Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АВАЧИНСКОЙ БУХТЫ

Трямкина Е.А. 1 Бородина В.В. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный гидрометеорологический университет»
1. Копылов Б.И., Павлова В.П. Экология Авачинской губы: источники загрязнения, проблемы, решения, перспективы // Сб. научных[ статей по экологии и охране окружающей среды Авачинской бухты. Петропавловск-Камчатский – Токио: Госкомкамчатэкология. 1998.
2. Ривкин В.С. Проблемы мониторинга и охраны окружающей природной среды Камчатской области // Материалы Камчатской региональной конференции по охране природы. Петропавловск-Камчатский. 1998.

Авачинская бухта (Авачинская губа) – бухта Тихого океана у юго-восточного берега полуострова Камчатка. Авачинская губа, будучи одной из самых больших (около 215 км2), красивых и удобных гаваней мира, представляет собою округлой формы водоём закрытого типа, ориентированный большой осью с юго-востока на северо-запад и соединяющийся с океанской акваторией (с Авачинским заливом) сравнительно узким проливом. Побережье губы очень извилисто и изрезано многочисленными небольшими бухтами – Тарья, Раковая, Бабья, Петропавловская, Сероглазка, Моховая и др.

Губа практически полностью изолирована от океанического волнения, и по этой причине на её акватории в течение всего года преобладает местное ветровое волнение. Закрытость губы и её изолированность от океанского волнения, обусловленные узостью её горла и наличием в последнем довольно крупного подводного «порога», препятствует активному водообмену губы с океаническими водными массами. Вследствие изолированности от океана и впадения в губу двух больших (рек Авача и Паратунка) и множество мелких рек и ручьёв, в губу ежегодно поступает свыше 4,5 км3 пресной воды. Поэтому средняя солёность водной массы губы составляет всего 2,741%. Одновременно, за счёт речного стока, в воды губы поступает значительное количество донных осадков.

Таким образом, в Авачинской губе установился преимущественно застойный режим водообмена, который способствует её загрязнению. И всё же самой основной причиной загрязнения губы является антропогенная деятельность [1,2]. По берегам бухты находятся города Петропавловск-Камчатский и Вилючинск. Город Петропавловск-Камчатский раскинулся вдоль северного берега бухты. Его порт круглый год обслуживает рыболовные и грузовые суда. Кроме гражданского порта здесь расположен ряд военных баз Военно-морского флота России (бухта является основным местом базирования ВМФ).

Существенную роль в процесс загрязнения губы играют также и стоки рек Авачи, Паратунки, Красной и др., в бассейнах которых расположено множество населённых пунктов и объектов производственной деятельности. И которые по этой причине поставляют в воду губы большое количество разнообразных загрязняющих веществ (удобрений, пестицидов, гербицидов и пр.).

В рыбохозяйственном отношении Авачинская губа имеет особо ценное значение, как место нагула и миграционных путей лососевых видов рыб. Авачинская бухта является не только главными транспортными воротами Камчатского края, но и идеальным местом для любителей морских круизов, рыбалки и дайвинга. Своеобразным символом Авачинской губы считаются расположенные у входа в бухту скалы «Три брата».

Авачинская бухта – одна из крупнейших в России «штрафных площадок» для задержанных и конфискованных за браконьерство судов. Одновременно на рейде здесь могут стоять до 30–40 траулеров, сейнеров и рефрижераторов. Инциденты с судами, остающимися временно бесхозными в промежутке между решением о конфискации и передачей в Росимущество, происходят достаточно часто. В прошлые годы регистрировались случаи выброса аммиака из холодильного оборудования, затопления судов и разлива топлива.

По данным Росприроднадзора возрастает число случаев загрязнения Авачинской бухты нефтепродуктами. Чаще всего причиной аварий становятся человеческий фактор или ненадлежащее техническое состояние судов. Так, например, в июне 2008 года произошла утечка мазута с теплохода «Брамс», когда члены экипажа присоединили топливный шланг к машине, не закрепив его должным образом. Площадь нефтяного пятна на акватории бухты составила 10 кв м, оно было оперативно ликвидировано с помощью специального сорбента. В январе 2010 года судно «Рэй» под флагом Камбоджи, стоящее на рейде Авачинской бухты близ Петропавловска-Камчатского, дало течь, возникла угроза затопления, при котором в воду могут попасть десятки тонн топлива, находящегося в танках судна. В марте 2009 года в Авачинской бухте затонуло научно-исследовательское судно «Базальт», принадлежащее Дальневосточному отделению РАН, которое с ноября 2008 года стояло заброшенным у причала Мехзавода Петропавловска-Камчатского. В сентябре 2008 года отмечено захламление прибрежной территории твердыми бытовыми отходами, приведшее к существенному ухудшению состояния флоры и фауны Авачинской губы. В августе 2008 года с танкера «Игрим» в Авачинскую бухту вылилась почти тонна мазута, на поверхности моря образовалось пятно размером 100 на 100 м. Созданная для расследования комиссия назвала основной причиной инцидента технологический сбой.

В 2009 году, по данным мониторинга морской среды, основные отклонения от установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ отмечались в бухтах Крашенинникова, Богородское озеро, дельтах рек Авачи, Паратунки и в центральном районе Авачинской губы.

Одной из наиболее серьезных составляющих комплексной проблемы многолетнего техногенного воздействия на экосистему Авачинской губы является проблема, связанная с затонувшими судами. По данным контролирующих органов, в акватории бухты насчитывается 73 затонувших и брошенных судна различного водоизмещения общим весом около 260 тыс. тонн. Большая часть из них (59 судов) ранее принадлежали частям ВМФ. По данным командования Войск и Сил на северо-востоке РФ, все затонувшие военные суда были проданы как лом и сейчас имеют собственников, зарегистрированных как в Камчатском крае, так и в других регионах России. Собственниками, как правило, срезалась только надводная часть судна, а основная часть корпуса бросалась или затапливалась.

Всё это означает, что заметного улучшения экологической обстановки в Авачинской губе ожидать в ближайшее время не приходится. Уж слишком много загрязняющих веществ накопилось в предыдущее время. И слишком много таковых веществ поступает в Авачинскую губу и поныне как со сточными водами, так и с бытовыми и производственными отходами. Из более 120 млн. м3 сточных вод, поступающих в бухту за год, 50-60% составляют ливневые, то есть, максимально загрязнённые, стоки. Следует заметить, что, при общей нехватке очистных сооружений в бассейне губы в целом, действующие очистные сооружения в силу разных (экономических, технических, административных и т.д.) причин загружены лишь наполовину.

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы. Основной причиной загрязнения Авачинской губы является антропогенная деятельность. Основными факторами многолетнего загрязнения Авачинской губы в Минприроды называют наличие участков нерекультивированных земель с загрязнением нефтепродуктами и скоплениями отходов производства и потребления, неупорядоченная деятельность судов и береговых объектов, сброс неочищенных сточных вод, аварийные ситуации, связанные с разливом нефтепродуктов.


Библиографическая ссылка

Трямкина Е.А., Бородина В.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АВАЧИНСКОЙ БУХТЫ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 8. – С. 79-80;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34029 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674