Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Огольцова Е.Г. 1 Абдыкалыкова А. 1 Руткевич Я.В. 1
1 Карагандинский государственный технический университет
В статье рассматривается инновационный опыт организации профессиональной адаптации студентов, построенный на личностно ориентированном подходе. Такой подход к пониманию структуры личности дает нам возможность не только исследовать ее свойства качества, но и определить социальные и педагогические факторы и условия их развития. Данный опыт апробирован на базе Карагандинского государственного технического университета.
профессиональное воспитание
адаптация студентов
личностно ориентированный подход
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного подхода воспитания // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 1976. – 157 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изр-во КГУ, 1988. – 238 с.

Современный этап развития, который характеризуется сложными социальными процессами, с большой остротой поставил перед обществом проблему формирования личности молодого специалиста, который является непосредственным производителем материальных благ, существенным ресурсом повышения профессионального и культурного потенциала страны. Высокий уровень сформированности личности молодого специалиста становится одним из условий устойчивого развития производства и общественных отношений.

Быстро меняющиеся производственные технологии, усиление их наукоемкости требуют от работника гибкой профессиональной адаптации, новой профессиональной психологии, нового уровня культуры. Профессия, в условиях рыночной экономики, выступает как одно из средств социальной защищенности человека, его социального самоутверждения, самореализации. Конкурентоспособность современного специалиста определяется не только широтой и качеством профессиональных знаний, но и его высокой профессиональной культурой, профессиональным воспитанием, профессиональной компетентностью.

Исследование процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности осуществляется в рамках личностно-деятельностного подхода, требующего реализации в единстве таких принципов исследования как принцип детерминизма, принцип преемственности научных теорий, принцип доказательности, принцип объективности. Личностно-деятельностный подход ориентирует на реальную личность, реальный уровень интеллектуальных, волевых, эмоциональных, физических и других личностных качеств, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности.

Профессиональное образование имеет целью подготовку студентов к значимой для общества и самой личности профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их творческие возможности на основе удовлетворения интересов, склонностей и потребностей. Подготовка специалиста не может соответствовать современным требованиям, если он овладел только знаниями и умениями, но не развил потребности в творческой познавательной и профессиональной деятельности. Без личной заинтересованности своей будущей профессиональной деятельностью невозможно, на наш взгляд, подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего такими качествами, как профессиональная самостоятельность, активность, творчество. Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности.

Деятельность является источником развития человека, становления профессионализма, что приводит к удовлетворению своей деятельностью.

Профессиональная деятельность выражает уровень активности личности, определяет ее отношение с окружающим миром, позволяет реализовать все наиболее личностно-значимые потребности. Потребность реализовать себя побуждает к профессиональной деятельности, является ее основанием. В то же время деятельность вызывает новые потребности, обращающие деятельность к нуждам человека [1].

Личность служила объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, педагогики. В философских и психологических концепциях личность рассматривается как совокупность психических свойств, самоорганизующаяся частица общества, важнейшей функцией которой является существование индивидуального способа общественного бытия. Рассматривая различные подходы к пониманию личности, каждый более ярко подчеркивает ее различные аспекты.

Также важно, что предложенная структура позволяет познать личность в теоретическом плане: во-первых, она обладает рядом свойств, которые принадлежат любой личности; во-вторых, она динамична, то есть отражает возможность изменения качеств личности в процессе развития; в-третьих, функциональна, так как составляющие ее элементы, и она сама как целое, рассматриваются как психологические функции; в-четвертых, это структура психологическая и социальная, так как обобщает психологические свойства личности и связана с социальными ролями личности.

Такой подход к пониманию структуры личности дает нам возможность не только исследовать ее свойства качества, но и определить социальные и педагогические факторы и условия их развития.

Проблема развития личности, ее профессиональных качеств не может быть решена только определением границ исследования. Личность можно характеризовать с позиции социализации, приобретения опыта, особенностей психических процессов и свойств личности. Проблема развития личности, ее профессиональных способностей решается с позиции системного, деятельностного, личностно ориентированного и других подходов.

Для решения проблемы необходим такой подход, в котором бы отражались и ведущие функции в области образования в целом, и специфика высшего образования, и возрастные личностные особенности студентов. Таким подходом стал личностно-деятельностный, основными идеями которого являются [2]:

  • обеспечение развития профессиональных качеств личности через организацию ее деятельности;
  • единство взаимосвязей индивидуальной и совместной познавательно-профессиональной деятельности;
  • учет и подчинение профессионального образования на каждом уровне развития личности ее интересам, способностям;
  • формирование представлений о профессиональной деятельности как личностно значимой.

Профессиональную деятельность принято рассматривать как вид социальной деятельности, способствующей самореализации личности, раскрытию личностного потенциала в процессе выполнения социально значимой и социально одобряемой деятельности.

Важнейшими составляющими профессиональной деятельности человека являются его свойства и качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств, формируемых в процессе профессиональной подготовки.

Осмыслив концептуальные положения профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности, принято исходить из того, что период студенчества имеет свои особые характеристики, обладающие в определенных условиях, способностью как побуждать к саморазвитию, так и осмысливать ее. Поэтому формирование потребности в саморазвитии, познании, самоорганизации, самореализации и проявление этих потребностей в соответствующих мотивах, отношениях, убеждениях, личностных установках, стремлении к безусловным отношениям эмпатийности, взаимооткрытости во многом определяет и способность к профессиональной деятельности и умения как личностно значимые.

От решения проблемы формирования профессиональной направленности будущих специалистов во многом зависит совершенствование подготовки высококлассных профессионалов и, в конечном итоге, обеспечение рынка образовательных услуг квалифицированными специалистами, способными решать сложные задачи развития общества.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания и присвоения опыта.

Направленность рассматривается как совокупность мотивов, ориентирующих деятельность личности, поэтому необходимо остановиться на рассмотрении понятий «мотив» и «мотивация». Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека. Его начало, направленность и активность.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций, потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера [3].

Исторически сложилось так, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках в рамках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности.

В психологии и педагогике личность рассматривается как биосоциальное существо. Исходя из этого, рассматривается и структура личности, к которой относят направленность как ведущий элемент развития личности; опыт, характеристики, степень овладения культурными ценностями, созданными предшествующим поколением; особенности психических процессов; биопсихические свойства личности.

Совокупность структурных элементов личности определяет ее статус. Формирование статуса личности непосредственно связано с развитием ее направленности и приобретением опыта социальных отношений.

Следовательно, управление профессиональной подготовкой, формированием направленности личности, ее эффективность зависит от объема и качества информации, получаемой по каналам обратной связи, от правильности принятых решений. Сама информация носит статичный и динамичный характер. При этом динамичность информации проявляется в потоке информации, отражающей изменения, происходящие в системе становления специалиста. Поэтому методологически правильно будет рассматривать взаимосвязь информации о функциях и информации о структуре как двух видов информации, отражающих взаимодействие и развитие рассматриваемой системы – профессиональной подготовки студентов.

Для того чтобы успешно решить проблему формирования специалиста, необходимо, прежде всего, сформировать личность студента.

Личность выступает как социализированный человек, формируется и развивается во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому деятельность как философское понятие принимает фундаментальное значение, определенную направленность, что нашло свое отражение в социализации личности.

Важнейшим вопросом социализации личности является ее включение в общественную жизнь, ее интеграция с конкретным социумом. При этом происходит интеграция отношений, устанавливаются устойчивые отношения в социуме и между социумами, устанавливается взаимодействие людей в социальной среде.

Таким образом, феноменами социализации личности, ее направленности являются:

  • социальная адаптация;
  • проектирование социализации личности на основе реализации способностей и выполнения социальных функций;
  • развитие социального самоконтроля и ответственности по отношению к обществу.

Для осмысления сущности статуса личности необходимо знать его составляющие компоненты. Анализ философских и социологических исследований показывает, что к составным компонентам статуса следует отнести личностную роль как поведенческую сторону статуса, элемента культуры личности, идентификацию личности со своим статусом, права и обязанности, связанные с положением личности в социуме.

Студент, имеющий высокий учебный статус отличается, как правило, высокой информированностью, высоким уровнем познавательных потребностей и интересов, добросовестностью, дисциплинированностью, духовностью.

Важнейшим новообразованием личности студента, способствующим его профессиональной адаптации, является компетентность.

В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

Ключевые компетенции понимаются, как общая способность человека мобилизировать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий.

Под профессиональной компетентностью понимают высший уровень профессионально-деловой надежности, уровень обученности, наличие у будущего специалиста способности к саморазвитию, творчеству, оперативной адаптации в изменяющихся боевых условиях деятельности. Все это, безусловно, требуют сформированных потребностей в постоянном интеллектуальном, духовном, нравственном самосовершенствовании. Вышеизложенное отвечает специфике данного исследования, т.к. выпускник высшего учебного заведения является специалистом, предназначенным для самостоятельной управленческой и организаторской деятельности.

Одним из источников профессионального роста специалиста является рефлексия его собственного профессионального опыта.

В современной науке рефлексия рассматривается как процесс оценки внутренних психических актов и состояний, что предполагает достаточную зрелость субъекта как механизм взаимопонимания, т.е. осмысление субъектом того, как понимаются его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления; как процесс познания собственных индивидуально психологических особенностей и адекватное восприятие личности.

Рефлексия представляет собой сложное образование, предполагающее определенный уровень личностной зрелости индивида, что обусловливает необходимость организации специальной деятельности, направленной на развитие рефлексивных качеств у студентов.

В теории профессиональной деятельности особое внимание уделено профессиональному поведению. В профессиональной деятельности студентов вузов особое внимание уделяется профессиональному поведению как системе взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий при достижении поставленной цели.

Таким образом, возникает необходимость в выявлении и разработке комплекса педагогических условий позволяющих повысить результативность профессиональной адаптации студентов вуза.


Библиографическая ссылка

Огольцова Е.Г., Абдыкалыкова А., Руткевич Я.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 2. – С. 116-119;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33239 (дата обращения: 17.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074