Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Арзымбетова Ш.Ж. 1 Турабаева Г.К. 1 Оспанова Г.С. 1 Бозшатаева Г.Т. 1 Турабаева Л.К. 1 Турабаева Р.К. 1 Есенбаева М. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
В статье рассматривается экологическое воспитание студентов – приоритетное направление в работе среднего профессионального образования, осуществляющееся с учетом возраста, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания студентов, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
экологическое образование
экологическая культура
студенты.
1. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.
1. Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. – №12.
2. Бобылева Л.А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. – 2001. – №6.
4. Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. .Дежниковой. – М.: Тобол, 1997. – 96 с.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека [1].

Цель исследования. Человечество вступило в третье тысячелетие, имея огромное количество экологических проблем, обоснование сущности, содержания и технологии формирования экологической культуры студентов среднего профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Выявить особенности и средства формирования экологической культуры как качества личности средствами экологического образования. Разработать критерии и показатели экологической культуры как личностного качества средствами экологического образования. Экологического образования – формирование личностей, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих научные знания об основах устойчивого развития общества и природы, о правах и обязанностях граждан в отношении природной среды, способных оценить степень антропогенного воздействия на природу и здоровье людей, участвующих в экологическом просвещении.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение формирования экологической культуры студентов среднего профессионального образования в теоретическом плане позволило нам сконструировать структурно-содержательную модель формирования экологической культуры, характеризующуюся наличием трех взаимосвязанных компонентов: экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности.

В практике работы вузов традиционно выделяется такое направление подготовки студентов к профессиональной деятельности как организация углубленного изучения базовых наук и передовых технологий предстоящего труда в той или иной сфере во внеаудиторное время. В реализации этого направления используются как возможности учебного процесса, так и специально организуемые формы учебной и научно-исследовательской деятельности студентов. Научно-исследовательская деятельность ценна для личности студента тем, что опирается не на обязательный характер занятий, а связана с его волеизъявлением, продиктованным глубинными интеллектуально-духовными потребностями.

Как отмечают исследователи, научная деятельность студентов не только способствует их творческому росту, но и способствует духовному развитию. Известно также, что готовность к проведению исследовательской работы сегодня переходит в ранг профессионально значимого качества личности профессионала, т.к. школа находится в состоянии реформирования, пересмотра прежних позиций и нуждается в творчески настроенных педагогах. Среди основных задач научно-исследовательской деятельности студентов называются овладение диалектическим методом познания, творческое овладение программным материалом, обучение методике экспериментальной работы [2].

turabnabl.wmf

Система формирования экологической культуры студентов

Определение результативности экспериментальной работы: Для выявления эффективности работы разработанного нами кружка «Юный эколог» мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. Он состоял в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.

Нами были получены следующие результаты: студенты с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 9 человек;· количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 12 человек; учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 9 человек.

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования.

Уровень сформированности

экологической воспитанности

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Количество учащихся, %

низкий (1 –5)

9 / 12 %

9 /40,3 %

средний (6 -8)

12/ 72 %

12 / 38 %

высокий (9 – 10)

9/ 16 %

9 / 22,3 %

Сравнивая уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах, мы выявили, что в экспериментальной группе уровень экологической воспитанности студентов намного выше, чем в контрольной группе. Таким образом, разработанные внеклассные занятия и апробированные на практике в рамках кружка «Юный эколог» значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности студентов. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры студентов – экологической воспитанности, стал значительно выше.

Этому моменту в эксперименте придавалось большое значение. Хочется подчеркнуть и то, что ряд проведенных исследований подтверждают, что студенты, принимающие активное участие в исследовательской работе, становятся не только высококвалифицированными специалистами, и хорошими руководителями, организаторами трудовой деятельности, но и эколого-культурной личностью [3].

Выводы

Несмотря на активную работу по экологическому воспитанию в среднего профессионального образования, уровень сформированности компонентов экологической культуры студентов, как показало исследование, остается достаточно низким. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания студентов, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности студенты, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. При проведении эксперимента у студентов не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы.


Библиографическая ссылка

Арзымбетова Ш.Ж., Турабаева Г.К., Оспанова Г.С., Бозшатаева Г.Т., Турабаева Л.К., Турабаева Р.К., Есенбаева М. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 7. – С. 156-158;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34167 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674