого студента вуза

Идея, замысел, ход

Реализовать в дидактической подготовке студентов вуза принцип единства учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности, обеспечить на основе моделирования научных исследований в процессе обучения прочное овладение базовыми знаниями и исследовательскими умениями

Желаемый (искомый)

результат

Прочное усвоение базовых предметных знаний, формирование культуры УИД студентов высокого уровня развития, высокое качество исполнения выпускной квалификационной работы

Учитывая вышеизложенное, в ходе исследования выделили комплекс педагогических условий формирования учебно-исследовательской культуры, под которым понимается совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств обучения и материально-пространственной среды, направленных на решение сформированной цели.

Первое условие: креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями, создание оптимальных условий для творческой деятельности. Творческая деятельность в нашем исследовании выступает в качестве средства формирования исследовательских способностей обучающихся. Основываясь на исследованиях экспериментальной психологии и учитывая принцип дополнительности, мы считаем, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга, что «догадка», «озарение» возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса. Продукт творческой деятельности и процессы, его породившие, должны исследоваться в их внутренней взаимосвязи и разделяются только в абстракции. В связи с этим условием эффективного формирования исследовательских способностей обучающихся является оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения творческих задач.

Второе условие. Стимулирование исследовательской деятельности мы рассматриваем на личностно-смысловом уровне, как источник движения студента к более высокому личностному достижению, т.е. в основе стимулирования лежит личностно значимый мотив достижения. Обеспечивая переход достижений в личностно значимые, опираемся на идеи Л.П. Жуйковой: желание самой личностью новых достижений; переживание ею положительных эмоций в процессе реализации достижений; осознанное планирование и прогнозирование достижений; использование прошлого опыта как источника развития; уверенность личности в собственных силах, принятие на себя ответственности за собственные действия и решения; операциональная вооруженность личности. Инициирование перспективы личностного роста и перспективы перехода в ранг «студенческой элиты» происходит на моральном уровне, как поощрение, как признание группой компетентности, мастерства, работоспособности, самостоятельности, высокой креативности и других достоинств в научно-исследовательской работе студентов.

Третье условие. Применительно к процессу формирования культуры учебно-исследовательской деятельности управление рассматривается нами как целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив студентов и отдельного студента для достижения заданного результата. Результативность управления данным процессом обеспечивается выполнением определенных функций: формулирование этапных целей процесса формирования указанного качества; установление исходного уровня, состояния сформированности исследовательских способностей; разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса формирования исследовательских способностей; получение по определенным критериям и показателям информации о состоянии изучаемого процесса (обратная связь); переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в формирующий процесс корректирующих воздействий.

Анализируя особенности прямого и косвенного управления формированием способностей исследовательской деятельности, мы отмечаем, что продуктивность данного процесса возрастает при его организации на основе косвенного управления посредством подбора определенных заданий. Проблемные учебно-исследовательские задания опосредованно воздействуют на ход мыслительной деятельности студентов, в отличие от прямого управления, когда ход мыслительных процессов жестко и однозначно определяется непосредственными указаниями педагога или предписаниями алгоритмического типа. Косвенное управление исследовательской деятельностью студентов может не сразу дать положительный эффект, потому, что формирование культуры учебно-исследовательской деятельности у студента вуза происходит гораздо интенсивнее при косвенном управлении данным процессом.

Четвертое условие предполагает новые информационные технологии, которые активно используются в высшем образовании. Потому что компьютерные технологии позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, кроме того, студенты должны работать в условиях неограниченного доступа к информации. Это позволяет использовать информационные технологии в качестве инструмента, расширяющего образовательную среду, способного создать единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса. Сетевые Интернет-проекты (телекоммуникационные проекты) – метод, решающий данные задачи, которые можно использовать для научно-исследовательской работы студентов.

В качестве критериев сформированности культуры УИД студентов вуза понимается совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику ее состояния. Опираясь на них, можно выявить ее существенные свойства, меру проявления в деятельности и выделить следующие составляющие:

  • эффективность УИД студентов (показатели полнота, прочность, осознанность и освоенность УИ знаний);
  • направленность студентов на осуществление УИД; характеристика решения УИ задач (по показателям: осознанность решения, обобщенность, нестандартность);
  • отношение студентов к УИД; умение студентов заниматься самообразованием; инновационная готовность к УИД; креативность;
  • фундаментальной основой и показателем культуры учебно-исследовательской деятельности является владение студентами исследовательским методом. Исследовательский метод составляет основу творческой самореализации студентов в учебно-исследовательской деятельности и творческого саморазвития в ней;
  • составляющие интеллектуальной культуры: исследовательский тип мышления; исследовательское поведение, способность; интеллектуальный потенциал; исследовательская деятельность;
  • собственный стиль, подход, самостоятельно выработанная «система».

Эффективность процесса овладения студентами культурой учебно-исследовательской деятельности осмысливалась на основе мониторинга.

В основу мониторинга был положен системный подход, составивший методолого-теоретическую основу вариативных экспериментов, которые могут быть описаны системно как целостные образования. Ими являются учебно-познавательная деятельность, личность студента, диалог, которые рассматривались как системы – открытые, гетерогенные, способные к совершенствованию и саморазвитию с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости.

Выводы

В процессе мониторинга поэтапно отслеживалась динамика овладения: индивидуальным стилем мышления, деятельности общения; методологической культурой; информационной культурой; креативной культурой, а также их содержательно-структурными компонентами [5].

Как целостный, многомерный феномен культура учебно-исследовательской деятельности студентов реализуется в личностно-ценностном пространстве в совокупности с методологической, интеллектуальной, информационной, креативной культурой. Здесь следует еще раз подчеркнуть, что уровень культуры учебно-исследовательской деятельности определяет ее качество и качество процесса познания в целом.


Библиографическая ссылка

Куанова С.Б., Шеримова А.С., Есенова Р.К., Уразалиева Р.М., Тауипбаева А.Т. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 2. – С. 178-183;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34725 (дата обращения: 17.10.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.094