Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТАТАРСКАЯ ШКОЛА В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Колокольникова З.У. 1 Шакиров И.Ш. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
В статье, основываясь на анализах историко-педагогической, научной литературы, а так же архивных материалах охарактеризована организация образовательного процесса национальных меньшинств (национальных татарских школ) в период становления советского государства. Были выявлены спектры предпосылок развития и «торможения» национальной школы: положение о единой трудовой школе 1918 г.; положение о школах национальных меньшинств 1918 г.; декрет об отделении церкви от школы и школы от церкви 1918 г.; социокультурные (наличие многонационального характера России, обширность территории); педагогические (создание «инородческих школ», проблемы создания учебников на родном языке учащихся, подготовка педагогических кадров); географические (удаленность от центра, климатические условия).
татарская национальная школа
Приенисейская Сибирь
губернский отдел народного образования
национальные меньшинства
мусульмане
УДК 370
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТАТАРСКАЯ ШКОЛА В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
Колокольникова З.У., Шакиров И.Ш.
Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Лесосибирск, Россия (662544, Красноярский край, г.Лесосибирск, ул.Победы, 42), email: [email protected]
В статье, основываясь на анализах историко-педагогической, научной литературы, а так же архивных материалах охарактеризована организация образовательного процесса национальных меньшинств (национальных татарских школ) в период становления советского государства. Были выявлены спектры предпосылок развития и «торможения» национальной школы: положение о единой трудовой школе 1918 г.; положение о школах национальных меньшинств 1918 г.; декрет об отделении церкви от школы и школы от церкви 1918 г.; социокультурные (наличие многонационального характера России, обширность территории); педагогические (создание «инородческих школ», проблемы создания учебников на родном языке учащихся, подготовка педагогических кадров); географические (удаленность от центра, климатические условия).
Ключевые слова: татарская национальная школа, Приенисейская Сибирь, губернский отдел народного образования, национальные меньшинства, мусульмане
THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK DURING FORMATION OF THE SOVIET STATE (ON THE EXAMPLE OF MUSEUM WORK)
Kolokolnikova Z.U., Shakirow I.Sh.
Lesosibirsk Pedagogical Institute the branch of Siberian Federal University, Lesosibirsk, Russia (662544, Krasnoyarsky Krai, Lesosibirsk, Pobedy St., 42), email: [email protected]
The article, based on an analysis of historical and pedagogical, scientific literature, as well as archival materials described the organization of the educational process of national minorities (national Tatar schools) during the formation of the Soviet state. Spectra were identified prerequisites for the development and «inhibition» of the national school: status of the Unified Labor School, 1918; regulations of minority schools, 1918; decree on the separation of church and school and school and church, 1918; sociocultural (the presence of the multinational character of Russia, the vastness of the territory); pedagogical (creating «inorodcheskih schools» problems of textbooks in the native language of students, training of pedagogical staff); geography (distance from the center, climatic conditions).
Keywords: Tatar national school, the Yenisei Siberia, the regional Department of Education, minorities, Muslims

Введение

Национальные татарские школы Сибири, а в частности в Приенисейской Сибири продолжают представлять интерес у исследователей историко-педагогической науки сибирского региона. На наш взгляд, это связано с географическими, культурно-историческими и социально-экономическими особенностями развития сибирского региона: суровыми климатическими условиями; труднодоступностью и отдаленностью от центра; сосуществованием различных национальных культур; сложными условиями хозяйствования в регионе; низким уровнем развития социальной сферы и т.д.

Развитие отечественной школы в 20-е гг. XX в., находится в центре внимания историко-педагогических исследований. Этот период истории становления отечественной школы отличается активным экспериментированием в обучении и воспитании. В статье мы будем использовать термин «Приенисейская Сибирь» для обозначения территории бывшей Енисейской губернии в 20-е гг. ХХ в. После принятия «положение об ЕТШ», национальная школа была включена в систему учреждений социального воспитания. Различные аспекты становления системы учреждений социального воспитания в Приенисейской Сибири, раскрыты в работах И.Н. Белых [1], В.В. Бибиковой [2], З.У. Колокольниковой [3], К.Д. Циванюка [4], Н.А. Шумаковой [5] и др.

Формирование системы образования национальных меньшинств в Сибири в полном объеме началось с 20-х годов ХХ в., со смены колчаковского политического режима на власть коммунистических и партийных органов [6]. Резким толчком в образовании татарского народа Сибири послужило постановление Наркомпроса (НКП) «О школах национальных меньшинств» 1918 года, благодаря которому все народности имели право организовывать обучение на «материнском» языке».

Для многих народов Сибири начала ХХ века, это касалось и татар, религия являлась непререкаемым авторитетом и неоспариваемой святыней, а так же основой, на которой строилось все образование и воспитание, в связи с чем серьезная ситуация сложилась у татарского населения Енисейской губернии. Преодолевая непонимание, а временами порой враждебность мусульмане всеми способами старались сохранить религиозные школы при мечети, где велось обучение арабскому языку и основу содержания образования составляло изучение Корана. Правительство проводило упорную и кропотливую работу по разъяснению и внедрению в практику школы новой советской образовательной политики, в рамках которой не допускалось религиозное обучение и воспитание в государственной школе [7].

Согласно переписи 1920 года, показатель грамотности татар, проживающих на территории Сибири, был очень скудным, всего лишь 15%, когда у других народностей этот показатель был вдвое выше (например, у латышей и эстонцев). На наш взгляд, это связано с религиозно-нравственным уклоном в образовании мусульманского народа, в основе которого лежало изучение священных книг (Коран, Шариат), написанных на арабском языке. Использование арабского письма для передачи татарского языка, характерное для XIX - начала XX вв., стало особенно неудобным в условиях промышленной и информационной модернизации рубежа веков (использование механических пишущих машинок, набор в типографии, осложняет обучение грамоте и обучению европейским языкам). В начале ХХ в. татарские реформаторы начали разработку нового алфавита для тюркских народов на основе латинской графики - яналиф (т.е. «новый алфавит») и татарская письменность получила латинское написание букв и слов (официально алфавит был введен в 1928 г.). 7 августа 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза СССР» переходу на латиницу был придан официальный статус [8]. К 1 января 1930 г. на новый алфавит полностью перешли газеты и журналы, издательства, учебные заведения и т.д. Для создания полноценной национальной татарской школы еще только предстояло составить учебники на родном языке с использованием латиницы. Активное участие в реформе татарской письменности, в создании первых букварей на основе латинского алфавита (1929 г.) и книг для чтения, методики преподавания татарского языка приняли такие видные педагоги как М. Гафури, М. Курбангалиев, М. Фазлуллин и др. Уже в 30-е гг. ХХ в. латинская графика перестала удовлетворять нуждам советского государства и их политике «сближения и слияния» народов. Появился план перевода всех языков народов СССР на письменность на основе кириллического алфавита. В начале 1939 г. в течение всего трех (!) месяцев был осуществлен полный переход на кириллицу и наступает этап модернизации татарской письменности на основе русского алфавита, создание новых букварей, учебников и т.д. [8].

Губоно серьезное внимание уделяло решению вопроса об открытии национальных школ, в связи с чем в декабре 1920 года создается специальный отдел по делам национальностей Енисейского губисполкома, который задался целью воспитания нацменьшинств в интернациональном духе, «путем внесения в форму родного языка того социалистического содержания, которым проникнуто все коммунистическое строительство и которое глубже всего вникает в душу человека в форме родного языка» [2].

Для организации работы в местностях компактного проживания отдельных национальностей при губернском отделе по делам национальностей были созданы соответствующие подотделы. В уездах тоже были созданы отделы по делам нацменьшинств. В октябре 1920 года началось активное открытие школ, большинство которых уже в первую зиму 1920-21 учебного года закрывались из-за нехватки топлива и отъезда учителей.

Количество татарских национальных школ функционировавших в 1921 году можно проследить по таблице 1.

Таблица 1

Численность татарских национальных школ Енисейской губернии в 1921 г.

Города, уезды

Количество школ

Город Красноярск

2

Красноярский уезд

3

Енисейский уезд

6

Минусинский уезд

2

Канский уезд

12

Ачинский уезд

2

Итого

27

Количество татарских школ постоянно менялось. Например, к 1 января 1922 года их численность увеличилось до 32 школ. Открытие национальных школ усложнялось не только материальным положением губернии, в частности, отсутствием зданий под учебные заведения, учебников и пособий на родном языке, «без которых учителя часто запутываются во время занятий», как писал один инспектор, и фанатизм родителей, выступающих против овладения русской грамотой и требующих преподавания мусульманской религии.

Енисейский губернский отдел национальных меньшинств в 20-е гг. ХХ века в области образования ставил перед собой следующие задачи:

Включение в штаты Роно штатных работников национальных меньшинств и изживание халатного отношения к работе среди нацмен.

Укрепление материальной базы существующей сети учебных заведений посредством выделения определенных сумм во всех бюджетах.

1. Расширение сети школ.

2. Ремонт зданий.

3. Снабжение учебниками и литературой на родном языке.

4. Принятие мер к переходу школ полностью на родной язык преподавания.

5. Укомплектование всех школ соответствующими педагогическими кадрами своей национальности [9].

К 1924 году ситуация с татарскими национальными школами в отчетах выглядела следующим образом: при Губоно организованы и переведены на родной язык преподавания учебные пособия (на 50%) [10]; Укомплектованность нацмен школ педагогическими кадрами выполнена на 95%, хотя квалификация большинства учителей была очень низкая, требующая усиленной переподготовки [11]. Данная проблема остро прослеживается в отчете Губсовнацмена за 1924 год: «Самым больным вопросом является малоподготовленность нацмен педагогов и отсутствие таковых, в особенности среди татар, между тем как работа среди татнаселения в виду ихней отсталости и религиозности требует особенно умелого подхода» [2]. В Сибирский таттехникум от Енисейского уезда было откомандировано 7 человек, но средств на содержание отпускалось очень мало (всего 10 рублей в месяц на каждого), которых вовсе не хватает. По этой причине техникуму угрожает закрытие [12].

В губернии в 1924 году насчитывалось 85 национальных школ I ступени, которыми было охвачено 4207 детей школьного возраста. С одной стороны, не хватало самих школ, с другой - часть населения (народы) не испытывали потребности отправлять детей в школы (большую часть составляли народы ведущие мусульманский уклад жизни). Помимо образования детей, большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди взрослых. Для этих целей в национальных школах было открыто 57 ликпунктов, 23 избы-читальни, 5 клубных секций. «В их работе, несмотря на их слабую материальную базу, заметны удовлетворительные результаты», - отмечалось в одном из отчетов [13]. Работа со взрослыми была очень важна, так как приобщившись к грамоте взрослые стремились дать образование своим детям [2]. За один учебный год (1923-24) через учреждения ликбеза было пропущено свыше 2500 взрослых татар (12% от общего числа неграмотных в возрасте от 15-35 лет) [13].

С увеличением численности татарских поселений, увеличивалось количество татарских национальных школ. Например, в Красноярском уезде в 1921 году было 3 татарских школы (Табл. 1), а в 1924-25 – уже 6 (Табл. 2). Подобная тенденция присутствовала и в других уездах бывшей Енисейской губернии.

Таблица 2

Список татарских национальных школ по Красноярскому уезду в 1924-25 гг. [2]

Район

Наименование школы

Число учащихся

Большемуртинский

Казанская

40

Уярский

Клюквенная

28

Казачинский

Отношка

-

Енисейский

Татарская

41

Пировский

Шумбатская

-

Соловушинская

35

Сравнение только татарских национальных школ по Красноярскому уезду 1924 года с 1921 годом показывает увеличение численности школ в два раза, что, безусловно говорит о продуманных действиях со стороны Губоно. Подобная тенденция присутствовала и по другим нацмен школам.

В 1926 году в Пировском районе дополнительно были открыты избы-читальни, в Красноярске - 2 национальные библиотеки, а в Красноярском уезде количество татарских национальных школ увеличилось еще на 7. В вузы национальным подотделом было отправлено 16 человек, из них четыре девушки. Все направленные на учебу снабжались проездными документами, билетами, суточными. В Красноярском округе активно работал комитет Севера, который занимался подбором абитуриентов, их отправкой на учебу, организацией школьного дела в северных районах [2].

Члены данной комиссии видели трудности в подготовке молодежи Севера к поступлению в вузы в слабом знании русского языка, отсутствии надлежащей подготовки, однако в тоже время отмечали, что «туземные» дети приходят в школу с полным отсутствием знаний по русскому языку, но быстро его усваивают, и в своем развитии не уступают детям других национальностей. А работа с ними сильно обостряется в связи с отсутствием учебников близких к ним по содержанию, и приспособленных к условиям северной жизни.

Таблица 3

Национальные школы в Красноярском округе в 1926-27 уч. году [2]

Тип национальной школы

Количество

Татарская

16

Эстонская

8

Латышская

5

Латгальская

3

Эстонско-латышская

1

Чувашская

2

Всего

35

Укомплектованность татарских национальных школ выглядела несколько иначе, чем в русских школах. Количество учеников в классах была равна 30, в то время, когда в русских школах – 40, а продолжительность обучение в школах первой ступени составляла 4 года. Положение большинства таких школ было неприглядным, даже плачевным [10]. Анализируя отчеты можно заметить, что татарское население Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ века не было заинтересовано в работе школ (ЕТШ). Большая часть школ располагалась в крестьянских избах. Влияние местной власти на эти школы проявлялось лишь в выплате хозяевам дома арендной платы, а сельские советы вовсе не обращали на них внимания, только ругали ее (В.Казанка). В школах было мало света, холодно. Инструктором Губоно были составлено описание одной из таких школ: «Вид этой хаты самый ничтожный. Около школы грязно - бумаги, тряпки. У мечети - чисто, опрятно. Люди с большой охотой заботятся о дровах для мечети, но в школу возят только тогда, когда их власти заставляют… Школьный сторож, если он есть, это враг школы и учителя. Захочет, подметет класс и затопит печку, не захочет,… ничего с ним не поделаешь. За 3 или 4 рубля кому же охота работать?» [2]. Все сказанное подтверждает еще раз негативное отношение татарской общины к организации школ (ЕТШ) и отсутствие поддержки со стороны общества делу образования национальной школы на местах.

Большим тормозом в образовании татарских детей служил также низкий уровень подготовки педагогических кадров (готовили за 2 года) [11]. Некоторые учителя не умели рационально использовать имеющиеся у них материалы: школьные географические карты – скорее для украшения помещений; у учителей достаточное количество учебной литературы, но они все находятся под кроватью, к тому же неразрезанные (Тимершик); есть в наличии педагогические журналы, но они не используются (Енисейск); есть глобусы, а лежат поломанные на школьной печи (Алгайск). На зимних каникулах 1927 года часть учителей направлены в Казань для повышения квалификации, а так же были организованы курсы в Красноярске, но они не всегда достигали поставленных целей [12]. Подготовка национальных педагогических кадров в Приенисейской Сибири шла сложно, преодолевая не только объективные трудности экономического характера, но и трудности социокультурного характера.

Инструкторами Губоно и Районо отмечено у татар особое отношение между детьми и родителями, родителями и школой. Здесь родители имеют неограниченную власть над детьми. Не было выявлено такой ситуации, когда дети открыто выходили бы из их повиновения. Но тайно они ослушиваются взрослых: кушают во время поста, снимают фаски в классе. Пристальное внимание осуществляется за девочками, достигнув 14 лет, они уходят из школы. Родители всегда одеты по ниточке, а дети голыши (Отношка, Казанка, Дементьевка). «Татары думают, что они составляют большинство населения РСФСР и удивлены, почему правительство не подчиняется этому большинству и запрещает преподавание религии в школе (Дементьевка)» [2].

Проживающие в сибирских селах люди разных национальностей, предъявляли к школе требования подготовки детей к жизни, а незнание русского языка, не давало возможности детям после окончания национальной школы продолжить образование с целью получения профессии. Для них при училищах создаются подготовительные курсы (например, при педагогическом училище в г. Енисейске).

К концу 20-х годов, Сибоно беспокоило то положение, в котором находились нацмен школы. Из-за языкового барьера, неподготовленности учителей при наличии учебных пособий, в школах практически не были реализованы программы ГУСа [7]. В это период наметилась тенденция отдавать детей в русские школы. В ряде нацмен школ стали вводить русский язык как отдельный предмет уже с первого класса, что прослеживается и в татарской национальной школе Приенисейской Сибири.

Таким образом, татарская национальная школа Приенисейской Сибири в 20-е гг ХХ века, пройдя первый этап становления (10 лет), достигла серьезных результатов в образовании татарского населения Приенисейской Сибири (достаточное число школ, организованная подготовка нацмен педагогов, обеспечение реализации программ обучения на родном языке). Этот этап развития национальной татарской школы в Приенисейской Сибири сопровождался рядом трудностей: недостатком средств для открытия и функционирования школ, сопротивление школьному делу татарского населения, недостаток подготовленных педагогов, отсутствие учебников на родном языке и др.


Библиографическая ссылка

Колокольникова З.У., Шакиров И.Ш. НАЦИОНАЛЬНАЯ ТАТАРСКАЯ ШКОЛА В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-3. – С. 268-272;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34583 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674