Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

Бамматмурзаева Д.М. 1 Асадулаева Р.Ю. 1
1 Дагестанский государственный университет
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.Е. Интернет: воздействие на личность // «Гуманитарные исследования в интернете» – М.: Можайск-Терра, 2000. – 432 с.
2. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. – Волгоград, 2008. – 175 с.
3. Краснова С.В., Казарова Н.Р., Тундалева В.С., Быковская Е.В. Как справиться с компьютерной зависимостью. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с.
4. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дис. … канд. мед. наук. – Новосибирск, 2004,http://www.dissercat.com/content/internet-zavisimost-kak-forma-nekhimicheskikh-addiktivnykh-rasstroistv
5. Янг К. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Интернет, 2000. – № 2. – С. 24-29.

Согласно проведенным исследованиям был выявлен процент зависимых среди студенческой молодежи различных факультетов ДГУ, исследованы показатели функционально важных систем (кровеносной, дыхательной, нервной), атакже когнитивные функции.

Для выявления процента интернет-зависимых было проведено анкетирование на предмет зависимости от Интернета, компьютера среди студентов 1и4курсов 8факультетов ДГУ (математический, экономический, химический, филологический, факультет иностранных языков, юридический, исторический, биологический). Результаты анкетирования представлены на рис. 1-2.

Из приведенных данных видно, что на разных факультетах степень зависимости варьирует. Наиболее высокий процент зависимых респондентов выявлен нами на математическим факультете, что внекоторой степени, можно объяснить сих профессиональной деятельностью.

ris1.tif

Рис. 1.Процентное соотношение высокой степени зависимости среди различных факультетов ДГУ

Анкетирование на интернет-зависимость студентов биологического факультета показало, что около 75 % студентов 1-го курса и78,4 % 4курса находятся взависимости от компьютера.

ris2.tiff

Рис. 2.Соотношение интернет-зависимых инезависимых студентов

Результаты исследований по изучению влияния компьютерной зависимости на физиологические показатели представлены на рис. 3.

ris3.tiff

Рис. 3.Показатели работы сердечно-сосудистой системы среди интернет-зависимых инезависимых студентов

Исследование показало, что интернет зависимость особо не отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы студентов. Уинтернет-зависимых лишь незначительно снижены показатели давления (АДс– на 9 %, АДд –на 5 % ) иувеличена (на 8 %) частота сердечных сокращений. Пульсовое давление также не имеет отличий висследуемых группах.

Оценка состояния здоровья по вегетативному тонусу показала как увеличение (от 13 % до 30 %), так иснижение (от 7 % до 21 %) индекса Кредо (в норме ИК находится вдиапазоне от -10до +10 %). Среди интернет-зависимых студентов 1курса отмечается преобладание ваготоников, тогда как среди той же группы студентов 4курса больше симпатоников, причем значения достигают предельных величин.

Результаты состояния системы дыхания вгруппах независимых изависимых студентов представлены на рис. 5.

ris4.tiff

Рис. 4.Отклонение состояния вегето-сосудистой системы (индекс Кредо) студентов, зависимых инезависимых от компьютера

По результатам становится очевидно, что показатели ЖЕЛ уинтернет-зависимых значительно снижены (на 36,3 %) по сравнению синтернет-независимыми студентами. Вероятно, это связано сих меньшей подвижностью. Вто время как «независимые» студенты проводят свободное время вактивном отдыхе сдрузьями, интернет-зависимые, сидя за компьютером, увлеченно живут иобщаются вих виртуальном мире [1, 2].

ris5.tiff

Рис. 5.Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) студентов при интернет-аддикции

Используя результаты определения ЖЕЛ, была рассчитана величина отклонения фактической ЖЕЛ от нормальной по формуле: 100– (ЖЕЛфакт х100/ЖЕЛдолж). Оказалось, что вгруппе интернет-зависимых студентов отклонение ЖЕЛ превышало 20 %, что указывает на слабость легочной системы, вероятно, связанной снесоответствием ЖЕЛ имассы тела.

ris6.tiff

Рис. 6.Жизненный индекс (ЖИ) студентов при компьютерной аддикции

При расчёте ЖИ (жизненного индекса) результаты вгруппе интернет-зависимых показали меньшую величину, что также свидетельствует онедостаточности ЖЕЛ или об избыточной массе.

Отклонения входе изучения дыхательной системы среди интернет-зависимых 4курса не обнаружены. Это может говорить овыработке дыхательной системой организма адаптивных изменений или же об устойчивости дыхательной системы кинтернет-зависимости, всвязи спрошлой активной жизнью вреальном мире [3].

Для определения функционирования зрительной системы нами были определены острота зрения иналичие астигматизма висследуемых группах.

Результаты исследований зрительного анализатора представлены на рис. 7.

ris7.tiff

Рис. 7.Острота зрения устудентов 1и4курсов

Значения ОЗ уинтернет-зависимых находятся впределах нормы, но значительно низкие по сравнению снезависимыми. Утомляемость глаз от постоянного внимания на экран компьютера (смыкание век происходит значительно реже, значит, слизистая глаза не достаточно увлажняется), атакже облучение от экрана монитора, не может не сказываться на показателях.

В результате наших исследований не было обнаружено студентов састигаматизмом– дефектом зрения , связанного снарушением формы хрусталика или роговицы , врезультате чего человек теряет способность кчёткому видению [4, 5]. Скорее всего, это связано стем, что наибольшая вероятность появления астигматизма приходится на период младенчества идетства либо наблюдается при травмах увзрослых, кроме того нами не был учтен стаж интернет- зависимости.

Результаты исследования когнитивных функций представлены на рис. 8-11.

Проверка памяти на числа уинтернет-зависимых показала преобладание студентов снизкими показателями памяти, что особенно выражено на юридическом факультете (92 %).

ris8.tiff

Рис. 8.Выраженность плохой памяти на числа (в %) среди интернет-зависимых инезависимых студентов разных факультетов

Исследование процентных показателей памяти на образы показывает хорошие результаты на всех факультетах (ниже 20 %). Виртуальный мир богат образами ипредставлениями, вкоторые погружаются интернет-зависимые, возможно, поэтому улучшается память на образы.

ris9.tiff

Рис. 9.Выраженность плохой памяти на образы (в %) среди интернет-зависимых инезависимых студентов разных факультетов

Из диаграммы становится очевидным, что хороший результат наблюдается только среди студентов математического факультета (11 %), несмотря на то, что на этом факультете самый высокий процент интернет- зависимости (28 %). Это можно объяснить профессиональной ориентацией студентов математического факультета на развитие логического мышления.

ris10.tiff

Рис. 10.Выраженность плохого мышления (в %) среди интернет-зависимых инезависимых студентов разных факультетов

ris11.tiff

Рис. 11.Выраженность плохого внимания (в %) среди интернет-зависимых инезависимых студентов разных факультетов

На всех факультетах преобладает число интернет-зависимых сплохими показателями внимания. Наибольшее число студентов сплохим вниманием выявлены (91 %) выявлены на филологическом факультете(91 %). Заметна рассеянность внимания, связанная спутанием реального ивиртуального Я.

Таким образом степень реагирования функциональных систем на интернет-аддикцию находится взависимости от специфики обучения вуза.


Библиографическая ссылка

Бамматмурзаева Д.М., Асадулаева Р.Ю. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 6. – С. 113-117;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33814 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674