Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Калмакова Ж.А. 1
1 Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата
Быстрые темпы урбанизации, постоянный рост количества транспортных средств, бурное развитие химии, физики, электроники создают условия для возникновения травм. Если учесть такие влияющие на травматизм факторы, как образ жизни, условия быта, учебы, характеристические особенности детей, то становится ясным, что ребенок практически беззащитен перед травмой и нуждается в помощи и в защите со стороны всего общества. Проблема детского травматизма, как социальная причина потери общественного здоровья населения, на протяжении многих лет остается актуальной проблемой. Кроме того травматизм детского населения, в том числе и со смертельным исходом является причиной весьма значительного медицинского, морального и материального ущерба для общества [1].
транспортные средства
травматизм
1. Корнилов Н.В., Брезнухин Э.Г. Травматология и ортопедия // Руководство для врачей. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 9-66.
2. Батпенов Н.Д., Джаксыбекова Г.К. Организация и перспектива развития ортопедо-травматологической помощи населению Республики Казахстан // Травматология и ортопедия. – 2005. – № 2. – С. 5-9.
3. Батпенов Н.Д., Джаксыбекова Г.К., Селенова Р.К. Проблемные вопросы отечественной травматологии // Травматология и ортопедия. – 2008. – № 2. – С. 3-6.
4 Жанаспаев А.М. Специализированная травматологическая помощь городскому населению и совершенствование методов лечения диффузных переломов костей нижних конечностей: дисс. докт. мед. наук. – М.: Наука, 1992. – 219 с.
5 Андрианов В.А., Парфенов В.М., Затекин А.И. Состояние и перспектива развития травматолого-ортопедической помощи, организация профилактики травматизма и других несчастных случаев с детьми Российской федерации

Материалы и методы исследования

Для разработки и осуществления профилактических мероприятий проведено изучение причин и условий ДТП с участием детей.

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ показателей дорожно-транспортных происшествий с участием детей за 2010-2012 гг. занимает значительную долю среди всех видов травм и не имеет тенденции к снижению. В крупных городах, со скоплением многотысячных транспортных потоков доля смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий занимает более половины (60,1 %) летальных исходов от полученных травм, среди зарегистрированных случаев травм у детей и подростков [2].

При травмах связанных с автотранспортом разница между пострадавшими мальчиками и девочками возрастает до 2,0–2,5 раза. За годы исследования доля травмированных детей мальчиков в структуре детского травматизма вследствие ДТП составляла от 65 % до 70 %.

Естественно, быстрые темпы автомобилизации сопровождались с ростом числа травм на дорогах. Так, в 2010 году число погибших в ДТП составляло 14,1 на 100 тысяч населения, а в 2012 данный показатель вырос на 25 %, составляя – 17,5 на 100 тыс. населения по республике. А в городе Алматы число погибших по причине автодорожных происшествии увеличено на 4,9 %, в 2 раза превышая средние республиканские данные за годы исследования. Доля пострадавших детей вследствие ДТП составляло от 28,2 % до 33,4 %. Среди травмированных детей от 55 % до 63 % были мальчики от 3 до 14 лет. Разница между пострадавшими мальчиками и девочками возрастает в 1,5 – 2,0 раз.

Как отражено в литературе, главными причинами ДТП с участием детей является неожиданный их выход на дорогу (27,8 %) и переход в неустановленном месте (33,3 %). ДТП по вине детей обусловлены теми же видами нарушения правил дорожного движения (ПДД), что и у взрослых пешеходов (таблица).

Дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов и их причины за 2009-2012 гг.

Годы

ДТП в случаях

Процент от общего числа

1

2

3

4

2009

1130

854

509

3589

31,5

23,8

14,2

2010

1364

839

626

3746

36,4

22,4

16,7

2011

1323

1102

499

3869

34,2

28,5

12,9

2012

1263

1509

618

4090

30,9

36,5

15,1

Примечание. 1 – переход пешеходами улицы в неустановленном месте; 2 – неожиданный выход из-за транспорта; 3 – по вине водителей транспорта; 4 – всего зарегистрированных ДТП с участием детей.

Самой травмированной среди детей является возрастная группа 11-14 лет (средний школьный возраст), на эту группу приходится пик травм. Кроме того, разница между мальчиками и девочками в этой группе детей максимальна. Школьники в возрасте 11-14 лет получает до 80 % школьных и уличных травм.

Определенный интерес вызывает распределение травм у детей по характеру среди всех госпитализированных травм 57 % составляют переломы конечностей, 10,3 % – ушибы и растяжения, 4,8 % – травмы черепа, 3,2 % относятся к прочим видам травм.

От своевременно и правильно оказанной помощи во многом зависит дальнейшей прогноз для травмированного ребенка, а порой и его жизнь. Так, как всегда, первую помощь при травмах детям оказывают случайные, незнакомые люди. Оказание первой медицинской помощи в 29,3 % случаях оказывается несвоевременно. А оказание первой помощи при ДТП проводилось правильно только в 24,9 % случаях. Именно по этой причине погибает больше половины детей, попавших в автодорожную катастрофу [3].

Одной из главных причин ДТП с участием детей является их неправильное поведение на улице, так 67,5 % случаев дорожного травматизма было обусловлено неожиданным появлением детей перед двигающимся транспортом. В этой связи, борьба с аварийностью только при помощи технических средств не может обеспечить существенного снижения уровня детского травматизма.

Профилактическая работа среди детей и подростков с целью создания безопасной дорожной среды должна вестись комплексно, путем выработки навыков культуры поведения на дорогах и оздоровления детей и подростков (укрепление костно-мышечного аппарата, совершенствование координации движений, профилактики хронических инфекционных заболеваний). Такого мнения придерживается ряд других исследователей [4, 5].

Таким образом, среди участников дорожного движения самой незащищенной категорией являются дети, о безопасности которых следует думать в первую очередь. Борьба со всеми видами детского травматизма является одной из важнейших задач здравоохранения. Решение этой задачи осуществляется тесно связанными друг с другом направлениями: профилактика, организация профилактической помощи и квалифицированное лечение повреждений – все эти стороны общей проблемы борьбы с травматизмом должны быть в центре внимания всех врачей и общественности. Особое значение занимают работы по снижению транспортного травматизма.


Библиографическая ссылка

Калмакова Ж.А. ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – С. 37-38;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33317 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674