Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (ГРУППОВАЯ РАБОТА)

Брулёва Ф.Г. 1
1 РГП на ПВХ «Казахский национальный педагогический университет имени Абая»
В статье представлены некоторые технологии обучения русскому языку в старших (профильных) классах на основе интерактивных технологий критического мышления в чтении и письме. Учащиеся работают с большим количеством информации. Личностно ориентированное обучение дает возможность анализировать эту информацию, отбирать главное, нужное, знать инструментарий для получения результатов творческой продуктивной деятельности.
групповая деятельность
межличностные навыки
критическое мышление
побуждение к деятельности
«мозговая атака»
ассоциации
кластеры
метод пометок
1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе, 2002, № 2
2. Брулева Ф.Г., Павленко В.К. Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 11 кл. – Алматы: Мектеп, 2001.
3. Грудцына Н.Г. Коммуникативные игры. Азбука общения. – Самара, 1994.
4. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Akademia, 2000.
5. Павлова К.В. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
6. Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. – М ., 1995.
7. Человек – текст – культура / под ред. Н.А. Купиной, Т.В. Матвеевой. – Екатеринбург, 1994.

Среди методов и приемов обучения в старших классах находят применение и групповые формы работы в классе, которые способствуют интенсификации обучения, повышают эффективность урока. Иногда учителя скептически относятся к формам коллективного обучения старшеклассников на уроке, считая, что лекция – объяснение учителя может обеспечить больший объем информации и дисциплину на уроке. Как показывает опыт, правильная организация обучения на уроке в микрогруппах способна дать хорошие результаты.

Существует точка зрения, что школьное образование является результатом и внутренних процессов развития, и внешних, социальных процессов.

В школе, особенно в старшем звене, уделяется большое внимание содержанию обучения. Ученики понимают это и изучают большое количество информации. Чем лучше основы знаний, тем легче их интегрировать в другие сферы человеческой деятельности, тем выше должна быть мотивация учащихся в приобретении нужных знаний. Но важно и другое – умение анализировать эту информацию, отбирать главное, нужное, знать инструментарий для получения результатов творческой продуктивной деятельности.

Практические речемыслительные навыки учащиеся старших классов могут приобрести в системе различных видов групповой работы на уроке русского языка.

Для прогнозирования результатов коллективной деятельности учитель должен учитывать особенности этого способа обучения:

а) позитивная взаимозависимость

Ученики понимают, что они нуждаются друг в друге при выполнении группового задания («утонуть или плыть вместе»). Учителя могут построить определенную взаимозависимость поставленными общими задачами (учиться и убеждать других членов группы учиться), общими поощрениями (если все члены группы выполняют задания лучше оговоренных в критериях, то каждый получает дополнительный балл), разделением источников (один лист бумаги для каждой группы или каждый член группы получает часть требуемой информации) и определенными ролями (подводящий итоги, вовлекающий участников, разработчик).

б) межличностные навыки работы в малой группе

Группы не могут эффективно работать, если ученики н имеют и не используют необходимые социальные навыки. Учителя обучают этим навыкам так же целенаправленно точно, как и академическим навыкам. Сотруднические навыки включают умения руководить, принимать решение строить доверительные отношения, общаться и разрешать конфликтные ситуации.

в) развитие группы.

Группам необходимо специальное время для обсуждения того, как они добиваются своих целей и поддерживают эффективные деловые взаимоотношения между членами группы. Учителя планируют развитие группы, определяя такие задачи: а) перечислить по крайней мере три действия участников, которые помогли группе успешно справиться с заданием, и б) записать одно действие, которое бы могло принести группе больше успеха завтра. Учителя отслеживают работу групп и дают оценку группе и классу как единому целому, насколько хорошо работают группы вместе.

Рассмотрим отдельные технологии группового обучения, используемые в опыте работы.

Побуждение к учебной деятельности

Деятельность на этом этапе направлена на суммирование предшествующих знаний по теме, пробуждение любознательности и установление целей работы.

1. «Мозговая атака» в парах

Пары учащихся перечисляют, что они думают, что знают по теме. Они также могут задать вопросы. Временные рамки – обычно 5 минут. «Мозговая атака» в парах особенно полезна тем учащимся, которые не хотят делиться опытом в большой группе. Часто после подобной работы в парах со сверстниками они обретают уверенность, выступая в большой аудитории.

«Мозговая атака» в парах дает больше возможностей многим учащимся, студентам говорить одновременно в отличие от работы в целой группе.

Групповая «мозговая атака» – действия по сбору любых идей от всех по определенной теме без критических ограничений.

Описанная выше деятельность может быть проведена в целой группе. Важно высказываться в группе для обмена опытом разных идей и разных мнений. Некоторые учителя предпочитают при использовании стратегии первый раз проводить «мозговую атаку» в целой группе, чтобы дать возможность учащимся выступать под руководством преподавателя, прежде чем их попросят проводить ее в парах.

2. Ключевые термины

Учитель может выбрать 4-5 ключевых терминов, ключевых слов из текста и записать их на доске. Учащимся дается 5 минут, чтобы высказать (письменно или устно) предположения о том, как эти термины могут соотноситься, как могут быть связаны в тексте, как они будут соотноситься в исторической хронологии или в объяснении научного процесса, в сюжете произведения, который они собираются читать. Как только пары учащихся решают эту задачу о соотношении ключевых слов, учитель просит их внимательно прочитать текст для того, чтобы понять, верны ли их предположения, такое же ли соотношение слов в тексте, какое они установили.

3. Свободное письмо

«Пятиминутное» или «десятиминутное» эссе. Учащихся просят писать в течение 5 минут без остановки все, что приходит в голову, когда они думают о теме «X». За минуту до окончания работы можно напомнить о времени. По истечении заданного времени учитель может попросить прочитать эссе партнеру.

Здесь уместны несколько подходов. Учитель может попросить учащихся подчеркнуть в своих записях те мысли, в которых они меньше всего уверены, и очень внимательно читать, слушать ответы других учеников, чтобы ответить на неясные вопросы.

4. Метод пометок

Интерактивная система пометок предназначена для эффективного чтения и мышления.

Процедура начинается с выявления предыдущих знаний и опроса для пометок в тексте и затем для обобщения различных видов информации, найденных в тексте. Чаще всего метод пометок используется перед осмыслением темы урока на этапе «Побуждение к деятельности», когда учащихся просят подумать о том, что им уже известно по данной теме и что оказалось новым или неясным. Процесс познания не ограничивается кругом: «Знаю» – «не знаю». Он идет дальше – «об этом я хотел бы узнать больше!». В результате такой технологии обучения переосмысливаются знания учеников, возникают новые стимулы. Этот метод позволяет уйти от пассивного чтения, когда читающий совершенно не может вспомнить то, что только что прочитал.

Когда учащиеся имеют собственное мнение, они сопоставляют новую информацию с уже известной, устанавливая связь нового со старым.

Надо расчертить схему, куда записывать короткие суждения (идеи) по поводу известной, неизвестной, а также желаемой информации по предложенному тексту.

Знаю (+)

Не знаю (-)

Интересная информация, ценная информация (V)

Хочу об этом знать больше (?)

       

Аналитическая работа по тексту заканчивается устным сообщением-выводом: «Что я узнал о своих знаниях по этому тексту?» или десятиминутным эссе «Что мне дал анализ этого текста?».

5. Ассоциации (кластеры)

Обучающая технология, которая позволяет ученику мыслить свободно, включает несколько этапов, соединяет мысли о предмете. Это нелинейная форма мышления, которая ближе всего ассоциируется с тем, как работает наш мозг. Ассоциации могут быть использованы для стимулирования мышления до того, как тема будет тщательно изучена. Ассоциация (в психологии) – связь между психическими явлениями, актуализация одного из них влечет за собой появление второго. Например, слово дымок может сразу вызвать в памяти по ассоциации воспоминание о костре в туристском походе; слово Бородинская у многих вызывает слово битва. Ассоциации индивидуальны, но есть много совпадений одних и тех же ассоциаций у разных людей. Так, например, слово дядя вызвало по ассоциации слово тетя у 248 испытуемых, а слово желать вызвало слово лучшего у 113 человек в исследовании, проведенном А. А. Леонтьевым. При создании текста существительные вызывают ассоциации при выборе имени прилагательного. Часто у пишущих слово поле ассоциируется со словом чистое, а слово молодец – со словом добрый.

Ассоциации также могут быть использованы как способ подведения итогов того, что было изучено, как способ построения новой ассоциации или графическое изображение нового понимания.

Это письменный вид деятельности, который может служить сильным инструментом для письма, особенно для тех, кто не хочет писать. В большинстве случаев это прием для получения доступа к своим собственным знаниям, пониманию и убеждениям. Эта форма деятельности служит тому, чтобы информировать пишущего о знаниях и связях, о которых сам пишущий не подозревал на сознательном уровне.

Шаги по установлению ассоциаций – простые и легко запоминающиеся. Инструктаж учителя таков:

1. Напишите ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске.

2. Начните писать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

3. Как только идеи приходят на ум и записаны, начните «соединять» идеи, которые кажутся подходящими.

4. Записывайте столько идей, сколько приходит на ум до тех пор, пока не выйдет время или будут исчерпаны идеи.

5. Не делайте никаких выводов о мыслях, просто запишите их.

6. Постройте столько соединений, сколько возможно. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи.

Когда вводите ассоциации впервые, выберите тему, которая может относиться ко всей группе. Для демонстрации приема обучения это может быть такая тема, как страна, 2014 год, садоводство, или что-нибудь такое, что нравится всему классу.

После того как микрогруппа попробовала составлять ассоциации, она может составлять их индивидуально. Тема важна для составления ассоциативной схемы, она должна быть знакомой, чтобы учащиеся имели достаточно информации для полноты ассоциации.

Разработка темы обычно бывает успешной, если каждый ученик выбирает свою любимую тему. Они могут выбрать ассоциации, связанные с родителем, братом, сестрой или другом, книгой и т. д., могут составить ассоциации на своего любимого животного, если оно есть. Надо дать им от 5 до 7 минут для выполнения задания.

В то время как группа составляет ассоциации, учитель тоже может составлять свои ассоциации. Это моделирует два основных момента: во-первых, показывает, что учитель относится к заданию серьезно; во-вторых, подчеркивает роль учителя в классе. Если учитель составляет ассоциации, то учащиеся убеждаются в том, что эта деятельность необходима. Это удерживает учеников от вопросов, которые нарушают процесс мышления других учеников в классе.

После того как ученики составят свои ассоциации, они должны поделиться ими с группой или обменяться идеями в парах. Когда это сделано, следует поговорить о пользе ассоциаций и обсудить, как учащиеся будут использовать ассоциации завтра в классе или в ближайшем будущем.

Имеются основные правила для составления ассоциаций.

Ассоциации – очень гибкая стратегия. Их можно составлять индивидуально или в группах, в ходе групповой деятельности, они могут служить основой для работы, которую другие ученики выводят из подсказок. Важно помнить два правила: а) никогда не прекращать писать в отведенное время; б) не делать выводов о том, о чем вы думаете. Индивидуальные ассоциации являются хорошим переходом от групповой «мозговой атаки», импульсом для мышления, так как они позволяют всем учащимся быть активно занятыми процессом мышления. Когда каждый индивидуально составляет ассоциации, тема должна быть достаточно знакомой школьникам.

Следует отметить, что в середине XX в. в США и других странах наблюдался повышенный интерес к ассоциативным связям между словами в языковой памяти говорящего. Появилась обширная литература. В России аналогичные исследования публиковались начиная с 70-х годов (А.А. Леонтьев, А.С. Супрун, Н.Д. Зарубина и др.).

В 1976 г. вышел «Словарь ассоциативных норм русского языка» под редакцией А.А. Леонтьева.

Вот примеры составления ассоциаций учащимися на уроке по картине И. И. Шишкина «На севере диком»:

• сосна – высокая – старая;

• сосна – «Корабельная роща» – скрипучая;

• сосна – сосновый бор – сосновые шишки и т. д.

Запись на доске групповых суммированных ассоциаций: после того как ученики записали столько слов (идей), сколько смогли, учитель просит указать на тот кружок, где необходимо дополнить информацию.

bruleva1.tif

Затем нужно ознакомиться с текстом, где говорится о сосне, и количество информации о сосне возрастает. Учащиеся сопоставляют то, что знали до текста, и то, что узнали в результате аналитической работы над текстом.

Заключение

Таким образом, перечень интерактивных технологий критического мышления на этом не исчерпывается. Приведены лишь отдельные примеры.


Библиографическая ссылка

Брулёва Ф.Г. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (ГРУППОВАЯ РАБОТА) // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – С. 131-134;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33340 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674