Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ – СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ?

Евсельева Г.В. 1
1 Шадринский государственный педагогический институт

Одним из направлений активизации познавательной деятельности учащихся является формирование приемов их умственной деятельности на основе интеграции проблемного метода и метода программированных действий. Цель их сочетания определяется приданием развитию познавательной активности ученика индивидуального характера за счет неоднократного обращения к одной и той же проблеме во время урока. Дополнительное обращение к проблеме преследует цель, для одних учащихся, подтвердить справедливость своего решения, для других, – дополнить своё решение, для третьих, – убедиться в справедливости решения, выдвинутого более сильными учениками и понять его.

Алгоритм (алгоритмическое предписание) в рамках исследовательского метода – система указаний, определяющая лишь общие направления поиска плана решения задачи (задания) и оставляющая большие возможности для самостоятельного решения ряда вопросов, в частности, – самостоятельная формулировка задач исследования.

Польза алгоритмических предписаний определяется следующим:

1) применение алгоритма требует конкретизации знаний, переноса знаний на сходную или новую ситуацию, а это учит думать;

2) алгоритмическое решение типовых задач (заданий) формирует те мыслительные действия и умения, которые затем с автоматизмом навыка будут выполнять обучающиеся, переходя от решения типовых задач (заданий) к творческим;

3) алгоритмы облегчают процесс овладения умением решать задачи (умение решать задачи – это умение рассуждать, а алгоритмы как раз и иллюстрируют данное умение).

Формирование приемов умственной деятельности определяется следующие требования к содержанию алгоритмических предписаний:

1) лаконичность алгоритма (каждое предписание и вся система определяют самые существенные операции, необходимые для решения данного класса задач, и тем самым выражают основные черты метода решения этих задач, оставляя возможности для самостоятельной мыслительной работы обучаемых);

2) относительная элементарность каждого предписания;

3) полнота набора предписаний (на основе данной системы предписаний решается достаточно широкий, законченный класс задач).

Формы предъявления алгоритмических предписаний различны. Условно, по характеру предъявления информации, выделим следующие группы:

1) словесная форма (алгоритмические предписания представлены в виде определенной последовательности заданий, каждое из которых выражено в форме предложения);

2) абстрактная форма (алгоритмические предписания представлены в виде системы опорных сигналов, например, в виде системы формул, ключевых терминов);

3) схематичная форма (структура последовательности выполнения заданий представляется в виде рисунка, таблицы, схемы).


Библиографическая ссылка

Евсельева Г.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ – СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ? // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 139-139;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33016 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674