Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЛЕКЦИЯ КАК УСТНОРЕЧЕВОЙ ЖАНР НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ

Брулева Ф.Г. 1
1 Казахский национальный педагогический университет им. Абая
Представлена разработка одного из вариантов практических занятий по теме «Учебно-научные жанры публичной речи» со студентами педагогических специальностей. В профессиональном становлении студента – будущего учителя – особое внимание уделяется формированию устноречевых навыков и умений, связанных с публичной речью, с умением свободно выступать перед аудиторией, аргументировать свою позицию, составлять речь. Модель функционально-грамотной личности студента вуза актуальна для современного образования, так как ориентирует на развитие человеческого потенциала, воспитание компетентного члена общества, будущего учителя подрастающего поколения. Показателем образованности и культуры речи специалиста является устная речь, поэтому студентов педагогических специальностей необходимо познакомить с основами педагогической риторики, в том числе построением и произношением таких информационных учебно-научных жанров, как доклад, лекция, научное сообщение.
жанр речи
ситуация общения
учебно-научная речь информационного и аргументирующего характера
личностно-ориентированное образование
обращенность к адресату
планирование текста
функциональная грамотность
1. Брулева Ф.Г. Культура устной речи. – Изд-во «Улагат», КазНПУ им. Абая, 2013.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1996.
3. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.
4. Педагогическое речеведение: словарь-справочник /под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1998.

В настоящее время много пишут и говорят о личностно-ориентированной системе обучения молодежи. Модель функционально-грамотной личности студента вуза актуальна для современного образования, так как ориентирует на развитие человеческого потенциала, воспитание компетентного члена общества, будущего учителя подрастающего поколения. Показателем образованности и культуры речи специалиста является устная речь, поэтому студентов педагогических специальностей необходимо познакомить с основами педагогической риторики, в том числе построением и произношением информационных учебно-научных жанров, таких как доклад, лекция, научное сообщение.

Деятельное, практическое обеспечение изучаемой темы дает положительные результаты. Представим содержание и методику практического занятия по указанной теме, проследим ход его.

Эпиграф – Говори, чтобы я тебя увидел (Сократ).

Опорный теоретический материал и таблицы к нему:

Лекция на научно-популярную тему для аудитории учащихся старших классов.

Вспомним схему.

brul1.tiff

Жанр лекции

Для кого?

Для образовательных программ в школьной, студенческой аудитории, на семинарах, курсах

Цель лекции

научной

Цель лекции научно-популярной

Сообщить научную информацию, логику построения темы, научного мышления

Возбудить и поддерживать интерес к теме и материалу, создавать профориентацию

Нацеленность

на слушателей

Адаптация (приспособление) материала в зависимости от того, кто слушает: ученики или студенты, преподаватели школ и колледжей или академики

План лекции

Текст лекции (записывать или нет?)

Регламент

лекции

Простой или подробный, детализированный. Он обязателен для всех выступающих и должен быть записан. План сообщается слушателям. Лекция может содержать несколько тезисов.

Обычно хороший лектор записывает текст лекции, но свободно излагает ее, слегка заглядывая в конспект. Прочитанная «с места» лекция не может обеспечить надолго внимание и интерес аудитории.

Для импровизации возможны специальные карточки-заготовки, где имеются цифры, даты, цитаты. Для школьников – 30 мин, для студентов – 90 мин.

Ответьте на вопросы.

1. В чем особенность построения информативных жанров?

2. Какие требования предъявляются к речевому поведению оратора в информирующей речи?

3. Какие вы запомнили средства языкового контакта с аудиторией?

4. Волнуетесь ли вы, выходя на трибуну?

I. Краткая характеристика аргументирующей речи

В основе такой речи «аргумент» – довод, служащий для доказательства, а следовательно, для убеждения.

Задача выступающего – убедить аудиторию, доказать ей свою точку зрения в каком-то спорном вопросе или в научном вопросе.

Главное в речи – это тезис, который является ответом на главный вопрос, способ решения проблемы. Он должен быть поставлен четко и ясно. Чтобы тезис был доказан, нужна система доказательств. Их должно быть достаточно, они не должны противоречить друг другу. Тезис и доказательства в речи сводятся к выводу, следствию. Аргументировать можно индуктивным путем (от частного к общему), добиваясь доверия аудитории, ясности в понимании. Дедуктивный способ (от общего к частному) целесообразнее использовать в подготовленной аудитории.

Рассмотрение эскиза и текста аргументирующей речи. Прочитайте текст и комментарий к нему – эскиз речи. Ответьте на вопросы, стоящие в левой колонке. Как автор располагает свои доводы: индуктивным или дедуктивным способом? (Докажите это).

Где? Зачем? Как?

Что?

Введение

 

Цель – привлечь внимание к воспитательной проблеме, настроить слушателя. Назван вопрос речи. Дана оценка автора: «ложный авторитет» это тема речи?)

Основная часть

I. Родители хотят заслужить любовь детей

Прямая речь. Нужна ли она?

Чьи слова передает прямая речь, чьи интонации? Почему так много однородных членов?

Авторитет любви. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу, страшно любит меня, он такой нежный ребенок...».

Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств,что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок все должен делать из любви к родителям.

II. А как «любят» дети? Ряд глаголов отрицательной оценки: обмануть, запугать, подыгрываться. Довод за доводом...

Происходит ли «усиление» доводов? Прием антитезы.

Заключение

 

Вывод – тезис. Прочитайте его.

В чем выразилась риторичность автора?

В этой линии много опасных мест.

Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним без всякой любви, с холодным и циничным расчетом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чужие, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов, и очень часто первыми жертвами становятся сами родители.

(А.С. Макаренко. О родительском авторитете)

Композиция – это построение речи по закону звучащего слова.

Композицию и план речи следует выстраивать не только начинающему оратору, изучающему основы красноречия, но и опытному мастеру. При этом еще следует учитывать множество факторов и особенностей:

а) социальный и возрастной состав аудитории;

б) профессионализм и интересы аудитории;

в) интеллект слушателей;

г) применение выразительных средств;

д) отведенное время для речи;

е) размеры помещения, где приходится выступать.

Главное требование: строить логический каркас будущей речи, ориентируясь не на себя, а на аудиторию – только тогда будет достигнута цель.

По классическим законам любая речь (лекция, доклад, беседа, речь, диспут) делится на три основные композиционно-логические части: вступление, главная часть, заключение.

Еще древнегреческий философ Платон советовал: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

Вступление – это введение слушателя в тему сообщения, содержание.

Во вступлении ставятся следующие задачи: а) вызвать интерес слушателей; б) овладеть их вниманием; в) установить контакт; г) завоевать доверие; д) подготовить психологическую почву; е) сообщить план.

Ознакомительное чтение

Возможны различные варианты вступления:

1. Многие выступающие советуют начинать с обращения: «Дамы и господа!», «Друзья!», «Дорогие соотечественники!», «Уважаемые преподаватели!», «Дорогие ребята!», «Уважаемые члены экзаменационной комиссии!».

2. Если тема старая, избитая, то следует применить что-нибудь интересное, новое. Например, выступающему по международным вопросам хорошо начать речь с конфликта двух сторон или политических деятелей; выступающему на медицинскую тему – с уникального примера из китайской медицины; спортсмену – с последнего достижения земляков в спорте; любителю искусства – с сообщения об ошеломляющем успехе известного исполнителя.

3. Можно начать с постановки проблемного вопроса: «Какова экологическая обстановка нашего района?» И по мере возможности охарактеризовать ее коротко и ясно. Или: «Выбросы в атмосферу. Что ожидает человечество в ближайшем будущем?», «В чем причина миграции нашего населения?».

4. Можно обратиться к авторитетам, гениям и выдающимся деятелям. «Великий казахский просветитель – мыслитель Абай говорил: «Знание чужого языка, культуры делает человека равноправным с этим народом. Такова природа человека».

5. Исторический экскурс: например, какая-то историческая дата или событие, с которого можно приступить к речи.

В академической речи иногда начало – это перечень вопросов лекции, которые предстоит изложить.

6. Дейл Карнеги советует:

а) начать с яркого факта;

б) задать неожиданный вопрос;

в) возбудить любопытство;

г) сделать начало коротким и лаконичным;

Не советует:

а) начинать с извинения, заведомо ставя себя в неудобное положение;

б) научную лекцию – со смешной истории: она рассеивает внимание;

в) начинать с пышных фраз и выражений – они вызывают недоверие.

Вступление может длиться 1–2 мин, в докладе – 2–3 мин, в лекции – 7–10 мин.

Главная часть

Она содержит в себе «зерно» темы и цель выступления: доказать, убедить, призвать, отстоять, упросить, утвердить, взволновать, заинтересовать и т.д.

Выступающий должен сохранить в главной части устойчивое внимание.

Практики советуют в главной части:

1. Доводить до конца свою мысль и цель.

2. Не загружать главную часть большим количеством фактов и примеров.

3. Держать аудиторию в напряжении.

4. Не упускать психологической устойчивости внимания. Главная часть в лекции не должна превышать 30 мин, в докладе – 20 мин, в речи – 7–8 мин.

Выступающий переходит после вступления к главной части, в которой формируется основная мысль речи. Она может прозвучать в начале главной части или в конце. Существует «Закон края», когда самая важная информация ставится или в начале или в конце, чтобы лучше запомнилась. Говорящий должен помнить, что сила фактов, аргументов должна нарастать. Поэтому эффективнее та речь, когда выступающий оратор постепенно подводит слушателя к основной мысли.

Главная часть не должна быть перегружена. Есть магическое число 7 ± 2, которое означает количество единиц, хранящихся в памяти человека, удерживаемых при одновременном восприятии. Таким образом, лучше, если в речи не больше пяти анализируемых положений.

Выступающий пользуется логическими формами изложения: анализом, синтезом, сравнением.

Все положения в речи должны быть логически связаны, вытекать одно из другого, раскрывая авторский замысел. Часто встречающиеся ошибки в главной части речи:

  • выход за рамки рассматриваемых вопросов («обо всем и ни о чем»);
  • «перепрыгивание через пункты речи»;
  • объединение нескольких вопросов в один, что усложняет их понимание;
  • отсутствие живых, ярких примеров.

В аргументирующей речи в главной части ведущее место занимают тезис и способы его доказательства.

Аргументы подразделяются на: 1) аргументы к существу дела (факты, опыт, цифры, наблюдение); 2) аргументы к человеку (к авторитету, к публике, к личности оппонента.

Некоторые аргументы могут выстраиваться по нарастанию их убеждающей силы и воспринимаются аудиторией эмоционально, например хронологический метод.

Через каждые 11 лет повторяются годы солнечной активности – взрывы на Солнце. Есть сведения, что 1830 год – год повышенной активности Солнца – отмечен взлетом творчества Крылова, Пушкина, Одоевского, Жуковского, Лермонтова, Тютчева.

Ораторы часто обращаются к приему аналогии, которая обладает большой значимостью в споре: аналогия в переносном смысле возбуждает воображение слушателя, например: «Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь – и уж больше ни с чем не спутаешь».

Какие же средства хороши в заключении?

Обобщение. Применяется в докладах, лекциях, выступлениях, которые могут быть закончены одной яркой фразой.

Повторение. Применяется в лекциях, докладах, выступлениях, когда главная мысль не усваивается в потоке речи. В повторении «зерно» должно быть сформулировано в кратко-сжатом виде и с четким произношением.

Анализ лекции. Научно-популярная лекция. Прочитайте текст лекции академика А.Е. Ферсмана, проанализируйте ее по вопросам, данным после текста.

Академик А.Е. Ферсман был классиком научной популяризации. Его книги – «Занимательная минералогия», «Занимательная геология», «Занимательная геохимия», «Воспоминания о камне» – любимы миллионами читателей, они переведены на многие иностранные языки. Несомненно, природа одарила А.Е. Ферсмана талантом не только ученого, но и художника слова. Его называли поэтом камня, и он действительно был им.

Камень в культуре будущего

Мы видели камень в том отдаленном прекрасном прошлом, когда красота ценилась дороже денег и ею измерялись богатства. Мы видим камень в его настоящем – на современном мировом рынке, где сочетается жажда богатства с любовью к роскоши, где камень ценится не по своей девственной красоте, а по ценности вложенных в него денег.

Что же будет с камнем в будущем, и какое место займет он в культуре грядущих эпох?

Будущее человечества рисуется мне в завоевании и подчинении себе сил природы, в широком и всемирном использовании ее энергии и ее богатств. И чем больше оказывается самоцветов, подходящих для разрешения основных технических задач будущего, широкого применения их, тем больше возможности решить проблемы современной научной работы.

Но выполнят они эту роль только тогда, когда сумеет человек их получить в любом количестве, когда перестанут они быть редкими диковинками природы, случайною игрою ее подземных сил. И пока человек не сумеет завладеть тайною их искусственного получения, драгоценный камень останется только забавою, роскошью в его руках.

Но к этому гений человека идет, хотя и медленными, но постепенными шагами.

В борьбе за завоевание техники и природы человечество будет делать огромные усилия, чтобы эта борьба не шла в ущерб красоте. Чувство прекрасного в его лучших и облагораживающих формах не должно будет подавляться грубыми завоеваниями культурного прогресса; и как протест против материализма, истинное искусство явится как необходимый элемент жизни, как один из насущных элементов человеческого обихода. Лучшие и наипрекраснейшие формы природы, начиная с прекрасного и нежного цветка и кончая художественным камнем, будут сливаться в общую гармоническую картину, и из самой природы и ее затейливых линий и красок будет складывать художник будущего новую прекрасную сказку.

Среди изменчивых и умирающих форм живой природы вечными и незыблемыми останутся художественные достижения обработанного камня, и для искусства он явится тем основным, незаменимым и вечным материалом, из коего будут слагаться самые вековечные достижения человеческого вдохновения.

В культуре будущего, в формах новых исканий камень снова вернется к тому, что составляло его красоту в Древней Греции, и снова в нем человек будет видеть высшее воплощение красот природы, к которым может прикоснуться лишь горящее священным огнем вдохновение художника.

И рисуется картина из Апокалипсиса: прекрасный город из яшмы, окруженный стенами из цветного камня, горящий огнем, подобно лучшим драгоценным камням; красота и радость сделались мерилом человеческого богатства, и на новых весах переоценивается старый мир, измеряясь и взвешиваясь не по весу золота, не по длине серебряных слитков и шелка, а по глубине радости и счастья, по гармонии и мощи небывалой земной красоты...

Картина нам непонятная: но разве нам понятно будущее в каких-либо иных его формах?

(А.Е. Ферсман. Самоцветы России)

Вопросы и задания

1. В предисловии к книге лекций «Самоцветы России» А.Е. Ферсман писал: «...На этих страницах, вне узких рамок сухих научных описаний, я хочу по возможности раскрыть этот прекрасный мир природы и влить его в серую жизнь людей». Подтвердите это анализом фрагментов речи академика А.Е. Ферсмана.

2. Найдите структурные части лекции.

3. Приведите примеры использования лектором риторических вопросов, риторических восклицаний, анафоры.

4. Как и с какой целью используются оратором мифологические и литературные материалы?

5. В каком значении употреблено А.Е. Ферсманом слово «материализм» (см. пятый абзац с конца текста)?

6. Как используются в тексте популярной лекции термины и цифры?

7. Охарактеризуйте выступление ученого с точки зрения эмоциональности («сам пережил») и документальности речи («видел собственными глазами»).

8. Выделите тезисы лекции. Какова основная мысль?

Возьмите на заметку!

brul2.tiff

Памятка для анализа выступления

1. Раскрыта ли тема, не было ли излишеств? Каков был стиль произношения?

2. Легко ли было уяснить главное, что мешало восприятию и что помогло? Как автор подчеркивает важность темы для себя и для присутствующих?

3. Был ли визуальный и словесный контакт со слушателями?

4. Задавались ли вопросы слушателями, каков был их характер?

5. Насколько внимательно слушали выступающего?

Заключение

Намеченная цель – формирование устноречевых навыков студентов во владении учебно-научными видами информационной речи – повышает мотивацию, предоставляет большую свободу в творчестве, развивает на коммуникативную и информационную компетентность, готовность к саморазвитию и самоуправлению.


Библиографическая ссылка

Брулева Ф.Г. ЛЕКЦИЯ КАК УСТНОРЕЧЕВОЙ ЖАНР НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 2. – С. 158-163;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34721 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674