Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СПЕЦИФИКА ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗОНЫ ДЛЯ СЛАБОРАЗВИТОГО РЕГИОНА

Асаул А.Н. 1 Балакина Г.Ф. 2 Соян М.К. 2
1 АНО «Институт проблем экономического возрождения»
2 Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО-РАН
В статье показана эволюция развития ОЭЗ как в мировом масштабе так и в Российской Федерации. Приведены основные взгляды на ОЭЗ как инструмент государственного регулирования регионального развития. Предлагается на территории Республики Тыва создать ЦЭЗ, основанную на вовлечении в хозяйственный оборот природных ресурсов и их глубокой переработки. ЦЭЗ - это часть территории страны с особым экономико-правовым режимом функционирования, созданная для достижения поставленной социально-экономической цели на «особом» регионе. Социально-экономическая цель такой зоны проявляется через комплекс качественных и количественных показателей и параметров, которых необходимо добиваться к определенному сроку. Целевая экономическая зона с одной стороны, является разновидностью ОЭЗ, с другой стороны она обладает признаками федеральной и региональной целевой программы (ФЦП и РЦП) развития территории, реализуемой на конкретном месте. Такая трактовка ЦЭЗ вооружает ее теоретико-методологическими инструментами, присущими как для особой экономической зоны, так и для экономических программ. Идея о целевой экономической зоне (ЦЭЗ), которая является дальнейшим развитием теории об ОЭЗ и ее применения в конкретных условиях, может быть успешно использована в Республике Тыва.
Особая экономическая зоны
целевая экономическая зоны
слаборазвитый регион
федеральные и региональные целевые программы.
1. Асаул А.Н. Концептуальная основа региональной политики поддержки научно-технологических парков / А.Н. Асаул // Экономическое возрождение России. – 2005. – № 3. – С. 3–7.
2. Асаул А.Н. Особые экономические зоны в России / А.Н. Асаул // Экономическое возрождение России. – 2007. – № 1. – С. 3–7.
3. Асаул А.Н. Проблемы проектирования особых экономических зон на территории России / А.Н. Асаул // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2007. – Т. 82. – С. 128–135.
4. Балакина Г.Ф. Стратегии развития Республики Тува как депрессивного региона / Г. Ф. Балакина // Экономическое возрождение России. – 2011. – № 4(30). – С.99-107
5. Введение в инноватику / А. Н. Асаул [и др.]. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2010. – 280 с.
6. Лебедев В.И. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва и перспективы его освоения / В.И. Лебедев, М.Ф. Лебедева, Н.И. Лебедев // Экономическое возрождение России. – 2009. – №3(21). – С.66–72.
7. Соян М.К. Концепция развития «особого» региона путем формирования целевой экономической зоны / М.К. Соян // Экономическое возрождение России. – 2011. – № 2(28). – С.132–138.
8. Соян М.К. Об идентификации слаборазвитых и депрессивных регионов / М.К. Соян, В.И. Котельников // Экономическое возрождение России. – 2012. – № 2(32). – С.150–156.

При типологизации ОЭЗ качестве классификационного признака принимают различные критерии. По сектору экономики можно выделить торговые, производственные и оказывающие услуги экономические зоны; по специализации хозяйственной деятельности - торговые, производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные экономические зоны; по видам льгот - налоговые, экспортные и импортные зоны; по стимулам - зоны с упрощенной регистрацией фирмы, ускоренной амортизацией основных фондов и другие.

Мировая история развития ОЭЗ показывает, что с точки зрения доминирующего сектора экономики, они претерпели эволюцию от торговли товарами до сборки продукции и оказания услуг. Простейшие формы зон первого поколения появились еще в XVI веке, в 1547 г. Ливорно (в итальянской области Тоскана) был объявлен городом свободной торговли. К этому же типу относятся зоны свободной торговли, в пределах которых освобождены таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров. Они сейчас имеются во многих странах, но более всего распространены в индустриальных странах.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон. В развивающихся странах в 1960-х годах возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта за счет притока иностранных капиталов, поэтому свободные зоны стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Современная модель промышленно-производственные зоны берет начало от ирландского аэропорта «Шеннон» созданной в 1959 г. В аэропорте на площади 15 га была создана промышленно-производственная зона с целью организации 300 новых рабочих мест, через 15 лет их там насчитывалось 23000 рабочих мест. Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных азиатских странах.

В 1970‒80-е годы образовались технико-внедренческие зоны третьего поколения. Они создаются специально при государственной поддержке вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные компании. Самый известный в мире технопарк «Силиконовая долина» (в США) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников.

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом для организаций, оказывающих различные финансово-экономические услуги. Они привлекают предпринимателей благоприятным валютнофинансовым, фискальным режимами, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Сервисные зоны офшорного типа функционируют в Лихтенштейне, Панаме, Нормандских островах, на острове Мэн, Антильских островах, Мадейре, Либерии, Ирландии, Швейцарии и в других малых государственных образованиях. Офшорные зоны оцениваются специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что офшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных» денег и разного рода банковских афер.

Сравнительно недавно, в 1980-х годах, появились комплексные зоны. Они образуются путем установления особого режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. От других форм особые зоны отличаются большими пространственными масштабами и более широким полем деятельности. К комплексным зонам можно отнести «открытые районы» КНР, бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах. [5]

В России первые свободные экономические зоны (СЭЗ) возникли в 1990-х годах. Результаты их создания и функционирования не совсем удачны. Во-первых, они превратились в «черные дыры», куда утекали общественные средства в виде налоговых льгот и прямых бюджетных вливаний, во-вторых, скомпрометировали идею о возможном применении СЭЗ в нашей стране в качестве инструмента реализации региональной политики государства. Новый этап по развитию особых экономических зон на территории России начался с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - закон об ОЭЗ). Схема взаимодействия основных участников ОЭЗ представлена на рис. [1, 2].

Doc1_2.pdf

Рис. 1. Схема взаимодействия основных участников ОЭЗ

В нашей стране на ОЭЗ, как инструмент государственного регулирования регионального развития, распространены следующие взгляды:

а) особые экономические зоны должны поощрять предпринимательскую активность субъектов экономической деятельности;

б) особые экономические зоны должны способствовать научно- техническому прогрессу в регионе;

в) особые экономические зоны должны создавать условия для развития депрессивных регионов. [4, 8]

Видимо, все правы, но это разнообразие позиций невозможно согласовать в рамках одного вышеназванного закона об ОЭЗ. Поэтому предлагается рассмотреть систему целевых экономических зон (ЦЭЗ).

ЦЭЗ - это часть территории страны с особым экономико-правовым режимом функционирования, созданная для достижения поставленной социально-экономической цели на «особом» регионе. Социально-экономическая цель такой зоны проявляется через комплекс качественных и количественных показателей и параметров, которых необходимо добиваться к определенному сроку. Целевая экономическая зона с одной стороны, является разновидностью ОЭЗ, с другой стороны она обладает признаками федеральной и региональной целевой программы (ФЦП и РЦП) развития территории, реализуемой на конкретном месте. Такая трактовка ЦЭЗ вооружает ее теоретико-методологическими инструментами, присущими как для особой экономической зоны, так и для экономических программ. [7]

На территории Республики Тыва можно создать ЦЭЗ, основанной на вовлечении в хозяйственный оборот природных ресурсов и их глубокой переработки. Такой тип ЦЭЗ В. И. Лебедев называет зоной особого эколого-экономического режима природопользования (ЗОЭРП) [6]. Место ЦЭЗ в системе российских особых экономических зон показано на рис. 2.

Doc2.pdf

Рис. 2. Место ЦЭЗ в системе российских ОЭЗ

Обоснованность предлагаемого подхода решения социально- экономических проблем слаборазвитого региона достигается за счет:

  • высокого природно-ресурсного потенциала, который является конкурентным преимуществом региона;
  • максимального учета в модели ЦЭЗ особенностей страны и региона;
  • детальной разработки организационно-экономического механизма реализации ЦЭЗ;
  • построения модели ЦЭЗ с учетом модернизации экономики на основе инноваций;
  • позиционировании концепции ЦЭЗ как организационно-экономической инновации в государственном регулировании слаборазвитого региона.

В Республике Тыва из-за ее слаборазвитой экономической системы, достаточно трудно предложить работоспособную экономическую модель развития территории, которая успешно решила бы задачу достижения республикой среднероссийских значений базовых показателей в социально- экономическом развитии, следовательно, среднероссийского уровня и качества жизни на основе собственной экономической базы. В этих условиях идея о целевой экономической зоне (ЦЭЗ), которая является дальнейшим развитием теории об ОЭЗ и ее применения в конкретных условиях, может быть успешно использована в Республике Тыва.

Статья подготовлена в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда №13-12-17002 "Разработка организационно-экономического механизма формирования целевой экономической зоны на территории Республики Тыва".


Библиографическая ссылка

Асаул А.Н., Балакина Г.Ф., Соян М.К. СПЕЦИФИКА ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗОНЫ ДЛЯ СЛАБОРАЗВИТОГО РЕГИОНА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1. – С. 74-77;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33208 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674