Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Володина ОА. 1 Машевская С.М. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
1. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.
2. Машевская С.М. Театральная деятельность как средство обучения риторике дошкольников и младших школьников // Начальная школа: до и после, № 4, 2010, 22-26.
3. Машевская С.М. Технология драматических игр Jeux dramatiques // Научный поиск, Шуя, 2012, № 3, с. 37-44.

Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Изучением ее занимались многие виднейшие педагоги и методисты (например, М.А. Дмитриева, М.П. Воюшина, В.Г. Маранцман др.) не теряет она свою актуальность и сегодня, поскольку именно игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания (новые ФГОС). Данная проблема многогранна, и требует углубленного изучения современными педагогами.

Среди методик, по которым педагог может вести занятия в образовательных учреждениях, мы можем выделить три: социоигровая методика (В.М. Букатов, А.П. Ершова) [1], методика невербальных драматических игр Jeux dramatiques [3], методика драматических игр С.М. Машевской [2].

Мы разработали и провели урок литературы в пятом классе, используя социоигровую методику. Это был обобщающий заключительный урок по произведению А. Погорельского «Черная курица или подземные жители» в 5 «Б» классе МОУСОШ №2 г. Южи Ивановской области.

Наш урок состоял из шести этапов.

На организационном этапе, задача которого – познакомиться с ребятами и настроить их на урок по сказке Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители», мы представили себя ученикам, провели игру-приветствие «Доброе утро в ладошку». Игра-приветствие проводилась следующим образом: ребята сложили ладошки вместе, и педагог передала свое «Доброе утро» первому ученику со словами: «Доброе утро, Катенька! (имя ученика)», тот передавал соседу и так далее. Ладошки с «Добрым утром!» нужно держать закрытыми. Когда очередь дошла до последнего ученика, он передал свое «Доброе утро» учителю. Затем ребята встали, и, раскрывая ладошки, выпустили вверх «Доброе утро». Ребята с радостью провели новую для них игру и были позитивно настроены на урок. Все это у нас заняло 4 минуты.

Задачей второго этап был анализ сказки А. Погорельского. Для решения этой задачи мы провели игру «Вопрос-ответ». В качестве игрового реквизита мы использовали яркий новогодний шар, который назвали Волшебным шаром. По времени данный этап занял около 5 минут.

Передавая Волшебный шар ребятам, мы спрашивали учеников об их личном отношении к главным героям, книге, задавали вопросы по тексту. Многие из ребят желали высказать свое мнение и подержать волшебный шар. И мы убедились в том, как «волшебный реквизит» и атмосфера занятия способны превратить опрос в очень привлекательную деятельность для детей.

На третьем этапе мы использовали классический приём социоигровой педагогики – работу в группах и игру «Шапка вопросов». Деление на команды также проводили через игру. Как известно, в 5-м классе мальчики и девочки – два разных лагеря. Чтобы не было обид и разногласий, мы предложили ребятам рассчитаться на «первый-второй» и написать свой номер на листочке бумаги и аккуратно его сложить. После этого мы сложили все номера в мешочек и перемешали. Затем каждый из ребят тянул номер. Образовалось две команды – с цифрой «1» и цифрой «2», готовые к совместной работе.

Перед нами стояла задача проверить знание текста, развить у ребят умения работать в команде и внимательно слушать друг друга.

Дома ребята приготовили по три вопроса по сказке Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители». Каждый из ребят одной команды задавал по одному вопросу другой команде. Таким образом, у нас задали вопрос все ученики, и искали ответ на вопрос тоже все ученики, но теперь уже в команде. За каждый вопрос и правильный ответ ребята получали фант в виде медальки, на которой была нарисована Черная курица. Игра проходила очень живо, не теряя при этом обучающего звучания. Этот оживленный процесс занял 10 минут и включил в активную работу весь класс. Порадовали нас и вопросы. Придуманные детьми и их вдумчивые достаточно глубокие ответы.

Четвертый этап нашего урока состоял из творческой игры с использованием пантомимы. На данном этапе мы предполагали развить у ребят воображение, пластическую выразительность, умение действовать в предлагаемых обстоятельствах и работать в команде. Мы объяснили ребятам, что такое пантомима и дали каждой команде по отрывку из сказки Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители». Это были эпизоды о том, как Алеша шел в царство подземного короля через комнату голландских старушек, но из-за невнимательности разбудил стражей. Второй эпизод – встреча Алеши и короля маленьких человечков. Ученикам было предложено, разыграть свой отрывок и представить его в виде пантомимы. Участие всех членов команды было обязательно. Также нужно было узнать по представленной пантомиме, какой это эпизод сказки. Дети взялись за работу с жаром. Мы наблюдали за подготовкой и помогали ребятам, когда них что-то не получалось. После окончания времени на подготовку, первая команда представила свой отрывок из сказки о том, как Алеша пришел в подземное царство, а вторая команда уже во время пантомимы выкрикивала догадки, о каком эпизоде из книги идет речь. Ребята сразу узнали отрывок. После представления отрывка второй команды о том, как Алеша очутился в царстве маленьких человечков, началось бурное обсуждение увиденного. Ребята верно назвали отрывок, но развилась дискуссия на тему, какие были куколки, до которых дотронулся Алеша. Разобравшись со всеми вопросами, участники каждой команды получил фант «черную курицу». 15 минут игры оживили ребят и наполнили их энергией.

После этого мы поменяли вид деятельности и место расположения детей в классе и провели небольшую викторину, чтобы закрепить знания автобиографии автора и самой сказки.

Викторина была достаточно сложная, так как содержала вопросы, касающиеся второстепенных вещей в сказке, о которых автор говорил при описании города, комнаты или праздничного стола. Ребята верно ответили практически на все вопросы. Каждый из ребят желал ответить, поэтому мы давали фанты (на викторине мы использовали особые большие фанты «черной курицы») даже за дополнения. Викторина была небольшая, поэтому заняла всего 5 минут.

Последний шестой этап – заключительный. Мы подводили итог сказки вместе с ребятами, сделали выводы о том, какие нравственные уроки жизни мы получили из сказки. Для заключительной части мы использовали игру «Прощание с Алешей». Мы взяли куклу-мальчика и предложили ребятам поговорить с Алёшей-куклой, проанализировать его поведение в сказке «Черная курица или подземные жители». Начался разговор: ребята давали советы Алеше, указывали на его ошибки, на его достоинства и прощались с ним. Ребята советовали Алеше быть таким же прилежным мальчиком как в начале сказки и никогда не выдавать чужих тайн, не предавать друзей, думать не только о себе и учить уроки самому, а не с помощью волшебного семечка. Подводя итоги урока, мы поблагодарили ребят за активное участие в играх, похвалили за хорошее знание сказки и отметили, что нам было приятно работать в классе.

Социоигровая методика помогла нам интересно провести урок, закрепить знания учеников на глубоком эмоциональном уровне, чему немало способствовала в игровая атмосфера урока, и приёмы школьной театральной педагогики.


Библиографическая ссылка

Володина ОА., Машевская С.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 132-133;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33008 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674